«Сделано в России»: самостоятельное производство запчастей для иномарок может стать реальностью

«Сделано в России»: самостоятельное производство запчастей для иномарок может стать реальностью

901
Читать: 3 минуты

На территории России могут начать выпускать иностранные автомобильные запчасти без лицензии. Соответствующее обращение к федеральному кабинету министров уже поступило от компаний — участников российского Союза автосервисов. В некоммерческой организации убеждены, что производство деталей для иномарок без иностранного участия абсолютно реально и даже необходимо в сегодняшних экономических условиях.

Текст обращения также содержит предложение легализовать процедуру восстановления компонентов и узлов с разобранных транспортных средств. С этой целью зарубежные автопроизводители должны предоставить техническую документацию независимым сервисам и производителям агрегатов.

Риски для всего автопарка

Интерес к восстановленным запчастям неизбежно будет расти, поэтому очень важно избежать производства деталей кустарным способом, организовав крупные производства и гарантировав таким образом массовые поставки.

Именно поэтому Союзом автосервисов подготовлено обращение в Комиссию ЕАЭС (Евразийского экономического союза) и федеральный Минпромторг с призывом обязать иностранных производителей ознакомить российские автокомпонентные заводы и сервисы с полной технической документацией об автомобилях, которые продаются в России.

Получив такие сведения, российские автосервисы смогут организовать собственное производство деталей для иномарок, привлекая для этого местные компании. Кроме того, планируется наладить ребилдинг — технологию углубленного восстановления компонентов, снятых с поврежденных автомобилей.   

В тексте обращения подчеркивается, что нынешняя ситуация чревата серьезными рисками всему автомобильному парку страны, угрожая массовыми поломками и радикальным снижением безопасности на дорогах.

Поэтому требуются оперативные меры, способные в короткие сроки наполнить отечественный рынок запчастей вновь изготовленными и восстановленными автомобильными компонентами. Такую задачу можно решить успешно и быстро, если обеспечить документацией существующие в России ремонтно-восстановительные производства. Причем эти предприятия требуется объединить общей программой, разработать которую реально в кратчайшие сроки.

Как отмечают представители Союза автосервисов, ребилдинг широко распространен в Европе. Речь, к примеру, идет о так называемых автошротах (от немецкого Schrot — части, куски), специализирующихся на реализации контрактных деталей.

Такая же практика вполне годится и для российских реалий. Главное тут — обязать автопроизводителей делиться технической информацией. И чтобы справиться с этой задачей наверняка, необходимо прописать соответствующее требование в Техрегламенте Таможенного союза (утвержден Решением Комиссии ТС № 877 от 9 декабря 2011 года). Норма должна распространяться на всех автопроизводителей, присутствующих на российском рынке.

В этом случае, по словам председателя правления Союза автосервисов Александра Пахомова, организация производства запчастей для иномарок в нашей стране вполне реальна. Главное — придать всем заинтересованным сторонам нужный импульс.

Ситуация кардинально поменялась

Говоря откровенно, запустить производство деталей нужно было давно — еще лет 15 назад. И тогда сегодняшняя Россия была бы полностью защищена от нынешних экономических перипетий, обладая собственными фабриками автозапчастей, как это сделано в Китае.

Однако в нашей стране всё произошло иначе. Иностранные производители изначально размещали наиболее выгодную им часть технологической цепочки — конечную сборку. Но даже если виднеются элементы глубокого производства, технология не сильно отличается от сборочной в силу тотальной роботизации, при которой даже перенастройка станков выполняется с помощью удаленного доступа, а сам специалист, как правило, находится за границей.

И это реальное упущение. Другие страны (не только США и ЕС, то и Турция, ЮАР, Корея) обязывают любого иностранного производителя, который продает на их рынке свой товар, предоставить местным изготовителям запчастей техническую документацию на быстроизнашиваемые элементы, дополнительные (сопутствующие) устройства и диагностические приборы.

В российском же Минпромторге изначально видели свою главную цель в наполнении отечественного рынка товарами. И потому ведомство сосредоточилось на создании условий для привлечения автопроизводителей, а также их официальных дилеров.

Откровенно говоря, цель действительно была хорошая и, можно даже сказать, благородная. Однако ситуация кардиальным образом изменилась, и сегодня срочно требуется организация собственного производства деталей для иномарок.

