ДТП с открытой дверью: кто виноват и работает ли ОСАГО в этом случае?
ОСАГО

ДТП с открытой дверью: кто виноват и работает ли ОСАГО в этом случае?

20632
Читать: 20 минут

Автомобиль останавливается. Распахивается дверь. И вдруг эту самую дверь бьет другая машина. Подобные случаи довольно часты. А значит, возникающие по этому поводу вопросы весьма актуальны. В свою очередь, вопросы довольно серьезные. Кого признают виновным в столкновении: открывшего дверь или в нее влетевшего? Работает ли страховка ОСАГО в этом случае? А как оформить такое происшествие? Ответы на эти и другие вопросы узнаете прямо сейчас.

С чего начнем? Конечно же, с начала. В представленном перечне вопрос «А как оформить такое происшествие?» можно считать первостепенным. Однако для правильного ответа следует, как говорится, пойди дальше и копнуть глубже. А именно — выяснить, является ли случившееся дорожно-транспортным происшествием, либо же речь идет о банальном повреждении имущества. Вот с этого и начнем. 

Что такое ДТП

Понятие дорожно-транспортного происшествия четко прописано в главном нормативно-правовом документе для каждого водителя — Правилах дорожного движения. Согласно пункту 1.2 ПДД, дорожно-транспортным происшествием признается событие с участием двигавшейся по дороге машины, обернувшееся ранением или гибелью людей либо имущественным ущербом.

Это определение подтверждается и Федеральным законом № 196-ФЗ (Законом о безопасности дорожного движения) от 10 декабря 1995 года, статья 2 которого содержит абсолютно такую же формулировку.

Получается, что речь идет о ДТП, если:

  • одна машина ехала, а вторая стояла с распахнутой дверью, что и стало причиной аварии;
  • в результате инцидента пострадали люди и (или) имущество.

Другими словами, если автомобиль стои́т, затем открывается дверь, которая царапает (или которую царапает) проезжающий транспорт — это однозначно ДТП.

Но ситуации бывают разные. Случается, что обе машины, ставшие участниками аварии, никуда не двигались. То есть водитель или пассажир одного автомобиля распахнул дверь и задел другое авто. Таким образом, речи о движении транспортного средства нет. А оно, это самое движение, указано ранее как один из ключевых факторов ДТП. И получается, что подобная ситуация не является дорожно-транспортным происшествием.

Однако так получается отнюдь не всегда. И чтобы это оценить по достоинству, давайте снова обратимся к Правилам дорожного движения.

Прежде всего, речь о термине «дорожное движение». Согласно пункту 2 ПДД, дорожным движением называют любые общественные отношения, возникающие в ходе пассажирских и грузовых перевозок по дорогам. А доро́гой, согласно тому же пункту 2 ПДД, является любое покрытие, предназначенное для движения транспорта.

В соответствии с Правилами дорожного движения, двигающиеся по дорогам транспортные средства останавливаются перед светофорами и пешеходными переходами, для высадки/посадки пассажиров, погрузки и разгрузки. А еще часто и подолгу могут простаивать в пробках. Всё это происходит на дорогах. И всё это называется технической остановкой транспортного средства.

Так вот. Если в процессе такой остановки у стоящей машины открывается дверь, которая царапает другую машину, то подобное событие также является дорожно-транспортным происшествием, ибо в этом случае обе машины являются участниками дорожного движения.

А теперь выясним, кто будет виновен в ДТП с участием двери: открывший ее либо в нее врезавшийся. И снова можно сказать о том, что обстоятельства бывают разные. И виновники — тоже.

Дверь царапает стоящую машину

В этой ситуации виновником призна́ют того, кто открыл дверь. Хотя конкретные обстоятельства также различаются. Вот ряд примеров.

Ситуация первая. На светофоре либо в дорожной пробке стоят два автомобиля. Вдруг распахивается дверь и царапает рядом стоящую машину. Напомним, что в этом случае оба транспортных средства являются участниками дорожного движения, поэтому случившееся — это ДТП. Виновником призна́ют того, кто открыл дверь. Заметим, что событие возникло в момент технической остановки. Это значит, что пункт 12.7 ПДД, запрещающий создавать помехи открытием двери при обычной остановке или стоянке, тут не действует, поэтому санкция по части 1 статьи 12.19 Административного кодекса, предусматривающая штраф 500 рублей, не применима.

