Владельцев электросамокатов и гироскутеров обяжут сдавать на права
Члены Общественной палаты РФ предлагают разрешить владельцам электросамокатов, моноколес и других гироскутеров проезд по дорогам, но лишь в крайней правой полосе и с водительским удостоверением категории M. Ездить же по тротуарам на таких устройствах запретят.
Разработка новых требований, которые войдут в ПДД, является своеобразным противовесом нормативам, предложенным ранее специалистами Минтранса и отклоненным по итогам рассмотрения профильной рабочей группы в рамках механизма «регуляторной гильотины» — инструмента, позволяющего пересматривать и отменять действующие нормативные акты.
Авторы нынешних изменений считают, что отказ от предыдущих поправок никак не повлиял на ситуацию со средствами индивидуальной мобильности (СИМ): они никуда не делись и, более того, продолжают активно развиваться, пользуясь все большей популярностью у населения.
В таких условиях регулирование движения электросамокатов и гироскутеров по дорогам, тротуарам и дворам является лишь вопросом времени. Согласно данным, озвученным начальником Научного центра БДД МВД Дмитрием Митрошиным на заседании Общественной палаты, по итогам минувшего года зарегистрирована 331 авария с участием СИМ, причем в ДТП погибли 6 человек. Таким образом, необходимость подобного шага назрела уже сегодня.
Кому тротуар, а кому доро́га
Отметим, что в поправках, которые ранее предлагал Минтранс, статус средства индивидуальной мобильности (термин впервые введен там же) присваивался не только электросамокатам и гироскутерам, но роликовым конькам, скейтам и даже лыжам.
Все устройства делили на две категории, в зависимости от источника, приводившего их в движение: мускульные и электрические. И всем разрешалось ездить по тротуару, однако разгоняться не выше 20 км/ч, а пешеходные переходы пересекать с переходной скоростью. Кроме того, если СИМ приводилось в движение электродвигателем, то имело право передвигаться по дорогам.
Нынешний вариант требований относит средство индивидуальной мобильности либо к транспортному средству, либо к механическому транспортному средству.
Первую категорию составляют устройства, для управления которыми требуется исключительно мускульная сила; другими словами, речь идет о скейтах, самокатах, роликовых коньках. Они тоже смогут ездить по тротуару. Первая категория также предусмотрена для гироскутеров и электросамокатов мощностью до 250 Вт и скоростью не выше 25 км/ч. Пока не решен окончательно вопрос, разрешить ли им свободное движение по тротуару или выделить велодорожку.
Что касается механических транспортных средств, то сюда попадают устройства, электродвигатель которых мощнее 250 Вт и максимальная скорость превышает 25 км/ч. Им будет разрешено передвигаться исключительно по дороге, но лишь в крайней правой полосе. Управлять такими устройствами можно будет только с 16 лет и при наличии прав категории M.
По словам заместителя главы комиссии Общественной палаты РФ по безопасности Александра Холодова, получение водительского удостоверения категории M облегчат, оставив лишь теоретический экзамен на знание ПДД.
Зачем вообще получать права на электросамокат?
В качестве обоснования получения прав отмечается, что механическое транспортное средство априори является источником повышенной опасности, поэтому ответственность за его эксплуатацию на дороге одинакова для всех водителей. К примеру, езда на электросамокате в пьяном виде будет караться, как у «полноценных» автомобилистов, штрафом 30 000 рублей либо конфискацией водительского удостоверения на 1,5-2 года согласно части 1 статьи 12.8 Административного кодекса.
Как заявляют эксперты, нынешний вариант требований к владельцам СИМ максимально соответствует практике сегодняшнего дня, чем существенно превосходит отвергнутые ранее поправки Минтранса. В то же время текст нововведений не лишен вопросов и является предметом обсуждений.
К примеру, представителями сообществ владельцев подобных устройств отмечается бессмысленность разделения СИМ по мощностным характеристикам. В доказательство приводится аргумент о том, что мощность не всегда связана с высокой скоростью — зачастую это критерий комфорта и гарантия того, что электросамокату или моноколесу под силу ехать вверх по дороге даже в ситуации, когда им управляет весьма грузный водитель.
Вопросы возникают и по поводу упоминания в новых требованиях владельцев роликовых коньков и скейтбордов. Они были и остались пешеходами, для которых правила давно установлены, поэтому их включение в категорию СИМ выглядит странным.
Кроме того, характеристику гироскутера или моноколеса как устройства, оснащенного электродвигателем, нельзя назвать универсальной. К примеру, если производитель вместо электродвигателя ставит водородный мотор, то формально это уже не гироскутер. Подобные нюансы должны быть предусмотрены заранее. Другими словами, необходимы унифицированные правила, которые не потребуется менять каждые два-три года.
