Перейти к основному содержанию

Может ли расписка заменить европротокол при ДТП

Автор: Редактор

Одним из рабочих инструментов признания и возмещения ущерба в результате дорожно-транспортного происшествия является расписка. Впрочем, такие расписки нужно уметь оформлять. Как сделать это максимально грамотно, что не лишиться денежной компенсации? Рассказываем прямо сейчас.

Прежде всего отметим, что в Правилах дорожного движения напрочь отсутствует такое понятие, как расписка. Ни в обязанностях, ни в правах водителя при ДТП ее нет. А что же есть?

Если говорить об обязанностях

Как известно, в случае дорожно-транспортного происшествия первейшие действия водителя заключаются в остановке машины, включении «аварийки» и выставлении знака аварийной сигнализации — согласно пункту 2.5 ПДД.

При наличии пострадавших нужно сперва помочь им самостоятельно, а затем вызвать наряд полиции и скорую — в соответствии с требованиями пункта 2.6 ПДД.

Если же никто не погиб и не ранен, тогда без надобности вызывать экипаж ДПС — как гласит пункт 2.6.1 ПДД, можно ограничиться самостоятельным оформлением документов, если обстоятельства аварии соответствуют условиям, прописанным в статье 11.1 Закона об ОСАГО (Федерального закона № 40-ФЗ от 25 апреля 2002 года).

В свою очередь, условия эти сводятся к одновременному выполнению следующих требований:

  • участниками аварии стали только два автомобиля (не меньше и не больше);
  • оба водителя имеют страховку ОСАГО;
  • следствием ДТП стал исключительно имущественный ущерб, сумма которого не превышает 400 000 рублей.

Итак, мы, что называется, очертили предметную область, в которой не фигурирует расписка. Логично возникает вопрос…

Является ли расписка вообще юридически значимым документом?

Сразу скажем: да.

Несмотря на то, что расписка напрочь отсутствует в ПДД, она является законным инструментом возмещения ущерба после аварии. Кстати, она же, при необходимости, становится легитимным доказательством того, что участники ДТП не имеют друг к другу претензий.

Правомерность расписки подтверждает Гражданский кодекс. Правда, он рассматривает ее не в качестве самостоятельного документа, а в роли дополнения к договору займа. Другими словами, составляя расписку о выплате ущерба от аварии, водители договариваются, что виновник исполнит свои финансовые обязательства — выплатит пострадавшему деньги либо отремонтирует машину — спустя время, а не прямо сейчас.

Повторимся, с точки зрения закона, составлять расписку нужно как приложение к договору займа. А договора займа, в свою очередь, необходим в обязательном порядке при величине ущерба свыше 10 тыс. рублей — об этом гласит статья 808 Гражданского кодекса.

Однако судебная практика имеет определенные отличия от буквы закона. И в данном случае такое отличие является благом для пострадавшей стороны. Дело в том, что суды признаю́т расписку полноценным обязательством и в отсутствие договора займа.

Другими словами, наличие на руках расписки дает вам полное право на взыскание ущерба с виновника дорожно-транспортного происшествия даже без оформления заёмного договора. Правда, нужно помнить, что отсутствие у должника денег, имущества и официального дохода делает шансы на взыскание нулевыми — не поможет даже исполнительный лист.

А теперь скажем о существенном риске, которым чревато оформление расписки.

Лишение прав

Да, расписка может обернуться лишением водительского удостоверения. И дело тут не в само́м документе, а в потенциально возможных действиях после его составления.

Выше мы указали, что водители могут не вызывать ГИБДД при соблюдении требований, прописанных в Законе об ОСАГО. И если обстоятельства аварии таким требованиям соответствуют, то стороны могут оформить документы самостоятельно. Что это за документы? Речь идет о европротоколе — его допустимо заполнять как на бумаге, так и в электронном виде.

Но дело в том, что можно не оформлять даже европротокола, вместо него составив расписку о сроках возмещения ущерба либо отсутствии претензий друг к другу. И таким образом уладив дела, водители разъезжаются. Вот тут и появляется угроза лишения прав.

Поясним на примере. Вы составили расписку с виновником аварии, сели за руль и направились по своим делам. И второй водитель тоже уехал. Но потом вдруг вернулся. Затем он звонит в ГИБДД и заявляет, что вы покинули место аварии. И еще заявляет, что именно вы спровоцировали ДТП.

И здесь уже ситуация может радикально измениться, обернувшись против вас, ибо оставление места ДТП является тяжким административным нарушением, грозящим лишением прав на 12–18 месяцев согласно части 2 статьи 12.27 Административного кодекса.