Ситуация вторая. Открывшаяся дверь царапает соседнее авто на парковке. Виноват тот, кто распахнул дверь. Впрочем, никакой технической остановки тут нет, поэтому случившееся не является дорожно-транспортным происшествием. В этой ситуации фиксацией обстоятельств и нанесенного ущерба занимается уже участковый, а не инспекторы ГИБДД.

Ситуация третья. На движущемся автомобиле пассажир, не дождавшись остановки, открывает дверь, которая бьет стоящий автомобиль. Это совершенно точно ДТП. Виновником становится пассажир, поскольку он нарушил пункт 5.2 Правил дорожного движения, запрещающий открывать двери на ходу. И формально ему грозит штраф 300—500 рублей по статье 12.17 Административного кодекса, однако в реальности по ней привлекут только в случае умышленного причинения вреда, что нужно еще доказать (ну, или пассажир сам это признает). Впрочем, подобное обстоятельство не отменяет обязанности пассажира возместить причиненный вред, как это предписано статьей 1064 Гражданского кодекса.

В изложенных выше ситуациях аварии происходят при открытии двери только одного автомобиля. Но бывает и так, что двери распахиваются у двух машин одновременно. Причем оба транспорта в этот момент стоя́т. Получается, что машины ударились в буквальном смысле дверями. Здесь вина обоюдная. И это не ДТП. И схема возмещения ущерба тут максимально простая: взаимная оплата расходов на ремонт.

Мы рассмотрели случаи, когда распахнутая дверь царапает другое авто. А теперь посмотрим на эти события с другой стороны: открытую дверь стоя́щей машины бьет проезжающий мимо транспорт.

Открыл дверь и получил

Такой случай более традиционный. Не сказать, что более частый, но более традиционный. В том смысле, что речь идет о двери автомобиля как очевидной помехе. Другими словами, открытая дверь мешает проезду остальных машин.

Здесь виновником также является тот, кто открыл дверь, ибо такие действия нарушают пункт 12.7 ПДД. Нужно уточнить, что речь идет о внезапном открытии двери. И водители других автомобилей просто не успевают среагировать, поскольку не могли предвидеть столь внезапной помехи на дороге.

Поэтому открывшего дверь однозначно призна́ют нарушителем. И многочисленная судебная практика (например, дело № 1123/2019 от 16 июля 2019 года) подтверждает наши выводы.

Впрочем, бывает, что дверь открылась не только что, а довольно давно. И в таком виде машина стои́т уже продолжительный срок. А потом вдруг дверь подвергается «атаке» другого транспортного средства. И тут уже вина водителей может быть обоюдной.

Очевидно, в этой ситуации виноват водитель машины, у которой была открыта дверь, поскольку такое транспортное средство явно мешает другим участникам движения, нарушая тем самым пункт 12.7 Правил дорожного движения.  

В то же время, виноват и водитель машины, протаранившей открытую дверь. Почему? Потому что не соблюдал боковой интервал, нарушив тем самым пункт 9.10 ПДД. За это частью 1 статьи 12.15 Административного кодекса предусмотрено финансовое наказание в размере 1500 рублей.

Впрочем, практика по таким эпизодам в подавляющем большинстве случаев склоняется к обвинению лишь одного участника — водителя «распахнутой» машины. И такому водителю, создавшему помехи другим автомобилям, грозит штраф 2000 рублей (согласно части 4 статьи 12.19 Административного кодекса), если это случилось в регионе; на территории Москвы и Санкт-Петербурга санкция возрастает до 3000 рублей (в соответствии с пунктом 6 статьи 12.19 КоАП).

Правда, есть шанс оспорить штрафное постановление, доказав, что дверь была открыта длительное время и на протяжении всего этого периода не мешала транспорту двигаться. Неценимую помощь тут могут оказать видеозаписи с камер наблюдения и, конечно, свидетельства очевидцев. В теории нельзя исключать и заявления самого́ «въехавшего» водителя о том, что именно он «не углядел». Однако в реальности вероятность такого раскаяния ничтожно мала.

