Перейти к основному содержанию

Водителям разрешат оставлять место аварии

Автор: Редактор

Новый экспериментальный порядок оформления дорожно-транспортных происшествий внедрят на московских дорогах. Правда, пока лишь на магистралях, где царит высокая скорость движения. Там водителям разрешат оставлять место аварии, чтобы исключить повторные столкновения.

Нововведение уже поддержано автоэкспертами, однако страховые компании ожидают всплеска мошенничества в случае его реализации.

Снизить смертность на дорогах

Отметим, что инициативу одобрила правительственная комиссия по безопасности дорожного движения. Цель — предотвратить повторные аварии в ситуации, когда одно ДТП уже произошло.

Для этого участники происшествия заедут в карманы скоростных магистралей или найдут безопасный участок на обочине, где и будут ожидать экипаж ДПС либо самостоятельно оформят европротокол. Если ситуация спорная, то на помощь водителям придут комплексы фотовидеофиксации, записи которых восстановят хронологию происшествия.

По словам главы комиссии по безопасности дорожного движения Марата Хуснуллина, новые правила будут способствовать снижению смертности от аварий и сокращению заторов на дорогах.

Эта позиция поддерживается и руководителем проекта Probok.net Александром Шумским. Сегодня пункт 2.5 Правил дорожного движения требует от участника ДТП зафиксировать автомобиль на месте происшествия, включить «аварийку» с размещением перед машиной знака аварийной остановки, а также, согласно пункту 2.3.4 ПДД, надеть светоотражающий жилет в темное время суток или при недостаточной видимости на дороге.

На практике, отмечает Александр Шумский, реализация всех указанных требований нередко заканчивается наездами с тяжелыми последствиями. Статистика показывает, что 12,5 % от общего количества ДТП с летальным исходом на территории Москвы спровоцированы наездом на стоящий автомобиль, причем бо́льшая часть подобных происшествий — это вторичные аварии. 

Инициатива проведения эксперимента по изменению правил оформления ДТП принадлежит московскому Центру организации дорожного движения. Столица выбрана пилотным регионом в том числе и благодаря максимальному покрытию дорог комплексами фотовидеофиксации. Впрочем, нововведение заработает не по всей Москве, ограничившись пока МКАДом, Третьим транспортным кольцом и Северо-Восточной хордой.

Новый порядок оформления аварий потребует корректировки Закона о безопасности дорожного движения, Правил дорожного движения и Закона об ОСАГО. Разрабатывать проект станут эксперты Минстранса, ГИБДД и Центробанка при участии московских властей. До сих пор неизвестно, когда заработают новые правила и сколько продлится эксперимент.

Вместо разрешений — четкий запрет

По мнению Петра Шкуматова, возглавляющего рабочую группу ОНФ «Защита прав автомобилистов», снижение числа вторичных ДТП начнется лишь при отсутствии санкций (угрозы лишения прав) в случае движения с места аварии к безопасному участку.

Даже официальное разрешение такого маневра мало изменит ситуацию. Все водители разные. Соответственно, действовать в случае мелкой аварии они также могут по-разному. И если один направится к безопасному съезду, то второй вполне может остаться на месте происшествия. А потом случится так, что второму водителю просто вменят оставление места ДТП и, согласно части 2 статьи 12.27 Административного кодекса, лишат прав на полтора года.

Поэтому, как отмечает эксперт, требуется вместо разрешений установить четкий запрет — прописать в Правилах дорожного движения, что нельзя останавливаться при мелком ДТП и отсутствии пострадавших на трассе, где максимальная скорость превышает 60 км/ч, а нужно следовать к безопасному съезду. Иными путями ситуацию изменить не получится.

Впрочем, по словам президента Коллегии правовой защиты Виктора Травина, в ПДД и сегодня имеется пункт 2.6.1, который обязывает водителя освободить дорогу (предварительно зафиксировав расположение автомобилей), если в ДТП пострадало только имущество и движение других машин затруднено. Однако эксперт признаёт, что норма эта практически не работает, поскольку, благодаря стараниям еще работников ГАИ, в сознании большинства прочно засела установка «отъехал на метр — оставил место аварии — лишился прав».

А еще многие до сих пор опасаются наделать ошибок при заполнении европротокола, что повлечет отказ страховщика от выплат. И по этой причине водители снова ждут сотрудников ГИБДД, никуда не двигаясь с места.

Риски мошенничества

В страховом сообществе многие уверены, что новый порядок оформления мелких аварий приведет к резкой активизации мошенников.

По мнению заместителя гендиректора СК «МАКС» Виктора Алексеева, в случае реализации нововведения скрывать истинную картину профессиональным аферистам станет гораздо проще, а восстанавливать ее страховщикам — значительно сложнее.

Как заявили в страховой компании, это грозит ростом бытового мошенничества. К примеру, аварию провоцирует водитель, обладающий только полисом ОСАГО (то есть не имеющий каско). Однако виновником всегда является второй водитель, у которого каско есть, ибо такой полис гарантирует возмещение. Причем страховку получает и владелец ОСАГО, ведь он в данной ситуации якобы пострадавшая сторона.

Как отмечается генеральным директором «Тинькофф Страхования» Иваном Мироненко, новые правила оформления ДТП могут сократить страховые случаи по каско, если уменьшится число вторичных аварий. В то же время непонятно, как будут определяться участки дорог, внутри которых заработают нововведения, и как будет осуществляться доступ страховщиков к системам фотовидеофиксации, расположенным на таких участках.

Наши приложения

Установите приложение «РосШтрафы» на ваш

смартфон — вся информация о штрафах

ГИБДД, как на ладони.

Наши приложения

Установите приложение «РосШтрафы» на ваш смартфон —

вся информация о штрафах ГИБДД, как на ладони.

Наши сервисы
Наши сервисы
Оформить полис ОСАГО
Оформить полис ОСАГО
Оформить
Проверить налоговые задолженности по ИНН
Проверить налоговые задолженности по ИНН
Проверить
Установите плагин для браузера и получайте уведомления вовремя
Установите плагин для браузера и получайте уведомления вовремя
Установить