Перейти к основному содержанию

Номер двигателя не читается. Можно ли зарегистрировать авто в ГИБДД?

Автор: Редактор

Есть такая поговорка: годы берут своё. Она справедлива не только в отношении человека, но и жизненного цикла автомобиля. Точнее, узлов и агрегатов, в том числе двигателя. Наравне с нарушением нормальной работы, коррозия чревата появлением ржавчины и откровенной гнили на корпусе мотора — нередко в том месте, где выбит номер. И возникает тревожный вопрос: возможна ли постановка автомобиля на учет в ГИБДД с таким дефектом?

Скажем сразу: если причиной нечитаемого номера действительно является коррозия, а не механическое вмешательство, то вы имеете все шансы зарегистрировать транспортное средство в Госавтоинспекции. Правда, следует знать о некоторых нюансах. 

Является ли двигатель основным компонентом автомобиля

В действующем законодательстве четко прописано, как поставить авто на учёт: в любом регистрационном подразделении предоставляете автомобиль на осмотр, уплачиваете пошлины и подаете (обновляете) документы.

На практике нередки случаи, когда собственнику транспортного средства отказывают в совершении регистрационных действий именно из-за нечитаемости двигателя. Основанием для такого вердикта является статья 20 Федерального закона № 283-ФЗ (Закона о госрегистрации транспорта) от 3 августа 2018 года, пункт 1 которой запрещает регистрацию машины, если на основном её компоненте маркировка скрыта, изменена либо уничтожена.

Но давайте выясним, какие компоненты авто являются основными. Для этого обратимся к тому же Федеральному закону № 283-ФЗ и воспользуемся пунктом 3 статьи 4, где сказано, что основные компоненты — это кузов, рама и кабина. Двигатель не упоминается — от слова «совсем».

Таким образом, мотор не считается основным компонентом. Фактически это запчасть. Правда, ни один сегодняшний нормативно-правовой акт таким статусом его не наделяет, что приводит к путанице и недопониманию.

Поэтому при осмотре автомобиля сотрудник ГИБДД традиционно обращается к номеру, выбитому на блоке цилиндров двигателя. Точнее, инспектор сверяет эти данные с теми, что указаны в ПТС (паспорте транспортного средства). Соответственно, в случае поражения ржавчиной буквенно-цифрового кода ничего сверить не получится. Тогда автовладельцу грозит криминалистическая экспертиза, в ходе которой выявляется причина отсутствия идентификатора — естественная (коррозия) либо механическая (то есть умышленные действия).

Подобное экспертное заключение непосредственным образом влияет на саму возможность постановки транспортного средства на учет в Госавтоинспекции. И если виновата коррозия, то машину в ГИБДД зарегистрируют без проблем.

VIN-код не может заменить номер двигателя?

Ответ: нет.

Обязанность сверять VIN-код прописана в пункте 19 Правил госрегистрации транспорта, утвержденных правительственным Постановлением № 1764 от 21 декабря 2019 года.

А вот практика сверки номера двигателя с данными ПТС нигде не прописана. Однако она активно применяется. И тому есть две причины.

Причина первая: несоответствие сведений на корпусе с информацией ПТС может свидетельствовать о том, что на транспортном средстве установлен другой тип мотора. А это уже является изменением конструкции, что обязательно должно регистрироваться в Госавтоинспекции. И если подтверждающие документы отсутствуют, то итогом осмотра станет отказ в постановке на учет. И это совершенно законно — в полном соответствии с пунктом 7.18 Перечня неисправностей и условий, запрещающих эксплуатацию транспорта (является приложением к ПДД).

Вторая причина: посредством проверки серии и номера двигателя в базах ГИБДД можно выявить угнанное авто. Безусловно, обнаружить такой транспорт с помощью идентификатора двигателя довольно проблематично, поскольку автомобиль объявляется в розыск целиком, однако инспекторы всё равно это делают.

В силу вышеизложенного проверяющий отнюдь не удовлетворяется одним лишь VIN-кодом. Особенно в ситуации, когда обнаруживает затёршийся либо сгнивший номер двигателя — тут криминалистическая экспертиза, можно сказать, гарантирована. И если в ходе осмотра сотрудник ГИБДД не заинтересовался мотором вашего «железного коня», тем более со стертым номером, — можете считать себя счастливчиком.

Как быть, если двигатель изначально без номера?

Такое тоже бывает. Подобная ситуация предусмотрена пунктом 3 статьи 20 Закона о госрегистрации транспорта, согласно которому отсутствие идентификационного номера на основном компоненте либо табличке изготовителя не может быть препятствием для постановки транспортного средства на учет.

Следовательно, если графа́ «Модель и номер двигателя» в ПТС содержит формулировку «б/н» (или что-то похожее), то инспектору на площадке МРЭО будет мало интересен номер мотора. Однако он обязательно проверит соответствие установленного агрегата марке и модели вашего автомобиля.