Взаимоотношения с мотоциклистами и велосипедистами

Речь о том, что при столкновении автомобилей из-за распахнутой двери ущерб, как правило, имущественный, а вот авария с участием велосипедистов (самокатчиков, мотоциклистов) чревата более тяжелыми последствиями, поскольку они рискуют своим здоровьем.

Учитывая это обстоятельство, давайте рассмотрим типичные случаи и выясним, кого призна́ют виновным.

Ситуация первая. В открытую дверь влетает велосипедист. Нарушитель — тот, кто открыл дверь. И он обязан возместить ущерб, причиненный здоровью пострадавшего. И если виновником стал водитель, то его страховая компания в рамках ОСАГО оплачивает расходы на лечение. А в том случае, когда дверь открыл пассажир, то именно он и будет платить велосипедисту — согласно пункту 1 статьи 1064 Гражданского кодекса.

Ситуация вторая. Виновником наезда признан велосипедист, нарушивший ПДД. Однако при столкновении он получил травмы. В такой ситуации у водителя все равно появляется обязанность по возмещению ущерба здоровью велосипедиста, поскольку автомобиль, согласно статье 1079 Гражданского кодекса, — это источник повышенной опасности (а велосипед таковым не является). Опять же, если автомобилист заключил договор ОСАГО, то возмещать ущерб будет страховая компания. Если нет, то платить придется из своего кошелька. К слову, в такой ситуации у водителя есть право требовать от велосипедиста возмещения ремонта поврежденного автомобиля — в добровольном или судебном порядке.

Повторимся, что вина в подобных случаях может быть обоюдной. Открывший дверь авто поплатится за помехи, созданные остальным участникам движения, в том числе велосипедистам, самокатчикам и мотоциклистам. Они же, в свою очередь, могут быть привлечены за езду между рядами (несоблюдение пункта 9.7 ПДД) и другие нарушения Правил дорожного движения.

Ваши действия при аварии с открытой дверью

Они совершенно аналогичны любому «бездверному» дорожно-транспортному происшествию. И потому порядок действий четко известен — он прописан пунктами 2.5–2.6.1 ПДД.

Итак, в случае ДТП с открытой дверью вы:

  • немедленно останавливаете машину (если в момент аварии она двигалась);
  • ставите авто на «аварийку» и выставляете «треугольник» (красно-оранжевый знак аварийной остановки);
  • при наличии пострадавших оказываете им помощь, затем вызываете скорую и ГИБДД (в экстренных случаях доставляете в больницу на собственном транспорте, после чего сразу возвращаетесь к месту аварии);
  • фиксируете место ДТП — делаете фото и видео таким образом, чтобы видны были светофоры, знаки, дорожная разметка и вывески;
  • пробуете отыскать очевидцев и найти видеозаписи камер наблюдения;
  • дожидаетесь приезда сотрудников Госавтоинспекции либо участкового (в зависимости от характера происшествия).

Как правило, в случае мелких ДТП участники могут не вызывать наряд, а, составив схему происшествия и подписав ее, самостоятельно отправиться к ближайшему посту ДПС или отделению ГИБДД для оформления. К таким мелким ДТП относятся, помимо прочего, аварии с открытой дверью. 

Можно ли воспользоваться европротоколом для оформления аварии?

Да, но только в определенных случаях.

Согласно статье 11.1 Закона об ОСАГО (Федерального закона № 40-ФЗ от 25 апреля 2002 года), упрощенным порядком оформления ДТП (иначе именуемым европротоколом) участники аварии вправе пользоваться в том случае, когда одновременно соблюдаются несколько условий:

  • столкнулись только два транспортных средства (не меньше и не больше);
  • оба участника происшествия имеют страховку ОСАГО (таким образом, велосипедисты и самокатчики отпадают);
  • сумма ущерба не превышает 100 000 рублей, а если участники не имеют разногласий по обстоятельствам аварии, то возможная компенсация вырастает до 400 000 рублей.

Повторимся: только при одновременном выполнении указанных выше условий можно заполнить европротокол (извещение о дорожно-транспортном происшествии) и не вызывать ГИБДД.

