В стоимости восстановительного ремонта не будут учитывать возраст авто. Но ОСАГО из-за этого подорожает

В стоимости восстановительного ремонта не будут учитывать возраст авто. Но ОСАГО из-за этого подорожает

264
Читать: 3 минуты

Итак, бесконечная реформа ОСАГО снова набирает обороты. Изменения в этот раз более чем актуальные: увеличение максимальных выплат пострадавшим в аварии — с нынешних 500 000 рублей до 2 миллионов рублей. Кроме того, расчет стоимости восстановительного ремонта планируется проводить без учета износа деталей. Но, как говорится, за все нужно платить, и потому обратной стороной нововведения станет значительное подорожание полиса.

Отметим, что Банк России 20 октября 2021 года опубликовал проект указания, разрешающего страховым компаниями очередное 10-процентное увеличение тарифного коридора при формировании стоимости ОСАГО. Документ будет открыт для предложений и замечаний до 8 ноября нынешнего года.

Страховые выплаты вырастут. За счет водителей

Одновременно с грядущим тарифным расширением планируется увеличение лимитов страховых выплат при возмещении вреда здоровью: сумма вырастет сразу вчетверо — до 2 000 000 рублей, тогда как сегодня она составляет 500 000 рублей. Таким образом, платежи по ОСАГО уравняют с другими страховыми возмещениями.

По заявлению пресс-службы Российского союза автостраховщиков (РСА), подобная корректировка весьма актуальна, поскольку нынешняя компенсация вреда здоровью не покрывает уже реальной стоимости лечения и лекарств.

Но есть и плохая новость: повышение страховых лимитов вызовет рост тарифов «автогражданки». По оценке заместителя главы Центробанка Владимира Чистюхина, подорожание составит 20 — 25 % от нынешней цены полиса.

В то же время пресс-служба главного финансового регулятора страны обнадеживает тем, что рост ценника ОСАГО будет сдерживаться конкуренцией между страховыми компаниями, и потому продажа полисов исключительно по верхнему ценовому уровню маловероятна.

При этом в ЦБ отметили, что решение о дополнительном расширении коридора вызовет усиленную индивидуализацию и дифференциацию тарифов. В переводе на обычный язык это означает повышение доли водителей, которые сэкономят, когда будут продлевать полис. Для подобного утверждения имеются все основания, поскольку в результате предыдущей тарифной индивидуализации таких водителей стало на 10 % больше.

Восстановительный ремонт станут считать по-новому

Как известно, сегодня восстановительный ремонт привязан к возрасту авто. То есть фактические убытки пострадавшего в ДТП уменьшаются на возрастной коэффициент.

Подобная практика изобилует абсурдными ситуациями, когда, например, стоимость поврежденного крыла BMW 3 Series VI (F3x) Restyling 2016 года оценивается страховой компанией в 7,5 — 8 тыс. рублей, при этом рыночная стоимость составляет 22 — 27 тыс. рублей.

Подобная компенсация дает шанс на приобретение лишь некачественной китайской копии крыла; либо же оригинальной запчасти, но из разборки (снятой с другого авто). Естественно, многих не устраивают ремонты столь низкого качества — они обращаются в суды с требованием о повышении компенсации.

И вот, чтобы решить проблему массовых исков к страховым компаниям, в РСА хотят перестать учитывать износ поврежденных деталей в зависимости от возраста авто.

Подобный ход поддерживает Центробанк. Там уверены: это улучшит систему ОСАГО в целом. Правда, и здесь тот же минус: полис опять подорожает. И потому ЦБ выступает за плавное изменение тарифов «автогражданки» во избежание ситуации, когда цена полиса становится непомерно высокой, а значит, недоступной для многих водителей.

Нездоровая ситуация на рынке ОСАГО

По словам лидера автомобильного движения «Свобода выбора» Вячеслава Лысакова, в сегодняшних условиях любые реформы ОСАГО можно запускать лишь после тщательной антикоррупционной ревизии этой ниши страхования.

