Штраф за техосмотр с 1 марта: кого будут наказывать и задействуют ли дорожные камеры

Штраф за техосмотр с 1 марта: кого будут наказывать и задействуют ли дорожные камеры

684
Читать: 3 минуты

Уже с марта нынешнего года штраф за отсутствие техосмотра вырастет до 2000 рублей. Смогут ли дорожные камеры штрафовать нарушителей? Как это будет работать? Рассказываем прямо сейчас.

Напомним, что Федеральным законом № 219-ФЗ от 26 июля 2019 года из Административного кодекса исключается часть 2 статьи 12.1 (штрафующая не имеющих диагностической карты водителей грузового и пассажирского транспорта на 500 — 800 рублей); а в статье 12.5 появляется часть 1.1, карающая автомобилистов без техосмотра на 2000 рублей. Изменения вступят в силу 1 марта 2022 года.

Как заявляют власти, наказание за отсутствие диагностической карты грозит исключительно тем, кто, несмотря на отмену техосмотра, и сегодня обязан его проходить.

Технические сложности

Изначально планировалось таких нарушителей выявлять при помощи комплексов фотовидеофиксации, а выписывать штрафы — не чаще одного раза в 24 часа.

Однако заместителем начальника ГУОБДД МВД Владимиром Кузиным в ходе прошедшей 25 января пресс-конференции озвучено, что автоматическая фиксация этого нарушения откладывается в силу технических сложностей. И пока неясно, когда заработает.  

Проблема кроется в электронных базах ГИБДД: выяснилось, что крайне сложно «автоматом» отличать грузовик от легковушки, фиксировать год выпуска и сверять с реестром такси. В такой ситуации велик риск наказания водителей, которые вовсе не обязаны проходить техосмотр. По словам Владимира Кузина, запуск системы автоматической фиксации нарушителей без диагностических карт состоится лишь после устранения выявленных проблем.

Причина — недостаточное финансирование

Можно предположить, что нейросети еще не готовы решать столь масштабные задачи без участия человека. Впрочем, у представителя «Технологий распознавания» (разработчика программного обеспечения для дорожных камер) Сергея Кусова свое видение ситуации.

По его словам, причиной нынешних сложностей является низкая техническая оснащенность подразделений Госавтоинспекции. Считывание госномера — это сегодня простейшая задача для камер. Имея эту информацию, нейросети не составляет труда молниеносно проверить базы данных, сверяя номер с актуальными сведениями комплекса ЕАИС ТО (Единой автоматизированной информационной системы техосмотра).

Причем массив исходных данных для анализа резко сократился на фоне отмены техосмотра, поскольку, например, раньше нужно было проверять каждое авто старше 4-летнего возраста, а сегодня в этой категории достаточно проверить лишь машины, сменившие владельца. 

Поэтому цепочка «госномер — база ЕАИС ТО — данные собственника» не является сколь-нибудь сложной для автоматической отработки.

Другое дело, что реализация такой задачи требует серьезного финансирования, включая расходы по настройке нейросети, приобретению серверов для обработки и хранения данных. Отсутствие же полноценного денежного и технического обеспечения как раз и является причиной сегодняшних проблем.

В такой ситуации штрафовать водителей по-прежнему будут сотрудники Госавтоинспекции. Делать это планируют, соблюдая ряд условий.

Кого будут наказывать с 1 марта

В результате отмены техосмотра категории водителей, которым будет грозить штраф 2000 рублей с 1 марта нынешнего года, четко ограничены.

Согласно пункту 7 части 1 статьи 15 Федерального закона № 283-ФЗ (Закона о госрегистрации транспорта) от 3 августа 2018 года, обычному автовладельцу диагностическая карта потребуется:

  • для регистрации в подразделении ГИБДД транспортного средства возрастом более 4 лет — по причине покупки и смены собственника;
  • внесения изменений в конструкцию машины — вне зависимости от возраста.

А еще частный собственник, согласно части 7 статьи 15 Федерального закона № 170-ФЗ (Закона о техосмотре) от 1 июля 2011 года, обязан предоставить авто для техосмотра:

  • если пользуется им в служебных целях;
  • занимается перевозкой пассажиров и/или багажа.

Отсутствие диагностической карты в указанных случаях и будет являться основанием для штрафа 2000 рублей по части 1.1 статьи 12.5 Административного кодекса. Остальные водители неподсудны и наказанию за непройденный техосмотр не подлежат.

По словам ГИБДД

Как объясняют в самой Госавтоинспекции, при наличии диагностической карты проверка технического состояния авто возможна только в случае визуально заметной неисправности, угрожающей безопасности дорожного движения.

Другими словами, появление в зоне видимости инспектора транспортного средства с вытекающей тормозной жидкостью, отсутствующими болтами на колесах или отваливающимся карданом вызовет немедленную остановку и проверку такого «железного коня» — это будет логично и закономерно. И здесь уже не играет роли наличие либо отсутствие диагностической карты, которую, кстати, инспектор всегда может проверить по базе, воспользовавшись служебным планшетом.

С другой стороны, если визуальные признаки технической неисправности отсутствуют, то, согласно пункту 111 Административного регламента, утвержденного Приказом МВД № 664 от 23 августа 2017 года, отсутствуют и основания для такой проверки. Как отмечается Владимиром Кузиным, подобное законодательное уточнение призвано исключить излишнюю дотошность инспекторов в общении с водителями.

Если же диагностическая карта отсутствует в силу того, что водитель не должен ее получать по новым правилам техосмотра, тогда сотрудник ГИБДД обязательно проверяет авто: главным образом, визуально; но может и с применением технического оборудования. Как правило, при себе инспектор такого оборудования не имеет, однако сегодня Госавтоинспекция обладает передвижными лабораториями, позволяющими в случае необходимости оперативно и точно оценить техническое состояние любого транспортного средства.

Сейчас читают:

Все статьи
4/17/2024
Машину разбили на парковке, пока владелец выпивал дома
Инструкция: что делать, если в крови алкоголь, но за руль вы не садились.
495
4/15/2024
Как не «убить» машину весной
Советы, которые помогут сохранить покрышки и сделать езду комфортной.
1012
4/11/2024
Что изменится для автомобилистов с апреля
Список законов и нововведений.
23705
4/7/2024
Закрываются глаза: как не заснуть за рулём
Советы помогут справиться с долгой поездкой.
12011
4/4/2024
Что не стоит делать при «переобувке» колес
И как правильно заменить «зиму» на «лето».
27017
3/31/2024
Просроченные штрафы ГИБДД: что грозит бизнесу
И почему возникают судебные задолженности?
2655
3/25/2024
Каких автомобилистов не любят сотрудники ГИБДД
Почему штрафуют, и как избежать наказания.
65058
3/24/2024
Поющие дороги: почему их всё ещё нет в России?
Где их найти, как они звучат, для чего нужны.
4380