К слову, если дверь была открыта пассажиром, то оформление европротокола также невозможно. Точнее, это невозможно при наличии у пассажира полиса ОСАГО на другую машину, поскольку гражданскую ответственность в отношении этого автомобиля он не застраховал. Поэтому страховщик не будет возмещать за него ущерб.

А теперь о страховых случаях — подробнее.

Авария с дверью: это страховой случай?

В общем, да. Но исключения тоже есть.

Напомним, что, в соответствии со статьей 1 Закона об ОСАГО, страховым случаем признается ситуация, когда страховщик обязан возместить ущерб, который причинил клиент при использовании транспорта.

Эта же статья поясняет, что под использованием транспорта понимается его эксплуатация, в ходе которой машина ездит по дорогам и прилегающим территориям.

В то же время пунктом 12 Постановления Пленума Верховного суда № 58 от 26 декабря 2017 года отмечено, что ездой на машине ее эксплуатация не ограничивается — она включает в себя и сопутствующие действия, которые связаны с ездой.

Кроме того, вспомним пункт 1.2 ПДД, где дорожным движением называют любые общественные отношения, возникающие в ходе пассажирских и грузовых перевозок по дорогам.

Теперь переводим всё вышеизложенное с юридического на русский. И заключаем, что дверь авто, открытая для высадки или посадки пассажира, также является элементом дорожного движения. Следовательно, авария с открытой дверью является страховым случаем.

Такой вывод совершенно справедлив, однако не лишен исключений. Бывает, что причина распахнутой двери — мощный ветер. И подобная ситуация оказывается неожиданностью не только для проезжающих автомобилистов, но и для водителя «распахнутой» машины.

Впрочем, вне зависимости от степени удивления, удар открытой ветром дверью — это уже не страховой случай. Да, водитель не виноват, пассажир тоже ни при чем — во всем виновата природная стихия. И вот потому, что вины водителя как клиента страховой компании нет (а следовательно, нет и страхового случая), страховщик на законных основаниях откажется компенсировать ущерб. И тогда возмещение ущерба производится потерпевшим через суд — на основании статьи 1064 Гражданского кодекса.

Еще раз о штрафах

В заключение озвучим законодательные санкции, которыми чреваты дорожно-транспортные происшествия с участием открытой двери.

Отметим, что ответственность грозит не за аварию как таковую, а за нарушение Правил дорожного движения со стороны водителей и пассажиров. И размер такой ответственности напрямую связан с последствиями ДТП.

Когда водитель, остановившись, собственноручно открывает дверь, которую затем бьет другое транспортное средство, то он раскошеливается на 3000 рублей, если ДТП случилось на территории Санкт-Петербурга или Москвы (согласно части 6 статьи 12.19 КоАП), либо выплачивает государству 2000 рублей, если авария произошла в любом другом регионе страны (в соответствии с частью 3 статьи 12.19 Административного кодекса).

Если в ситуации выше дверь открыл пассажир, то ему грозит 500-рублевый штраф согласно части 1 статьи 12.19 КоАП (впрочем, может отделаться и предупреждением, хотя это маловероятно) либо финансовое наказание в размере 1000 рублей в соответствии с частью 1 статьи 12.30 Административного кодекса.

В случае причинения легкого вреда здоровью виновника ждет «вилка» наказаний: от штрафа 2500–5000 рублей до лишения прав на 12–18 месяцев согласно части 1 статьи 12.24 Административного кодекса.

Если пострадавшему причинен вред средней тяжести, наказание также может быть двояким: от штрафа 10 000–25 000 рублей до лишения прав на полтора-два года в соответствии с частью 2 статьи 12.24 КоАП.

В том случае, когда «дверная» авария поставила под угрозу жизнь пострадавшего или привела к его смерти, виновник подлежит ответственности уже по Уголовному кодексу. Согласно статье 264 УК, диапазон возможных наказаний достаточно широк: от ограничения свободы максимальным сроком 3 года до 15-летнего размещения в колонии — в зависимости от количества пострадавших и тяжести причиненного вреда. 

Практика свидетельствует, что суд в подавляющем большинстве случае признает виновным именно того, чьей рукой была открыта дверь. А нюансы, связанные с тем, когда это было сделано — за мгновение до столкновения либо задолго до аварии, — чаще всего не имеют особого значения при вынесении вердикта.

 

Новые статьи
Все статьи