Перейти к основному содержанию

«Сделано в России»: самостоятельное производство запчастей для иномарок может стать реальностью

Автор: Редактор

На территории России могут начать выпускать иностранные автомобильные запчасти без лицензии. Соответствующее обращение к федеральному кабинету министров уже поступило от компаний — участников российского Союза автосервисов. В некоммерческой организации убеждены, что производство деталей для иномарок без иностранного участия абсолютно реально и даже необходимо в сегодняшних экономических условиях.

Текст обращения также содержит предложение легализовать процедуру восстановления компонентов и узлов с разобранных транспортных средств. С этой целью зарубежные автопроизводители должны предоставить техническую документацию независимым сервисам и производителям агрегатов.

Риски для всего автопарка

Интерес к восстановленным запчастям неизбежно будет расти, поэтому очень важно избежать производства деталей кустарным способом, организовав крупные производства и гарантировав таким образом массовые поставки.

Именно поэтому Союзом автосервисов подготовлено обращение в Комиссию ЕАЭС (Евразийского экономического союза) и федеральный Минпромторг с призывом обязать иностранных производителей ознакомить российские автокомпонентные заводы и сервисы с полной технической документацией об автомобилях, которые продаются в России.

Получив такие сведения, российские автосервисы смогут организовать собственное производство деталей для иномарок, привлекая для этого местные компании. Кроме того, планируется наладить ребилдинг — технологию углубленного восстановления компонентов, снятых с поврежденных автомобилей.   

В тексте обращения подчеркивается, что нынешняя ситуация чревата серьезными рисками всему автомобильному парку страны, угрожая массовыми поломками и радикальным снижением безопасности на дорогах.

Поэтому требуются оперативные меры, способные в короткие сроки наполнить отечественный рынок запчастей вновь изготовленными и восстановленными автомобильными компонентами. Такую задачу можно решить успешно и быстро, если обеспечить документацией существующие в России ремонтно-восстановительные производства. Причем эти предприятия требуется объединить общей программой, разработать которую реально в кратчайшие сроки.

Как отмечают представители Союза автосервисов, ребилдинг широко распространен в Европе. Речь, к примеру, идет о так называемых автошротах (от немецкого Schrot — части, куски), специализирующихся на реализации контрактных деталей.

Такая же практика вполне годится и для российских реалий. Главное тут — обязать автопроизводителей делиться технической информацией. И чтобы справиться с этой задачей наверняка, необходимо прописать соответствующее требование в Техрегламенте Таможенного союза (утвержден Решением Комиссии ТС № 877 от 9 декабря 2011 года). Норма должна распространяться на всех автопроизводителей, присутствующих на российском рынке.

В этом случае, по словам председателя правления Союза автосервисов Александра Пахомова, организация производства запчастей для иномарок в нашей стране вполне реальна. Главное — придать всем заинтересованным сторонам нужный импульс.

Ситуация кардинально поменялась

Говоря откровенно, запустить производство деталей нужно было давно — еще лет 15 назад. И тогда сегодняшняя Россия была бы полностью защищена от нынешних экономических перипетий, обладая собственными фабриками автозапчастей, как это сделано в Китае.

Однако в нашей стране всё произошло иначе. Иностранные производители изначально размещали наиболее выгодную им часть технологической цепочки — конечную сборку. Но даже если виднеются элементы глубокого производства, технология не сильно отличается от сборочной в силу тотальной роботизации, при которой даже перенастройка станков выполняется с помощью удаленного доступа, а сам специалист, как правило, находится за границей.

И это реальное упущение. Другие страны (не только США и ЕС, то и Турция, ЮАР, Корея) обязывают любого иностранного производителя, который продает на их рынке свой товар, предоставить местным изготовителям запчастей техническую документацию на быстроизнашиваемые элементы, дополнительные (сопутствующие) устройства и диагностические приборы.

В российском же Минпромторге изначально видели свою главную цель в наполнении отечественного рынка товарами. И потому ведомство сосредоточилось на создании условий для привлечения автопроизводителей, а также их официальных дилеров.

