Как правильно оформить ДТП, или Почему возникают проблемы с выплатой по ОСАГО
ОСАГО

Как правильно оформить ДТП, или Почему возникают проблемы с выплатой по ОСАГО

517
Читать: 7 минут

ДТП – это всегда стресс. И первой реакцией на случившееся нередко становится растерянность. Главное тут — как можно скорее прийти в себя и начать адекватно реагировать на ситуацию: точно оценить причину аварии, зафиксировать детали и не создавать себе лишних проблем, в том числе связанных с выплатой ОСАГО.

В этой статей мы расскажем, как именно действовать при ДТП, чтобы не лишиться страховки по «автогражданке». Итак, поехали…

Почему не выплачивают страховку

Самая распространенная причина, по которой страховые компании отказываются компенсировать ущерб от аварии, — это некорректное оформление документов. 

Как отмечает Николай Волков, возглавляющий управление контроля качества страховой компании «МАКС», львиная доля трудностей возникает с выяснением обстоятельств ДТП, которые оформлены по европротоколу.

Зачастую бланк извещения о ДТП заполняется участниками дорожного инцидента не в полном объеме. Кто-то напрочь забывает, что схема столкновения также является обязательным атрибутом оформления. Нередко страдает точность описываемых обстоятельств аварии.

Удивительно, но, по словам Николая Волкова, участие инспекторов ГИБДД в оформлении происшествия — это вовсе не гарантия отсутствия ошибок и неточностей в справках, постановлениях или определениях о ДТП. И, пожалуй, первое место по недочетам — это отсутствующая подпись стража дорожного порядка.

Крайними в таких ситуациях, конечно же, оказываются водители, поскольку необходимо снова обращаться в подразделение Госавтоинспекции или, к примеру, бросаться на поиски другого участника ДТП для дополнения извещения.

По словам генерального директора АО «Тинькофф Страхование» Ивана Мироненко, наличие подобных ошибок и неточностей в «аварийных» материалах чревато серьезным увеличением сроков их рассмотрения, поскольку процедура каждый раз стопорится до тех пор, пока не будет предоставлен корректный документ.

Затягиванию сроков невольно способствует и то обстоятельство, что законом не предусматривается четкого срока, в рамках которого нужно исправить и снова представить документы в страховую компанию.

Как отмечается адвокатом Антоном Лелявским, представляющим московскую коллегию «Князев и партнеры», все эти проблемы решаются сугубо индивидуально. И в том случае, если участнику аварии не удается исправить недочеты, страховая компания имеет полное право отказаться выплачивать компенсацию, ибо с точки зрения закона это равносильно отсутствию необходимого пакета документов.

Со всей ответственностью

Итак, чтобы максимально исключить беготню за инспекторами ГИБДД или другим участником аварии после оформления документов, необходимо подойти к процессу их заполнения предельно ответственно и внимательно.

По мнению директора департамента страховых выплат компании «АльфаСтрахование» Александра Харагезова, особо тщательно нужно отнестись к оформлению европротокола, поскольку он предполагает самостоятельную фиксацию аварии в отсутствие сотрудников ГИБДД.

Ни в коем случае нельзя забывать о месте, дате и времени происшествия — эти сведения требуются обязательно. Равно как и обязательной должна быть схема аварии, причем составленная максимально подробно и точно. Наличие очевидцев также нужно зафиксировать в извещении, указав о них сведения (ФИО, место проживания).

Если документы, которые составили участники ДТП, содержат правки или помарки, то рядом с каждым исправлением должны стоять подписи обоих водителей. Такие уточнения позволят исключить возможные вопросы со стороны представителей страховой компании.

Оформляя аварию по европротоколу, следует удостовериться, что виновник ДТП указал на свою виновность в извещении, заверив собственной подписью. В случае оформления дорожного происшествия сотрудником ГИБДД всегда проверяйте корректность сведений о полисе ОСАГО и водительском удостоверении другого участника дорожного происшествия. Это крайне важно, ибо даже одна ошибочная цифра грозит невыплатой страховки.

Впрочем, нужно помнить, что европротокол — это лишь способ сэкономить время и нервы тем, кто попал в сравнительно небольшое ДТП. И подобный формат фиксации аварии — это право, но не обязанность автомобилистов. И при любых сомнениях или трудностях перед началом или в ходе самостоятельного составления документа всегда вызывайте к месту аварии наряд ГИБДД.

По словам управляющего партнера юридической компании Moscow Legal Алексея Хоруженко, такой шаг в любом случае снизит риски претензий страховщика по поводу правильного заполнения документов.  

Сроки уведомления о ДТП

Согласно части 2 статьи 11.1 Федерального закона № 40-ФЗ (Закона об ОСАГО) от 25 апреля 2002 года, участник аварии должен отправить страховщику извещение о ДТП не позднее пяти рабочих дней с момента дорожно-транспортного происшествия.

Для этого подойдет любой способ, при котором можно подтвердить факт отправки. Так, если автовладелец воспользовался мобильным приложением страховой компании, то фактом отправки (и получения) является отчет, который формируется после завершения процедуры.

Нарушение сроков уведомления о ДТП также позволяет страховой компании отказать в возмещении ущерба. Практика, однако, показывает, что подобное основание встречается крайне редко, поскольку автомобилисты в подавляющем большинстве случаев сразу после аварии ставят в известность страховщика.

Бывает, что водитель не уложился в отведенный законом срок по уважительной причине. К примеру, по состоянию здоровья. В этом случае страховая компания обязана принять документы о ДТП. Соответственно, отказаться выплачивать страховку по такому основанию, как нарушение срока уведомления об аварии, она уже права не имеет.

 

Новые статьи
Все статьи