Техосмотр: что изменится с 1 марта 2022 года

Техосмотр: что изменится с 1 марта 2022 года

487
Читать: 3 минуты

Похоже, реформа техосмотра (ТО) — процесс бесконечный. Уже с 1 марта нынешнего года правила снова изменятся. Безусловно, многим автомобилистам на фоне отмены обязательного ТО тема покажется неактуальной. Однако даже сегодня остаются случаи, когда обычные автовладельцы должны обзавестись действующей диагностической картой. И в этой связи вопрос о том, что изменится в техосмотре буквально через несколько дней, снова становится злободневным.

В двух словах: отсутствие ТО будет наказываться более серьезным штрафом, а процедура получения диагностической карты существенно усложнится. Теперь — подробнее…

Кого будут штрафовать за отсутствие диагностической карты

Итак, с 1 марта Административный кодекс будет жестче наказывать за отсутствие техосмотра.

В соответствии с Федеральным законом № 219-ФЗ от 26 июля 2019 года, из Административного кодекса исключается часть 2 статьи 12.1, предусматривающая штраф 800 рублей исключительно для водителей пассажирского и грузового транспорта.

Вместо этой нормы (согласно всё тому же Федеральному закону № 219-ФЗ) статья 12.5 КоАП пополняется частью 1.1, согласно которой раскошеливаться на 2000 рублей станут уже все водители, обязанные пройти ТО, однако не сделавшие этого.

Важный момент: необходимость иметь действующую диагностическую карту сохранится не только у владельцев коммерческого транспорта (грузовиков, автобусов, такси), но и частных лиц в некоторых ситуациях.

Так, пройти ТО потребуется в случае перерегистрации машины старше 4-летнего возраста либо внесения изменений в конструкцию авто (здесь возраст уже не имеет значения — диагностическая карта потребуется обязательно). При игнорировании этих требований нарушители будут раскошеливаться на 2000 рублей — согласно части 1.1 статьи 12.5 Административного кодекса.

По утверждению ГИБДД, штрафовать за отсутствие техосмотра (повторимся, исключительно в ситуациях, когда он по-прежнему законодательно предусмотрен) можно будет не чаще одного раза в сутки. 

Напомним, что Федеральным законом № 494-ФЗ от 20 декабря 2021 года внесены поправки:

  • в текст Закона о госрегистрации транспорта (Федерального закона № 283-ФЗ от 3 августа 2018 года);
  • Закона о техосмотре (Федерального закона № 170-ФЗ от 1 июля 2011 года).

Фактически отмена состоялась благодаря статье 15 Закона о техосмотре — именно она ликвидировала обязательный ТО для обычных автовладельцев. Изменения вступили в силу 30 декабря 2021 года и, по заявлению властей, отменили «обязаловку» для почти 50 млн машин.

Кто будет штрафовать: камеры либо инспекторы

Еще на этапе планирования новых санкций за непройденный техосмотр было решено, что выявлением подобных нарушений займутся комплексы фотовидеофиксации.

Но, как говорится, гладко было на бумаге. В реальности же базы ГИБДД оказались неподготовленными для четкого определения нарушения. К примеру, не способны предоставлять актуальные сведения, позволяющие сразу по реестру отличить такси от обычного авто.

Еще одна проблема: возраст машины, ставший особенно актуальным в силу новых требований к техосмотру частных автомобилей, также не всегда корректно передается из базы. Более того, даже понять разницу между легковым и грузовым транспортом подключенные к системам ГИБДД камеры могут не всегда.

По этим причинам еще 25 января текущего года прозвучало заявление начальника ГУОБДД МВД Владимира Кузина о том, что технические сложности не позволят начать проверку диагностических карт при помощи дорожных камер с 1 марта текущего года — эта обязанность ляжет исключительно на плечи инспекторов ГИБДД.

Пока неизвестно, когда на подобное дежурство заступят комплексы фотовидеофиксации, однако совершенно точно можно утверждать, что власти от идеи не откажутся и сделают всё, чтобы запустить цифровое наблюдение в ближайшее время.