Откровенно говоря, цель действительно была хорошая и, можно даже сказать, благородная. Однако ситуация кардиальным образом изменилась, и сегодня срочно требуется организация собственного производства деталей для иномарок.

Если говорить о конкретном перечне запчастей, изготовление которых в России можно организовать в первую очередь, то, по словам специалистов Союза автосервисов, речь идет о компонентах подвески (в том числе пружинах и амортизаторах), фильтрах, деталях трансмиссии и двигателя, а также элементах системы охлаждения и тормозной системы.

Цивилизованный подход

Многие эксперты отмечают, что, как правило, глубоким восстановлением автокомпонентов занимаются специализированные фирмы, которые заключают партнерские соглашения напрямую с автопроизводителями.

При этом часть специалистов сходится во мнении, что в текущих российских реалиях наиболее рациональным шагом всё же станет сотрудничество с крупными поставщиками автокомпонентов из-за рубежа. И наличие санкций, по их словам, критических трудностей не создает — просто нужно работать с теми странами, которые не ввели санкционные ограничения.

По мнению автоэксперта Игоря Моржаретто, требовать от автопроизводителя предоставить технологии, по которым производится восстановительный ремонт, — это логично и правильно. Весь мир внедрил такую практику. И лишь Россия по каким-то причинам подобные обязательства для производителей не заявляла и нигде не прописывала.

А что касается автозапчастей, то Игорь Моржаретто солидарен с экспертами, которые выступают за плотное сотрудничество с иностранными производителями, обладающих опытом и производственными возможностями. По его словам, остаются много стран, которые не ругались с Россией, поэтому наладить сотрудничество с ними представляется наиболее рациональным решением.

Подобный взгляд на проблему поддерживается независимым консультантом по автопрому Сергеем Бургазлиевым. Он уверен: запуск производства копий оригинальных запчастей без согласия автопроизводителей чреват обвинениями российских компаний в том, что они присваивают себе интеллектуальную собственность. 

С другой стороны, есть давно устоявшая практика, когда изготовлением восстановленных деталей занимаются авторизованные партнеры — организации, заключившие договор с автопроизводителем, по которому тот дает официальное разрешение и, более того, контролирует создание таких запчастей (в том числе снятых с производства).

Движение по такому пути безусловно является цивилизованным и, главное, юридически безопасным вариантом решения проблемы. В этом случае нет необходимости в собственном производстве запчастей, согласия на которое автопроизводитель не давал. Более того, итог цивилизованного ремонта в сотрудничестве с производителем, как отмечается Сергеем Бургазлиевым, всегда будет надежнее «серого восстановления», даже при условии, что он выполнен профессионалами.  

Впрочем, все экспертные мнения пока остаются без внимания — в Минпромторге до сих пор нет какой-либо реакции на предложение организовать выпуск запчастей для иномарок без лицензии и требование к автопроизводителям о раскрытии технической информации для решения такой задачи.

Формально ведомство занимается исполнением правительственного Постановления № 506 от 29 марта 2022 года, то есть формированием перечня товаров, подлежащих параллельному импорту. Речь идет о закупках товаров посредством альтернативных каналов дистрибуции — то есть не сразу от производителя, а через другие страны. Как ожидается, такой перечень пополнится и автозапчастями. Как говорится, ждём-с…

Наши приложения

Установите приложение «РосШтрафы» на ваш

смартфон — вся информация о штрафах

ГИБДД, как на ладони.

Наши приложения

Установите приложение «РосШтрафы» на ваш смартфон —

вся информация о штрафах ГИБДД, как на ладони.

Наши сервисы
Наши сервисы
Оформить полис ОСАГО
Оформить полис ОСАГО
Оформить
Проверить налоговые задолженности по ИНН
Проверить налоговые задолженности по ИНН
Проверить
Установите плагин для браузера и получайте уведомления вовремя
Установите плагин для браузера и получайте уведомления вовремя
Установить