Перейти к основному содержанию

Владельцев электросамокатов и гироскутеров обяжут сдавать на права

Автор: Редактор

Члены Общественной палаты РФ предлагают разрешить владельцам электросамокатов, моноколес и других гироскутеров проезд по дорогам, но лишь в крайней правой полосе и с водительским удостоверением категории M. Ездить же по тротуарам на таких устройствах запретят.

Разработка новых требований, которые войдут в ПДД, является своеобразным противовесом нормативам, предложенным ранее специалистами Минтранса и отклоненным по итогам рассмотрения профильной рабочей группы в рамках механизма «регуляторной гильотины» — инструмента, позволяющего пересматривать и отменять действующие нормативные акты.

Авторы нынешних изменений считают, что отказ от предыдущих поправок никак не повлиял на ситуацию со средствами индивидуальной мобильности (СИМ): они никуда не делись и, более того, продолжают активно развиваться, пользуясь все большей популярностью у населения.

В таких условиях регулирование движения электросамокатов и гироскутеров по дорогам, тротуарам и дворам является лишь вопросом времени. Согласно данным, озвученным начальником Научного центра БДД МВД Дмитрием Митрошиным на заседании Общественной палаты, по итогам минувшего года зарегистрирована 331 авария с участием СИМ, причем в ДТП погибли 6 человек. Таким образом, необходимость подобного шага назрела уже сегодня.

Кому тротуар, а кому доро́га

Отметим, что в поправках, которые ранее предлагал Минтранс, статус средства индивидуальной мобильности (термин впервые введен там же) присваивался не только электросамокатам и гироскутерам, но роликовым конькам, скейтам и даже лыжам.

Все устройства делили на две категории, в зависимости от источника, приводившего их в движение: мускульные и электрические. И всем разрешалось ездить по тротуару, однако разгоняться не выше 20 км/ч, а пешеходные переходы пересекать с переходной скоростью. Кроме того, если СИМ приводилось в движение электродвигателем, то имело право передвигаться по дорогам.

Нынешний вариант требований относит средство индивидуальной мобильности либо к транспортному средству, либо к механическому транспортному средству.

Первую категорию составляют устройства, для управления которыми требуется исключительно мускульная сила; другими словами, речь идет о скейтах, самокатах, роликовых коньках. Они тоже смогут ездить по тротуару. Первая категория также предусмотрена для гироскутеров и электросамокатов мощностью до 250 Вт и скоростью не выше 25 км/ч. Пока не решен окончательно вопрос, разрешить ли им свободное движение по тротуару или выделить велодорожку.

Что касается механических транспортных средств, то сюда попадают устройства, электродвигатель которых мощнее 250 Вт и максимальная скорость превышает 25 км/ч. Им будет разрешено передвигаться исключительно по дороге, но лишь в крайней правой полосе. Управлять такими устройствами можно будет только с 16 лет и при наличии прав категории M.

По словам заместителя главы комиссии Общественной палаты РФ по безопасности Александра Холодова, получение водительского удостоверения категории M облегчат, оставив лишь теоретический экзамен на знание ПДД.

Зачем вообще получать права на электросамокат?

В качестве обоснования получения прав отмечается, что механическое транспортное средство априори является источником повышенной опасности, поэтому ответственность за его эксплуатацию на дороге одинакова для всех водителей. К примеру, езда на электросамокате в пьяном виде будет караться, как у «полноценных» автомобилистов, штрафом 30 000 рублей либо конфискацией водительского удостоверения на 1,5-2 года согласно части 1 статьи 12.8 Административного кодекса.

Как заявляют эксперты, нынешний вариант требований к владельцам СИМ максимально соответствует практике сегодняшнего дня, чем существенно превосходит отвергнутые ранее поправки Минтранса. В то же время текст нововведений не лишен вопросов и является предметом обсуждений.

К примеру, представителями сообществ владельцев подобных устройств отмечается бессмысленность разделения СИМ по мощностным характеристикам. В доказательство приводится аргумент о том, что мощность не всегда связана с высокой скоростью — зачастую это критерий комфорта и гарантия того, что электросамокату или моноколесу под силу ехать вверх по дороге даже в ситуации, когда им управляет весьма грузный водитель.   

Вопросы возникают и по поводу упоминания в новых требованиях владельцев роликовых коньков и скейтбордов. Они были и остались пешеходами, для которых правила давно установлены, поэтому их включение в категорию СИМ выглядит странным.

Кроме того, характеристику гироскутера или моноколеса как устройства, оснащенного электродвигателем, нельзя назвать универсальной. К примеру, если производитель вместо электродвигателя ставит водородный мотор, то формально это уже не гироскутер. Подобные нюансы должны быть предусмотрены заранее. Другими словами, необходимы унифицированные правила, которые не потребуется менять каждые два-три года.

Наши приложения

Установите приложение «РосШтрафы» на ваш

смартфон — вся информация о штрафах

ГИБДД, как на ладони.

Наши приложения

Установите приложение «РосШтрафы» на ваш смартфон —

вся информация о штрафах ГИБДД, как на ладони.

Наши сервисы
Наши сервисы
Оформить полис ОСАГО
Оформить полис ОСАГО
Оформить
Проверить налоговые задолженности по ИНН
Проверить налоговые задолженности по ИНН
Проверить
Установите плагин для браузера и получайте уведомления вовремя
Установите плагин для браузера и получайте уведомления вовремя
Установить