Если говорить о конкретном перечне запчастей, изготовление которых в России можно организовать в первую очередь, то, по словам специалистов Союза автосервисов, речь идет о компонентах подвески (в том числе пружинах и амортизаторах), фильтрах, деталях трансмиссии и двигателя, а также элементах системы охлаждения и тормозной системы.

Цивилизованный подход

Многие эксперты отмечают, что, как правило, глубоким восстановлением автокомпонентов занимаются специализированные фирмы, которые заключают партнерские соглашения напрямую с автопроизводителями.

При этом часть специалистов сходится во мнении, что в текущих российских реалиях наиболее рациональным шагом всё же станет сотрудничество с крупными поставщиками автокомпонентов из-за рубежа. И наличие санкций, по их словам, критических трудностей не создает — просто нужно работать с теми странами, которые не ввели санкционные ограничения.

По мнению автоэксперта Игоря Моржаретто, требовать от автопроизводителя предоставить технологии, по которым производится восстановительный ремонт, — это логично и правильно. Весь мир внедрил такую практику. И лишь Россия по каким-то причинам подобные обязательства для производителей не заявляла и нигде не прописывала.

А что касается автозапчастей, то Игорь Моржаретто солидарен с экспертами, которые выступают за плотное сотрудничество с иностранными производителями, обладающих опытом и производственными возможностями. По его словам, остаются много стран, которые не ругались с Россией, поэтому наладить сотрудничество с ними представляется наиболее рациональным решением.

Подобный взгляд на проблему поддерживается независимым консультантом по автопрому Сергеем Бургазлиевым. Он уверен: запуск производства копий оригинальных запчастей без согласия автопроизводителей чреват обвинениями российских компаний в том, что они присваивают себе интеллектуальную собственность. 

С другой стороны, есть давно устоявшая практика, когда изготовлением восстановленных деталей занимаются авторизованные партнеры — организации, заключившие договор с автопроизводителем, по которому тот дает официальное разрешение и, более того, контролирует создание таких запчастей (в том числе снятых с производства).

Движение по такому пути безусловно является цивилизованным и, главное, юридически безопасным вариантом решения проблемы. В этом случае нет необходимости в собственном производстве запчастей, согласия на которое автопроизводитель не давал. Более того, итог цивилизованного ремонта в сотрудничестве с производителем, как отмечается Сергеем Бургазлиевым, всегда будет надежнее «серого восстановления», даже при условии, что он выполнен профессионалами.  

Впрочем, все экспертные мнения пока остаются без внимания — в Минпромторге до сих пор нет какой-либо реакции на предложение организовать выпуск запчастей для иномарок без лицензии и требование к автопроизводителям о раскрытии технической информации для решения такой задачи.

Формально ведомство занимается исполнением правительственного Постановления № 506 от 29 марта 2022 года, то есть формированием перечня товаров, подлежащих параллельному импорту. Речь идет о закупках товаров посредством альтернативных каналов дистрибуции — то есть не сразу от производителя, а через другие страны. Как ожидается, такой перечень пополнится и автозапчастями. Как говорится, ждём-с…

Сейчас читают:

Все статьи
10/16/2024
ТОП-10 проблем авто, из-за которых не пройти техосмотр
Все тонкости о прохождении техосмотра в одной статье.
2,322
10/14/2024
ТОП-5 заблуждений о ремнях безопасности
И список штрафов за отказ от использования защитных устройств.
2,772
10/8/2024
В чем разница: осмотр и досмотр авто
Можно ли отказать инспектору в процедуре?
35,622
10/6/2024
ДТП на служебном автомобиле: что делать?
Инструкция: кто оплатит ущерб, чем отличается регистрация аварии.
24,595
10/1/2024
Что положить в машину, чтобы выжить в чрезвычайных ситуациях
Список всего необходимого, а также инструкция, как спасти себя и пассажиров.
15,911
9/30/2024
Гаджеты в авто: какие разрешены и запрещены в России
Разбираемся в российском законодательстве.
53,495
9/23/2024
Советы по вождению в трудных условиях
Как справиться с туманом, бураном, гололёдом и ливнем.
125,178
9/15/2024
Выбор: для родителей школьников и студентов
Что положить в машину, если в сентябре ваши дети пошли на учёбу.
101,478