Перейти к основному содержанию

Утилизационный сбор вырастет. Чем это обернется для покупателей авто

Автор: Редактор

Чиновники федерального правительства завершают разработку проекта закона № 01/01/01-21/00112441, который повышает утилизационный сбор. А дилерские автоцентры тем временем готовятся к повышению цен.

Отметим, что указанным законопроектом кабинет министров планирует внести поправки в правительственное Постановление № 1291 от 26 декабря 2013 года. Именно эти поправки увеличивают на 25% базовые ставки для расчета утилизационного сбора. Соответствующий законопроект почти готов: ему остались финальные согласования и экспертизы.

Какие авто подорожают

По заверению чиновников, новая базовая ставка не приведет к фактическому повышению стоимости машин отечественной сборки, поскольку бренды, имеющие локализацию (то есть выпускающие узлы и агрегаты на территории нашей страны), получат правительственные субсидии, компенсирующие утилизационные выплаты. А вот «чистые» иномарки, собранные исключительно за границей, безусловно, вырастут в цене.

Средства, поступающие в федеральный бюджет через утилизационный сбор, расходуются на льготы при оформлении автокредита и лизинга, а также скидки на покупку газомоторной техники. Именно такие цели декларирует текст пояснительной записки к законопроекту.

К слову, утилизационный сбор рассчитывается путем умножения базовой ставки категории транспортного средства на расчетный коэффициент. Предыдущее его повышение случилось 1 января 2020 года: тогда увеличению подверглись расчетные коэффициенты, а базовые ставки остались на прежнем уровне.

Принятые меры спровоцировали подорожание новых автомобилей уже в первом квартале 2020-го. Так, для авто с объемом двигателя менее 1000 куб. сантиметров утилизационный сбор вырос на 46,1%; машины с объемом двигателя свыше 3500 куб. сантиметров показали рост на 145%.

Теперь же предусматривается повышение именно базовых ставок. Проект закона № 01/01/01-21/00112441 предвещает легковым авто повышение ставки до 25 000 рублей с нынешних 20 000 рублей; грузовикам —до 187 500 рублей с нынешних 150 000 рублей.

В такой ситуации можно с большой вероятностью утверждать, что грядущее повышение базовых ставок утилизационного сбора приведет к подорожанию не только «чистых» иномарок, но станет спусковым крючком для повышения цен (под любым предлогом) и на локализованные авто. Тем более, что степень локализации у каждого производителя своя.

На сколько вырастет ценник в салонах

Повышение стоимости авто ожидается от 1% до 3,5%: всё зависит от бренда и локализации конкретной модели.

По словам директора «Audi Авилон» Рената Тюктеева, не пройдет и месяца с момента вступления в силу повышенных ставок, а покупатели уже столкнутся с подорожанием вновь ввозимых авто. Причем рост ценника будет наблюдаться у всех брендов, но различаться в зависимости от степени локализации: чем она выше, тем меньше подорожание. Таким образом, чистому импорту не избежать максимального ценового скачка.

Руководитель «Audi Авилон» отмечает: ожидаемое подорожание до 3% — это ощутимо, однако не столь резко (а соответственно, и не так болезненно), как рост на 5% и выше. С другой стороны, утилизационный сбор вносит откровенно небольшой вклад в стоимость авто, уступая пальму первенства инфляции и девальвации рубля.

Именно два этих фактора сегодня играют решающую роль в формировании итоговой цены, которую видит покупатель в дилерском центре.

Мнение о второстепенности утилизационного сбора на грядущее подорожание новых авто находит отклик у генерального директора «АвтоСпецЦентра» Дениса Петрунина. Он предполагает, что новые базовые ставки попросту поблекнут на фоне других причин, вызывающих рост цен.

Когда грядет подорожание?

В свете изложенного выше можно резюмировать, что подорожание новых авто уже запланировано и в любом случае произойдет. Вне зависимости от сроков введения новых ставок утилизационного сбора, переписанными ценниками большинство дилеров «порадуют» покупателей уже в марте-апреле нынешнего года.

Так, по словам директора АО «Автодом» Андрея Ольховского, подорожание на уровне 2-3%, в которое будет «вшит» утилизационный сбор, коснется каждого сегмента отечественного авторынка, однако по времени растянется на 1-2 месяца. Связано это с тем, что никто из дилеров не спешит переписывать ценники.

Подобные шаги нужно делать медленно и плавно, особенно при девальвации рубля, чтобы не спровоцировать бегство массового покупателя и замораживание продаж в премиум-классе. С другой стороны, утилизационный сбор моментально увеличивает издержки производителей и импортеров, поэтому введение повышенных ставок тут же запустит волну корректировок прайс-листов по всему авторынку.

Такое видение событий находит отклик у директора по развитию компании «Рольф» Владимира Мирошникова. По мнению эксперта, подорожание совпадает с дефицитом авто среднего и верхнего ценового сегментов.

Это означает серьезное обострение борьбы за покупателей на фоне вынужденного роста цен, спровоцированного среди прочего повышением утилизационного сбора. И рост этот, безусловно, максимально затронет средний ценовой сегмент и премиум-класс.

Новые ставки выдержат не все

Чиновники Минпромторга еще в 2020 году заявили об индексации утилизационного сбора в течение следующих двух лет. И тогда же мотивировали автопроизводителей на локализацию производства.

По словам главы Минтранса Дениса Мантурова, сказанным еще в прошлом году, целью повышения утилизационного сбора является стимулирование компаний к тому, чтобы развертывать свои производственные площадки на территории нашей страны. Однако министр отметил, что некоторые игроки могут покинуть отечественный рынок, не согласившись с экономической политикой российских властей.

Как отмечают специалисты РОАД (Ассоциации российских автодилеров), утилизационный сбор может спровоцировать повышение стоимости авто различных брендов до 5%. При этом объем господдержки будет прямо зависеть от локализации конкретного производства, в наибольшей степени охватывая площадки с максимальным уровнем российской сборки.

Однако эксперты признаю́т риск того, что некоторые зарубежные модели уйдут с российского рынка в течение нынешнего года. А подобный исход событий неизбежно наложит отпечаток на всю отечественную дилерскую сеть. Какие это будет иметь последствия для покупателей и экономики в целом, покажет время.

Наши приложения

Установите приложение «РосШтрафы» на ваш

смартфон — вся информация о штрафах

ГИБДД, как на ладони.

Наши приложения

Установите приложение «РосШтрафы» на ваш смартфон —

вся информация о штрафах ГИБДД, как на ладони.

Наши сервисы
Наши сервисы
Оформить полис ОСАГО
Оформить полис ОСАГО
Оформить
Проверить налоговые задолженности по ИНН
Проверить налоговые задолженности по ИНН
Проверить
Установите плагин для браузера и получайте уведомления вовремя
Установите плагин для браузера и получайте уведомления вовремя
Установить