
Водители жалуются: страховщики отказываются продавать ОСАГО новичкам
Страховые компании всё чаще отказывают в покупке ОСАГО автомобилистам, не имеющим водительского стажа.>
Эта ситуация тем более вопиющая, поскольку, согласно пункту 1.5 Положения Центробанка № 431-П от 19 сентября 2014 года, страховщик не просто может, но обязан заключить договор ОСАГО (другими словами, продать полис) каждому, кто обратился за такой услугой и предоставил необходимый пакет документов.
Да, стоимость полиса может различаться для разных категорий автомобилистов. Но отказать в продаже «автогражданки» страховая компания не вправе. Это по закону. А вот на практике всё иначе.
>По словам автоюриста Сергея Смирнова, он получил серию жалоб от водителей, проживающих в Сибири и на Дальнем Востоке. В этих регионах страховщики отказывают в заключении договоров ОСАГО новичкам. Люди получили права, купили машину, однако страховку приобрести не могут.
Казалось бы, ситуация нелогичная, ведь если нет водительского стажа, то «автогражданка» существенно дороже, а значит, страховая компания на таком клиенте зарабатывает гораздо больше. Всё так. Но и есть и другая сторона медали — риски страхового возмещения. И новички, попадающие в ДТП гораздо чаще остальных, грозят принести компаниям убытки, перекрывающие доходы от продажи ОСАГО.
Поэтому страховщики под различными предлогами препятствуют заключению сделки в офисе, а возможность оформить ОСАГО на сайте отключают программным способом.
И похоже, компании, нарушая закон и подвергаясь риску быть оштрафованными, идут на это сознательно, выбирая между сравнительно небольшими финансовыми санкциями и серьезными затратами на страховые выплаты.
В доказательство Сергей Смирнов приводит эпизод, когда водитель, получивший отказ от САО «ВСК», обратился с жалобой в Центробанк. Главный финансовый регулятор признал страховую компанию виновной и выписал штраф 105 000 рублей. Но столь ничтожные санкции априори не могут испугать компанию, чистая прибыль которой по итогам прошлого года достигла 5,9 млрд рублей.