Однако мы ранее выяснили, что расписка признается полноценным и самостоятельным документом, который фиксирует обязательства либо их отсутствие. Более того, в нашем случае расписка может защитить даже от лишения прав.

Состав правонарушения

Дело в том, что, согласно пункту 20 Постановления Пленума Верховного суда № 20 от 25 июня 2019 года, лишать водителя прав при оставлении места аварии можно исключительно при наличии состава правонарушения, подразумевающего обязательное присутствие умысла.

Еще раньше Конституционный суд Определением № 1702-О-О от 7 декабря 2010 года обязал учитывать при назначении ответственности попытку либо отсутствие попытки покинуть место аварии, дабы избежать наказания. 

Таким образом, состав правонарушения при оставлении места происшествия образуется при наличии умысла водителя, то есть его стремления уехать именно для того, чтобы не лишиться корочек и не возмещать ущерба пострадавшей стороне.

И в такой ситуации составленная расписка напрочь уничтожает даже теоретическую возможность умысла. В са́мом деле, инициатор ДТП признал свою вину и обязуется возместить ущерб, о чем обе стороны — пострадавший и виновник — составили расписку, после чего и разъехались. Всё в рамках закона. И потому ни о каком лишении прав не может быть и речи.

Почему же в ситуации с возвращением виновника аварии к месту ДТП после оформления расписки вы по-прежнему рискуете лишиться прав? Потому что расписку нужно составлять правильно.

Виды расписок при ДТП

Прежде всего отметим, что расписка при ДТП пишется в трех случаях: при отсутствии претензий, в ситуации компенсации ущерба на месте или же договоренности о выплате позднее. Коснемся каждого эпизода.

Претензий друг к другу нет. Честно говоря, писать расписку в этом случае — довольно сомнительное занятие. Например, потерпевший сегодня добрый, поэтому ничего не имеет против виновника аварии. А завтра всё может измениться, и пострадавший потребует возмещения ущерба. То же самое наверняка произойдет, если за рулем был не собственник машины, а наемный водитель — он, может, и не прочь разъехаться миром, но вот собственнику такой расклад явно не понравится, и тогда исковое требование к виновнику ДТП практически гарантировано.

Выплата на месте аварии. Оформление расписки о получении денег является, по сути, мировым соглашением и доказательством компенсации ущерба. Безусловно, такая расписка нужна прежде всего виновнику дорожно-транспортного происшествия, чтобы потерпевший не потребовал с него денег дважды и трижды.

Оплата будет потом. Расписка, подтверждающее обязательство виновника аварии возместить причиненный ущерб либо оплатить ремонт автомобиля позднее — это, пожалуй, самый распространенный вариант при ДТП. Такой формат максимально близко соответствуют договору займа, который мы упоминали выше.

Впрочем, вне зависимости от ситуации, когда составляется расписка, она должна иметь обязательные атрибуты, которые делают ее правильной, превращая из простой бумажки с текстом в юридически значимый документ.

Самое главное в расписке

А самое главное — указать все данные и все обстоятельства, в отсутствие которых невозможно установить, что ДТП вообще имело место, а виновник признал вину и обязался компенсировать ущерб.

Другими словами, расписка должна содержать:

  • дату и время дорожно-транспортного происшествия;
  • точное место ДТП;
  • сведения о транспортных средствах участников аварии (модель, госномер);
  • паспортные данные водителей с указанием виновника и потерпевшего;
  • конкретные обязательства или прямое указание на их отсутствие.

Что касается последнего пункта, то при отсутствии каких-либо требований в расписке необходимо зафиксировать, что стороны претензий друг к другу не имеют. К примеру, это актуально для ситуации, когда виновниками аварии являются оба участника. И тогда в записке указываете о признании по обоюдному согласию вины того и другого водителя, уточняя, что они несут ответственность за ДТП в равной степени. А далее пишете, что взаимные претензии по возмещению ущерба и прочим расходам у сторон отсутствуют.

Если виновник взял на себя обязательство возместить ущерб в будущем, то следует указать конкретную сумму и сроки ее выплаты. Расписку желательно усилить перечнем поврежденных деталей с указанием характера повреждений (от простых сколов до изломов, при которых необходима замена комплектующих).

В том случае, когда виновник расплатился прямо на месте аварии, расписка в получении денежных средств должна содержать сведения о дате, сумме и форме оплаты (при безналичном перечислении желательно добавить реквизиты счёта списания и счёта зачисления) с указанием ФИО отправителя и получателя. И в обязательном порядке прописывается, за что именно уплачены деньги.

