Утилизационный сбор вырастет. Чем это обернется для покупателей авто

Утилизационный сбор вырастет. Чем это обернется для покупателей авто

266
Читать: 3 минуты

Чиновники федерального правительства завершают разработку проекта закона № 01/01/01-21/00112441, который повышает утилизационный сбор. А дилерские автоцентры тем временем готовятся к повышению цен.

Отметим, что указанным законопроектом кабинет министров планирует внести поправки в правительственное Постановление № 1291 от 26 декабря 2013 года. Именно эти поправки увеличивают на 25% базовые ставки для расчета утилизационного сбора. Соответствующий законопроект почти готов: ему остались финальные согласования и экспертизы.

Какие авто подорожают

По заверению чиновников, новая базовая ставка не приведет к фактическому повышению стоимости машин отечественной сборки, поскольку бренды, имеющие локализацию (то есть выпускающие узлы и агрегаты на территории нашей страны), получат правительственные субсидии, компенсирующие утилизационные выплаты. А вот «чистые» иномарки, собранные исключительно за границей, безусловно, вырастут в цене.

Средства, поступающие в федеральный бюджет через утилизационный сбор, расходуются на льготы при оформлении автокредита и лизинга, а также скидки на покупку газомоторной техники. Именно такие цели декларирует текст пояснительной записки к законопроекту.

К слову, утилизационный сбор рассчитывается путем умножения базовой ставки категории транспортного средства на расчетный коэффициент. Предыдущее его повышение случилось 1 января 2020 года: тогда увеличению подверглись расчетные коэффициенты, а базовые ставки остались на прежнем уровне.

Принятые меры спровоцировали подорожание новых автомобилей уже в первом квартале 2020-го. Так, для авто с объемом двигателя менее 1000 куб. сантиметров утилизационный сбор вырос на 46,1%; машины с объемом двигателя свыше 3500 куб. сантиметров показали рост на 145%.

Теперь же предусматривается повышение именно базовых ставок. Проект закона № 01/01/01-21/00112441 предвещает легковым авто повышение ставки до 25 000 рублей с нынешних 20 000 рублей; грузовикам —до 187 500 рублей с нынешних 150 000 рублей.

В такой ситуации можно с большой вероятностью утверждать, что грядущее повышение базовых ставок утилизационного сбора приведет к подорожанию не только «чистых» иномарок, но станет спусковым крючком для повышения цен (под любым предлогом) и на локализованные авто. Тем более, что степень локализации у каждого производителя своя.

На сколько вырастет ценник в салонах

Повышение стоимости авто ожидается от 1% до 3,5%: всё зависит от бренда и локализации конкретной модели.

По словам директора «Audi Авилон» Рената Тюктеева, не пройдет и месяца с момента вступления в силу повышенных ставок, а покупатели уже столкнутся с подорожанием вновь ввозимых авто. Причем рост ценника будет наблюдаться у всех брендов, но различаться в зависимости от степени локализации: чем она выше, тем меньше подорожание. Таким образом, чистому импорту не избежать максимального ценового скачка.

Руководитель «Audi Авилон» отмечает: ожидаемое подорожание до 3% — это ощутимо, однако не столь резко (а соответственно, и не так болезненно), как рост на 5% и выше. С другой стороны, утилизационный сбор вносит откровенно небольшой вклад в стоимость авто, уступая пальму первенства инфляции и девальвации рубля.

Именно два этих фактора сегодня играют решающую роль в формировании итоговой цены, которую видит покупатель в дилерском центре.

Мнение о второстепенности утилизационного сбора на грядущее подорожание новых авто находит отклик у генерального директора «АвтоСпецЦентра» Дениса Петрунина. Он предполагает, что новые базовые ставки попросту поблекнут на фоне других причин, вызывающих рост цен.

Когда грядет подорожание?

В свете изложенного выше можно резюмировать, что подорожание новых авто уже запланировано и в любом случае произойдет. Вне зависимости от сроков введения новых ставок утилизационного сбора, переписанными ценниками большинство дилеров «порадуют» покупателей уже в марте-апреле нынешнего года.

Так, по словам директора АО «Автодом» Андрея Ольховского, подорожание на уровне 2-3%, в которое будет «вшит» утилизационный сбор, коснется каждого сегмента отечественного авторынка, однако по времени растянется на 1-2 месяца. Связано это с тем, что никто из дилеров не спешит переписывать ценники.

Подобные шаги нужно делать медленно и плавно, особенно при девальвации рубля, чтобы не спровоцировать бегство массового покупателя и замораживание продаж в премиум-классе. С другой стороны, утилизационный сбор моментально увеличивает издержки производителей и импортеров, поэтому введение повышенных ставок тут же запустит волну корректировок прайс-листов по всему авторынку.

Такое видение событий находит отклик у директора по развитию компании «Рольф» Владимира Мирошникова. По мнению эксперта, подорожание совпадает с дефицитом авто среднего и верхнего ценового сегментов.

Это означает серьезное обострение борьбы за покупателей на фоне вынужденного роста цен, спровоцированного среди прочего повышением утилизационного сбора. И рост этот, безусловно, максимально затронет средний ценовой сегмент и премиум-класс.

Новые ставки выдержат не все

Чиновники Минпромторга еще в 2020 году заявили об индексации утилизационного сбора в течение следующих двух лет. И тогда же мотивировали автопроизводителей на локализацию производства.

По словам главы Минтранса Дениса Мантурова, сказанным еще в прошлом году, целью повышения утилизационного сбора является стимулирование компаний к тому, чтобы развертывать свои производственные площадки на территории нашей страны. Однако министр отметил, что некоторые игроки могут покинуть отечественный рынок, не согласившись с экономической политикой российских властей.

Как отмечают специалисты РОАД (Ассоциации российских автодилеров), утилизационный сбор может спровоцировать повышение стоимости авто различных брендов до 5%. При этом объем господдержки будет прямо зависеть от локализации конкретного производства, в наибольшей степени охватывая площадки с максимальным уровнем российской сборки.

Однако эксперты признаю́т риск того, что некоторые зарубежные модели уйдут с российского рынка в течение нынешнего года. А подобный исход событий неизбежно наложит отпечаток на всю отечественную дилерскую сеть. Какие это будет иметь последствия для покупателей и экономики в целом, покажет время.

banner

 

Сейчас читают:

Все статьи