Стоимость запчастей по справочникам РСА выросла. Что будет с ценой «автогражданки»

Стоимость запчастей по справочникам РСА выросла. Что будет с ценой «автогражданки»

326
Читать: 3 минуты

Обновленные справочники РСА (Российского союза автостраховщиков) для оценки стоимости восстановительного ремонта по ОСАГО заработали в России с 19 июня нынешнего года. Новый релиз учитывает и сократившуюся с 19 марта (дата предыдущего обновления) номенклатуру запчастей, а также резкий взлет их стоимости. По мнению экспертов, увеличенные расценки на запчасти неизбежно вызовут подорожание «автогражданки».

Согласно пункту 6.4 Положения Центробанка № 755-П от 4 марта 2021 года, обновление справочников РСА осуществляется каждые три месяца. До 20 сентября 2021 года, когда документ вступил в силу, обновления проходили раз в полгода.

Актуальная картина

По данным РСА, наиболее бьющиеся запчасти в новых справочниках подорожали почти на 30 % (на 28,7 %, если говорить точно) по сравнению с предыдущим релизом. В свою очередь, именно такое 30-процентное подорожание за апрель-май нынешнего года отмечается автомобильными экспертами. Таким образом, нынешние прайсы в справочниках РСА формально отражают актуальную картину по рынку.

Причем речь идет о средневзвешенных ценах как оставшихся в России брендов, так и «замороженных» (например, Bosch). Причина в том, что, согласно методике Центробанка, справочники должны содержать стоимость компонентов и запчастей тех автомобильных марок, которые фигурируют минимум в 15 тысячах оформленных договоров ОСАГО.

В числе наиболее подорожавших брендов оказались Mazda (цены выросли на 41,9 % по сравнению с мартовскими справочниками), BMW (рост на 35,5 %), Ford (рост на 33,9 %), Toyota (рост на 32 %).

Как отмечается директором и сооснователем сети автосервисов Fit Service Данилой Соловьевым, максимальное подорожание коснулось кузовных запчастей и микроэлектроники. Причиной стали глобальные проблемы с чипами, начавшиеся еще в августе 2020 года, и, безусловно, нынешние санкции.

По словам эксперта, сегодняшний рост цен — это не предел. Еще до начала 2023 года запчасти дополнительно вырастут на 20–25 %. Этому способствует усложненная логистика параллельного импорта, а также грядущее подорожание пластика и металла.

На этом фоне примечательно, что в РСА не исключают появления откровенного дефицита некоторых запчастей. Впрочем, добавляют, что случится это не завтра, поскольку сегодняшние потребности покрываются складскими запасами. И пока ситуация выглядит достойно, правда, не без потерь: на сегодняшний день среди почти 1500 наиболее востребованных запчастей откровенно дефицитными являются только 20 позиций.

ОСАГО подорожает?

Страховые компании признаю́т, что повышение стоимости запчастей вызовет увеличение страховых выплат. Однако это позитивное обстоятельство имеет и обратную сторону: возросшие расходы по возмещению ущерба грозят обернуться подорожанием ОСАГО. Более того, перспектива повышения стоимости полиса уже стала предметом обсуждения в Центробанке.

Что касается увеличения размера выплат по ОСАГО, то, по словам исполнительного директора РСА Евгения Уфимцева, еще в мае нынешнего года был зафиксирован рост на 13 % (до 74 800 рублей) по сравнению с маем 2021 года. Выход новых справочников, как ожидается, спровоцирует дальнейший рост выплат, но, скорее всего, приведет и к увеличению средней стоимости «автогражданки».

Вывод о неизбежности подорожания ОСАГО поддерживается и директором департамента андеррайтинга и управления продуктами СК «Согласие» Павлом Нефедовым. При этом эксперт приветствует повышение справочных цен на запчасти, заявляя, что подобный рост отражает сегодняшние реалии, а значит, дает подлинную финансовую защиту владельцам полиса. 

К слову, не все убеждены в неизбежности повышения стоимости «автогражданки». Причем скептики имеются даже в страховом сообществе. Так, в «Совкомбанк-страховании» уверены, что среднесрочная перспектива не грозит подорожанием ОСАГО.

Как бы то ни было, даже при увеличении стоимости «автогражданки» повышение выплат по ОСАГО может стать явным плюсом для автомобилистов. Впрочем, и в условиях обновления цен в справочниках РСА не сто́ит делать весьма распространенную нынче ошибку: отказываться от восстановительного ремонта в пользу выплат живыми деньгами.

Дело в том, что компенсационная выплата в этом случае учитывает износ транспортного средства — согласно пункту 19 статьи 12 Федерального закона № 40-ФЗ (Закона об ОСАГО) от 25 апреля 2002 года. Это значит, что автовладелец гарантированно получит меньше требуемой суммы. Причем нередко сильно меньше — потери могут достигать 50 % стоимости восстановительного ремонта.

Таким образом, денежная выплата совершенно точно не покроет причиненного автомобилю ущерба. Кроме того, несмотря на сегодняшние сложности с поставкой запчастей, страховая компания по-прежнему несет ответственность за проведение восстановительного ремонта в 30-дневный срок с момента передачи машины в сервис — согласно пункту 15.2 Закона об ОСАГО. Поэтому отказываться от ремонта в любом случае невыгодно.

Сейчас читают:

Все статьи