А еще в конце нужно добавить, что оплата получена потерпевшим в полном объеме и претензий к виновнику аварии нет. Если речь идет о легком столкновении, нелишним будет упомянуть об отсутствии скрытых повреждений либо невозможности их возникновения из-за ДТП.

Кстати, указанные в расписке паспортные данные (включая подпись) обязательно сверьте с реальными документами. Даже если вы не оформляли европротокол, все равно сделайте фото обстоятельств аварии: общий план организации движения, знаки, разметка, повреждения автомобилей.

Надо ли заверять расписку у нотариуса

Действующее законодательство этого не требует. Суды принимают рукописные расписки, заверенные подписями каждой из сторон. При возникновении сомнений в их достоверности может быть назначена специальная каллиграфическая экспертиза, которая оценит подлинность подписей.

Впрочем, справедливо и обратное: нотариальное заверение расписки законом не запрещено. И если вы хотите это сделать — пожалуйста. Особенно если второй участник аварии предоставил данные, вызывающие сомнение в их подлинности, а нотариальные расходы вас не страшат.

Отметим, что визит к нотариусу потребует присутствия обоих участников дорожно-транспортного происшествия, которые обязаны предоставить свои паспорта. Возможно, потребуются документы на машины (поскольку расписка содержит сведения о них) или даже сами поврежденные автомобили, чтобы заверить расписку.

А если расписка не составлялась, реально ли взыскать ущерб?

В том случае, если обстоятельства аварии соответствуют условиям оформления европротокола, изложенным в статье 11.1 Закона об ОСАГО (о чем мы упоминали выше), то взыскание ущерба возможно, как ни странно, даже в отсутствие расписки.

Однако для этого понадобится доказать сам факт аварии, а также участие в ней второго транспортного средства. Причем вы должны будете доказать, что виноват другой водитель, а не вы.

Главная опасность в том, что вас самого́ могут лишить водительского удостоверения на 12–18 месяцев согласно части 2 статьи 12.27 Административного кодекса, поскольку вы оставили место ДТП, не оформив даже расписки. К счастью, подобный риск можно не только минимизировать, но и вовсе свести к нулю.

Дело в том, что указанная выше санкция грозит вам в течение трех месяцев с даты аварии. Именно такой срок установлен частью 1 статьи 4.5 Административного кодекса для правонарушений, рассматриваемых в суде. Таким образом, если подаете судебный иск либо заявление в Госавтоинспекцию позже 3-месячного срока с момента ДТП, то наказание (и, соответственно, лишение прав) вам не грозит.

Как быть с распиской, когда долг закрыт

После возмещения причиненного ущерба расписка передается тому, кто ущерб возместил. Уплата виновником аварии полной суммы, указанной в расписке, означает выполнение обязательства, поэтому расписка уже недействительна.

В такой ситуации виновник должен получить расписку (целой и невредимой), либо удостовериться в ее уничтожении, причем без возможности восстановления (то есть документ следует не просто разорвать пополам, а сжечь или измельчить шредером). 

Бывает и так, что потерпевший банально потерял расписку или просто забыл ее взять на встречу с виновником аварии. Как быть в такой ситуации? А в такой ситуации понадобится новая расписка, но в ней уже будет указано, что ущерб по прежней расписке (указывается дата ее составления) возмещен в полном объеме и обязательств больше не имеется.  

Вместо расписки — видео. Так можно?

Можно. Тем более, что подобный формат явно легче и проще бумажного варианта. Правда, он чреват своими подводными камнями.

Связано это с тем, что виновник, согласившись возмещать ущерб на момент съемки, запросто может потом передумать. И тогда суд, на фоне заявлений о вынужденном признании вины на камеру, вполне может усомниться в объективности и достоверности записи.

Тут имеется определенная аналогия с бумажной распиской, которая может быть документом, а может (если оформлена некорректно) считаться простой бумажкой. И чтобы видеорасписка стала легитимной, ее тоже необходимо составить (то есть записать) правильно.

Для этого при съемке обязательно захватите объективом, наравне с участниками аварии, дорожную инфраструктуру, включающую знаки, разметку и поврежденные транспортные средства. Прекрасно, если в кадр попадет уличное сооружение, показывающее текущую дату и время (впрочем, при отсутствии такой возможности можно ограничиться экраном смартфона или обратиться к мультимедиа автомобиля). 

Важное требование, делающее видеорасписку действительно легитимной: каждый водитель показывает на камеру главную страницу паспорта. И далее озвучивается текст расписки, в зависимости от конкретной ситуации (претензий нет, деньги выплачены на месте, оплата будет позже), который можно взять из шаблонов, предварительно отыскав их в интернете, и прочитать прямо с телефона.

banner