В случае разногласий, не отраженных в ПТС и СТС (свидетельстве о регистрации транспортного средства), — то есть при наличии незарегистрированного изменения конструкции, — вы также получите отказ в постановке автомобиля на учет согласно пункту 7.18 Перечня неисправностей и условий, запрещающих эксплуатацию транспорта.

Сгнивший номер двигателя: алгоритм регистрации автомобиля

Итак, главная особенность постановки авто на учет в этом случае — это криминалистическая экспертиза: туда вас направят практически гарантированно. И в итоге установят, что именно стало причиной уничтожения номера двигателя — коррозия либо умышленные действия.

Если экспертиза не обнаружила следов сознательного уничтожения, то машину поставят на учет.

В этом случае порядок ваших действий следующий.

Шаг первый. Вам необходимо записаться на регистрацию автомобиля в ГИБДД через Госуслуги, чтобы не терять время в живой очереди. В назначенный день и час вы прибываете в подразделение МРЭО, откуда направляетесь на площадку осмотра.

При обнаружении заржавевшего либо сгнившего номера двигателя отметка об успешном прохождении техосмотра вам не грозит — инспектор направит автомобиль на криминалистическую экспертизу. Как правило, подразделения Госавтоинспекции сотрудничают с подобными учреждениями на постоянной основе, поэтому сотрудник ГИБДД наверняка предоставит адрес и телефон соответствующей организации.

Шаг второй. К назначенной дате вы прибываете для проведения экспертизы автомобиля, точнее, двигателя. Цель — установление серии и номера мотора. Если усилия эксперта увенчаются успехом, он тут же сверит полученные сведения с базой угона. Кроме того, оценит, спиливался ли номер, то есть уничтожались ли выбитые цифры намеренно.

Выявление следов умышленного уничтожения идентификатора двигателя чревато серьезными последствиями для виновника: от штрафа 80 000 рублей до 3-летнего лишения свободы (если деяние совершено в составе организованной группы) — в соответствии со статьей 326 Уголовного кодекса.

Если же криминальной подоплёки нет, то эксперт, предварительно сфотографировав автомобиль и сектор на двигателе с нечитаемым номером, выдает вам заключение. Документ, конечно, официальный: подпись, печать — всё как полагается.

Экспертиза — удовольствие вовсе не бесплатное.  Стоимость ее колеблется от 3000 до 10 000 рублей — всё зависит от конкретного региона. Строго говоря, если ГИБДД выписывает направление на экспертизу и указывает конкретную организацию, то подобная услуга формально должна быть бесплатной. Однако уже на месте вам, скорее всего, заявят, что сама экспертиза не требует денег, а вот за демонтаж деталей моторного отсека придется заплатить.

Шаг третий. Имея на руках результаты экспертизы, вы посещаете МРЭО, конкретно — инспектора по розыску. Там вы пишете объяснительную, где указываете обстоятельства (с указанием даты и конкретного продавца) приобретения транспортного средства с «нечитаемым» двигателем.

Далее местный участковый получает материалы (вашу объяснительную и заключение эксперта) и выносит на их основании постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. В документе он указывает на отсутствие состава преступления, предусмотренного статьей 326 Уголовного кодекса, поскольку причина уничтожения номера носит естественный характер (ржавчина, гниение, истирание). Затем документы возвращаются обратно в ГИБДД.

Шаг четвертый. Получив бумаги, сотрудники МРЭО просят вас явиться к ним. Вы снова записываетесь (через Госуслуги) для сверки номеров и регистрации транспортного средства. Посетив подразделение в назначенное время, предъявляете в ходе осмотра экспертное заключение и отказное постановление. Инспектор, в свою очередь, делает в листе осмотра отметку об успешном прохождении процедуры.

Шаг пятый. Вы уплачиваете госпошлины.

Речь идет:

  • об услуге внесения изменений в ПТС — 350 рублей (245 рублей, если платеж проводится через Госуслуги, где предоставляется 30-процентная скидка);
  • получения нового СТС — 500 рублей (350 рублей через Госуслуги);
  • выдачи новых госномеров (если это необходимо) — 2000 рублей (1400 рублей через Госуслуги).

В том случае, если эксперт не смог идентифицировать мотор, то ПТС и СТС будут содержать пометку «отсутствует» в графах с моделью и номером двигателя. Впрочем, это никак не скажется на регистрации автомобиля — вашу «ласточку» поставят на учет в ГИБДД без проблем.

К слову, перечень ваших документов, помимо ПТС и СТС, а также гражданского паспорта (куда же без него) и заявления на регистрацию авто, должен включать договор купли-продажи (ДКП), действующую диагностическую карту (если машине более четырех лет) и полис ОСАГО. И еще квитанции об уплате госпошлин.

Повторимся, в изложенном алгоритме ваша главная задача — пройти криминалистическую экспертизу. Причем пройти так, чтобы на руки получить заключение о естественных причинах уничтожения моторного идентификатора. Такой вердикт открывает гарантированную возможность успешной регистрации автомобиля с нечитаемым номером двигателя. А вот что делать, если экспертиза выявила следы рукотворного удаления идентификатора?