Проверка на дорогах: контроль не снижается

Как сообщают в Госавтоинспекции, невзирая на отмену обязательного ТО, техническое состояние транспорта будет по-прежнему тщательно контролироваться.

Как и сейчас, дорожные полицейские будут иметь право осматривать авто и, при необходимости, требовать проехать на стационарный пункт техосмотра. И неважно, есть у водителя действующая диагностическая карта или нет. Правда, основание для этого появляется у сотрудника ГИБДД лишь в том случае, когда техническую неисправность видно невооруженном глазом.

К примеру, очевидная ситуация: водитель имеет при себе действующую диагностическую карту, а неисправности визуально не определяются. Тут, само собой, техническая проверка транспортному средству не грозит.

Другой пример. Водитель не проходил техосмотра (диагностической карты нет), поскольку законодательно от него освобожден. В такой ситуации инспектор обязательно проверит техническую исправность авто: либо визуально, либо воспользовавшись имеющимися техническими возможностями. Причем, как заявляют в ГИБДД, ведомство сегодня располагает даже передвижными лабораториями, позволяющими провести полную оценку технического состояния любого транспортного средства.

Отметим, что за управление технически неисправным автомобилем Административной кодекс предусматривает 500-рублевый штраф — согласно частям 1, 2 и 3.1 статьи 12.5 КоАП. Кроме того, некоторые технические проблемы (например, неисправная тормозная система) вообще приведут к отстранению от управления машиной с отправкой ее на штрафстоянку — в соответствии с частью 1 статьи 27.12 Административного кодекса.

Новые правила — новые фото

Речь о том, что с 1 марта нынешнего года делать фотографии автомобиля в пункте техосмотра нужно будет иначе, нежели сегодня.

Согласно Приказу Минтранса № 346 от 15 октября 2021 года, фотографии запечатлеют все стороны машины (в начале техосмотра — переднюю и боковую; в конце — заднюю и другую боковую), причем на снимках должен быть виден и технический эксперт, проводивший диагностику. Если для осмотра используется передвижная диагностическая линия, то одна из фотографий обязана продемонстрировать роликовый тормозной стенд.

Ни одно сделанное фото не должно подвергаться редактированию (включая изменение exif-данных). Любые фотоэффекты, приводящие к изменению естественного фона, облика автомобиля либо изображения эксперта, также под запретом. Напомним, что само транспортное средство в момент съемки должно располагаться не далее 40 метров от въезда или выезда из пункта ТО (это видно по координатам, которые сопровождают каждый снимок).

Напомним, что сейчас достаточно сфотографировать переднюю часть авто (в начале техосмотра) и заднюю (по его окончании). При этом снимок должен передавать достоверную информацию о цвете и марке машины, а также четко показывать госномер.

Практика свидетельствует, что подобная схема чревата многочисленными злоупотреблениями со стороны «серых» операторов ТО.

К примеру, фотографируют исключительно госномер либо переднюю часть авто с номером, а потом программой-редактором вставляют номер либо изображение машины в реальный снимок, сделанный в пункте техосмотра. Сделать это довольно просто, и сегодня такие обработанные фотографии обнаруживают довольно часто.

Перспективы техосмотра

Еще в начале статьи мы отметили, что реформировать систему техосмотра можно бесконечно. По крайней мере, в обозримом будущем ожидаются очередные изменения, запланированные властями в «дорожной карте» на период до 2023 года включительно.

Одна из наиболее значимых трансформаций связана с упрощением самой процедуры. По предложению Минтранса, в ходе обязательного техосмотра больше не будут проверять на потёки кондиционер, коробку передач и даже двигатель. Также не станут контролировать аварийный знак, огнетушитель и аптечку — по мнению ведомственных чиновников, подобные проверки являются откровенно избыточными.

Стоимость техосмотра намереваются повысить. Нынешняя ценовая методика разработана в 2012 году и, по мнению операторов ТО, безнадежно устарела. Сегодня водитель платит за услугу инструментальной диагностики в среднем 600 рублей. Как утверждают владельцы техсервисов, такие расценки ставят жирный крест как на перспективах закупки качественного оборудования, так и на достойной зарплате специалистов. Очевидно, власти прислушались к этим заявлениям.

Сейчас читают:

Все статьи