
Верховный суд пояснил, кто несет ответственность за ямы на дорогах
Ситуация: вы попали в яму или выбоину на дороге. Кто виновник аварии? Кому предъявлять претензии? Сейчас узнаете ответ.
Все дороги в нашей стране находятся в чьей-то собственности: федеральной, региональной, муниципальной. Собственник отдельно взятой трассы несет ответственность за ее состояние, поэтому россыпи нестандартных ям — это прямая вина дорожных служб конкретного собственника.
К слову, согласно ГОСТ Р 50597-2017, нестандартными являются выбоины длиннее 15 см, глубже 5 см и шире 40 см. Такие рытвины должны оснащаться специальными ограждениями с сигнальными огнями, а сам участок дороги, как правило, обозначается знаком 1.16 («Неровная дорога»).
Но даже при наличии предупреждающих знаков и ограждений ответственность за попадание автомобиля в нестандартную яму ложится на эксплуатирующую организацию.
Подобный вывод подтверждается Определением Верховного суда № 48-КГ22-16-К7 от 12 июля 2022 года.
Если габариты просадок, выбоин и проломов больше установленных ГОСТом, это однозначно нарушение.
Ответственность за такое нарушение ложится на владельца дороги, ибо он обязан ремонтировать и содержать ее в том виде, при котором обеспечивается безопасное дорожное движение — согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона № 196-ФЗ (Закона о безопасности дорожного движения) от 10 декабря 1995 года.
Следовательно, именно эксплуатирующая организация, уполномоченная собственником, должна в полной мере возместить ущерб из-за некачественного или поврежденного дорожного покрытия.
Кроме того, в случае обращения потерпевшего автомобилиста в суд вовсе не он обязан доказывать вину эксплуатирующей службы; напротив, сама служба должна привести доказательства собственной непричастности к дорожно-транспортному происшествию.
Очевидно, указанный вердикт Верховного суда станет для российских водителей весомым аргументом в отстаивании своих прав.