Как он заявляет, предвестником последней реформы ОСАГО во многом стала ситуация вокруг «Росгосстраха». Компания контролировала 30 % рынка страхования и вдруг стремительно стала терять позиции. Руководство объясняло столь крупные убытки агрессивной деятельностью автоюристов, которые успешно выдавливали «Росгосстрах» с рынка, выигрывая судебные иски.

Для спасения страховщиков от подобных разорений власти и надумали реформировать «автогражданку». Правда, еще в 2016 году выяснилось, что причиной провала «Росгосстраха» стали многомиллиардные хищения в компании.  Но реформа, тем не менее, состоялась.

Однако, вопреки модернизации ОСАГО, статистика последних лет свидетельствует о растущем недовольстве клиентов от деятельности страховых компаний. Это недовольство стало особенно явным после 1 июня 2019 года, когда, в соответствии с Федеральным законом № 123-ФЗ от 4 июня 2018 года, в России заработал институт страхового омбудсмена.

Уже по итогам 2019 года на страховые компании пожаловались 30 тыс. клиентов, хотя прежде этот показатель не превышал 11 тысяч обращений, что явно говорит о нездоровой ситуации на рынке. Впрочем, она и не может быть здоровой, когда деньги автовладельцев массово расхищаются.

Позиция Вячеслава Лысакова косвенно подтверждается даже главой РСА Игорем Юргенсом — он еще два года назад в стенах Госдумы озвучил цифры, согласно которым страховщики вывели из «автогражданки» 24 млрд рублей. Лидер «Свободы выбора» уверен: иначе как воровством это назвать нельзя.  

Так ли уж необходимо повышать тарифы?

Впрочем, расходы несут и страховые компании. Так, по словам вице-президента Национального автомобильного союза Яна Хайцеэра, тенденцией последнего времени объективно является подорожание как запчастей, так и в целом восстановительного ремонта. Однако тарифы ОСАГО крайне завышены. Так было всегда. И потому любые реформы «автогражданки» вполне можно реализовать и без подорожания полиса.

Кстати, есть четкая законодательная планка, позволяющая понять завышенность страховых тарифов. Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона № 40-ФЗ (Закона об ОСАГО) от 25 апреля 2002 года, минимум 80 % всего объема страховых премий (то есть денег клиентов, уплаченных за полис) должны тратиться на страховые выплаты (то есть компенсацию ущерба от аварии).

Однако, по словам, лидера движения «Автомобилисты России» Виктора Похмелкина, за весь период существования ОСАГО ни один страховщик не вышел на такой объем выплат. И что-то подсказывает, что и не планировал выходить.

Сегодня огромные суммы достаются страховым компаниям. И на фоне гигантских прибылей дополнительно обогащать страховщиков новым повышением стоимости ОСАГО — это не просто неверное решение, а явный шаг, идущий вразрез с действующим законодательством.

banner

 

Сейчас читают:

Все статьи
4/21/2024
Автоцифры: путешествие на Алтай
Что нужно знать тем, кто мечтает увидеть «Сибирскую Швейцарию»
403
4/17/2024
Машину разбили на парковке, пока владелец выпивал дома
Инструкция: что делать, если в крови алкоголь, но за руль вы не садились.
3,597
4/15/2024
Как не «убить» машину весной
Советы, которые помогут сохранить покрышки и сделать езду комфортной.
4,559
4/11/2024
Что изменится для автомобилистов с апреля
Список законов и нововведений.
44,648
4/7/2024
Закрываются глаза: как не заснуть за рулём
Советы помогут справиться с долгой поездкой.
13,825
4/4/2024
Что не стоит делать при «переобувке» колес
И как правильно заменить «зиму» на «лето».
27,661
3/31/2024
Просроченные штрафы ГИБДД: что грозит бизнесу
И почему возникают судебные задолженности?
2,744
3/25/2024
Каких автомобилистов не любят сотрудники ГИБДД
Почему штрафуют, и как избежать наказания.
65,979