Логичный вывод

Если установлено, что номер мотора сознательно приведен в нечитаемый вид, тогда, выводя за скобки интерес полиции в рамках статьи 326 Уголовного кодекса (поскольку это в данном случае не наша тема), последствие довольно логичное: отказ в постановке на учет автомобиля согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 20 Закона о госрегистрации транспорта.

Но в такой ситуации хочется понять, можно ли что-нибудь сделать или же это гарантированный отказ без вариантов. А варианты заключаются в замене двигателя либо возврате машины покупателю. Посмотрим, каковы шансы в каждом случае.

Замена двигателя: так можно?

Да, подобный вариант допустим. Более того, подчас это единственная возможность зарегистрировать проблемное авто. 

Идеальное решение, конечно же, заключается в замене нечитаемого двигателя на агрегат, точно соответствующий модели вашего транспортного средства, поскольку такая модернизация не является изменением конструкции — согласно пункту 77 Техрегламента Таможенного союза, утвержденного Решением Комиссии ТС № 877 от 9 декабря 2011 года.

Проведя замену, вы прибываете на площадку МРЭО и показываете автомобиль. А затем ваш ПТС пополняется сведениями о новом двигателе.

Возможен ли возврат автомобиля прежнему владельцу

Здесь нет однозначного ответа. Но попробовать обязательно сто́ит.

В том случае, когда вы приобрели автомобиль и в ходе осмотра на площадке МРЭО (либо по итогам экспертизы) выявили уничтоженный идентификатор мотора, вероятность успешного расторжения ДКП довольно высокая.

Итак, если с момента сделки миновала всего пара дней, предложите продавцу:

  • либо компенсировать вам затраты на проведение экспертизы, эвакуатора, любых других сопутствующих услуг и, самое главное, расходов на приобретение и установку другого двигателя;
  • либо аннулировать (расторгнуть) ДКП с возвратом проблемного автомобиля и получением всей уплаченной за него суммы.

Отметим, что, в соответствии с пунктом 2 статьи 452 Гражданского кодекса, эти предложения вы оформляете в письменном виде, направив продавцу досудебную претензию. И если получили отказ либо вообще не дождались ответа в 30-дневный срок, то следующий этап — обращение в суд. Если же досудебный этап пропущен, то в суде иск даже не примут.

Судебная тяжба — процесс длительный и затратный, поэтому дадим банальный, но очень действенный совет: возьмите за правило проверять перед покупкой не только работоспособность автомобиля, но читаемость VIN-кода и номера двигателя. И в случае обнаружения следов спиливания трижды подумайте, нужна ли вам эта головная боль. Принимая во внимание вышеизложенные риски, можно утверждать, что поиск других вариантов наверняка станет менее проблемным и дорогим.  

А если не ставить авто на учет?

Не регистрировать купленный автомобиль в ГИБДД закон действительно разрешает, но лишь в течение первых 10 дней с даты приобретения — согласно пункту 3 статьи 8 Закона о госрегистрации транспорта.

Такой период государство дает новому владельцу для переоформления машины на свое имя. Очевидно, что нечитаемый номер двигателя гарантированно означает несоблюдение установленного срока. 

Что будет в этом случае? А в этом случае, конечно же, будут штрафы.

Так, управление незарегистрированным автомобилем по прошествии 10-дневного срока грозит финансовым наказанием 500—800 рублей в соответствии с частью 1 статьи 12.1 КоАП.

К слову, сумму штрафа можно сократить вдвое, если уплатить в 20-дневный срок с даты постановления. В этой ситуации главное — вовремя узнать о «письме счастья». И пожалуй, лучший способ сэкономить — воспользоваться мобильным приложением «РосШтрафы». Уже через 1-2 часа с момента регистрации штрафа в базе ГИБДД вы получаете уведомление. И здесь же, в приложении, за пару кликов погашаете задолженность, что мгновенно подтверждается электронной квитанцией.

А вот повторная встреча с инспектором обернется более суровым наказанием: штрафом 5000 рублей либо конфискацией водительского удостоверения на 1—3 месяца на основании части 1.1 статьи 12.1 Административного кодекса. Скидка при уплате штрафа тут уже не предусмотрена.

Таким образом, в случае попуска 10-дневного периода для постановки автомобиля на учет вы будете вынуждены пользоваться услугами эвакуатора, чтобы транспортировать автомобиль до ГИБДД и центра проведения экспертизы.

К слову, когда вы явитесь в подразделение Госавтоинспекции, то уже там получите дополнительный штраф в размере 1500—2000 рублей за несоблюдение законодательно уставленного срока регистрации автомобиля — согласно части 1 статьи 19.22 Административного кодекса. Уплатить его с 50-процентной скидкой также нельзя.

Наши сервисы
Наши сервисы
Оформить полис ОСАГО
Оформить полис ОСАГО
Оформить
Проверить налоговые задолженности по ИНН
Проверить налоговые задолженности по ИНН
Проверить
Установите плагин для браузера и получайте уведомления вовремя
Установите плагин для браузера и получайте уведомления вовремя
Установить