
«Сделано в России»: самостоятельное производство запчастей для иномарок может стать реальностью
На территории России могут начать выпускать иностранные автомобильные запчасти без лицензии. Соответствующее обращение к федеральному кабинету министров уже поступило от компаний — участников российского Союза автосервисов. В некоммерческой организации убеждены, что производство деталей для иномарок без иностранного участия абсолютно реально и даже необходимо в сегодняшних экономических условиях.
Риски для всего автопарка
Интерес к восстановленным запчастям неизбежно будет расти, поэтому очень важно избежать производства деталей кустарным способом, организовав крупные производства и гарантировав таким образом массовые поставки.
Именно поэтому Союзом автосервисов подготовлено обращение в Комиссию ЕАЭС (Евразийского экономического союза) и федеральный Минпромторг с призывом обязать иностранных производителей ознакомить российские автокомпонентные заводы и сервисы с полной технической документацией об автомобилях, которые продаются в России.
Получив такие сведения, российские автосервисы смогут организовать собственное производство деталей для иномарок, привлекая для этого местные компании. Кроме того, планируется наладить ребилдинг — технологию углубленного восстановления компонентов, снятых с поврежденных автомобилей.
В тексте обращения подчеркивается, что нынешняя ситуация чревата серьезными рисками всему автомобильному парку страны, угрожая массовыми поломками и радикальным снижением безопасности на дорогах.
Поэтому требуются оперативные меры, способные в короткие сроки наполнить отечественный рынок запчастей вновь изготовленными и восстановленными автомобильными компонентами. Такую задачу можно решить успешно и быстро, если обеспечить документацией существующие в России ремонтно-восстановительные производства. Причем эти предприятия требуется объединить общей программой, разработать которую реально в кратчайшие сроки.
Как отмечают представители Союза автосервисов, ребилдинг широко распространен в Европе. Речь, к примеру, идет о так называемых автошротах (от немецкого Schrot — части, куски), специализирующихся на реализации контрактных деталей.
Такая же практика вполне годится и для российских реалий. Главное тут — обязать автопроизводителей делиться технической информацией. И чтобы справиться с этой задачей наверняка, необходимо прописать соответствующее требование в Техрегламенте Таможенного союза (утвержден Решением Комиссии ТС № 877 от 9 декабря 2011 года). Норма должна распространяться на всех автопроизводителей, присутствующих на российском рынке.
В этом случае, по словам председателя правления Союза автосервисов Александра Пахомова, организация производства запчастей для иномарок в нашей стране вполне реальна. Главное — придать всем заинтересованным сторонам нужный импульс.
Ситуация кардинально поменялась
Говоря откровенно, запустить производство деталей нужно было давно — еще лет 15 назад. И тогда сегодняшняя Россия была бы полностью защищена от нынешних экономических перипетий, обладая собственными фабриками автозапчастей, как это сделано в Китае.
Однако в нашей стране всё произошло иначе. Иностранные производители изначально размещали наиболее выгодную им часть технологической цепочки — конечную сборку. Но даже если виднеются элементы глубокого производства, технология не сильно отличается от сборочной в силу тотальной роботизации, при которой даже перенастройка станков выполняется с помощью удаленного доступа, а сам специалист, как правило, находится за границей.
И это реальное упущение. Другие страны (не только США и ЕС, то и Турция, ЮАР, Корея) обязывают любого иностранного производителя, который продает на их рынке свой товар, предоставить местным изготовителям запчастей техническую документацию на быстроизнашиваемые элементы, дополнительные (сопутствующие) устройства и диагностические приборы.
В российском же Минпромторге изначально видели свою главную цель в наполнении отечественного рынка товарами. И потому ведомство сосредоточилось на создании условий для привлечения автопроизводителей, а также их официальных дилеров.
Откровенно говоря, цель действительно была хорошая и, можно даже сказать, благородная. Однако ситуация кардиальным образом изменилась, и сегодня срочно требуется организация собственного производства деталей для иномарок.
Если говорить о конкретном перечне запчастей, изготовление которых в России можно организовать в первую очередь, то, по словам специалистов Союза автосервисов, речь идет о компонентах подвески (в том числе пружинах и амортизаторах), фильтрах, деталях трансмиссии и двигателя, а также элементах системы охлаждения и тормозной системы.
Цивилизованный подход
Многие эксперты отмечают, что, как правило, глубоким восстановлением автокомпонентов занимаются специализированные фирмы, которые заключают партнерские соглашения напрямую с автопроизводителями.
При этом часть специалистов сходится во мнении, что в текущих российских реалиях наиболее рациональным шагом всё же станет сотрудничество с крупными поставщиками автокомпонентов из-за рубежа. И наличие санкций, по их словам, критических трудностей не создает — просто нужно работать с теми странами, которые не ввели санкционные ограничения.
По мнению автоэксперта Игоря Моржаретто, требовать от автопроизводителя предоставить технологии, по которым производится восстановительный ремонт, — это логично и правильно. Весь мир внедрил такую практику. И лишь Россия по каким-то причинам подобные обязательства для производителей не заявляла и нигде не прописывала.
А что касается автозапчастей, то Игорь Моржаретто солидарен с экспертами, которые выступают за плотное сотрудничество с иностранными производителями, обладающих опытом и производственными возможностями. По его словам, остаются много стран, которые не ругались с Россией, поэтому наладить сотрудничество с ними представляется наиболее рациональным решением.
Подобный взгляд на проблему поддерживается независимым консультантом по автопрому Сергеем Бургазлиевым. Он уверен: запуск производства копий оригинальных запчастей без согласия автопроизводителей чреват обвинениями российских компаний в том, что они присваивают себе интеллектуальную собственность.
С другой стороны, есть давно устоявшая практика, когда изготовлением восстановленных деталей занимаются авторизованные партнеры — организации, заключившие договор с автопроизводителем, по которому тот дает официальное разрешение и, более того, контролирует создание таких запчастей (в том числе снятых с производства).
Движение по такому пути безусловно является цивилизованным и, главное, юридически безопасным вариантом решения проблемы. В этом случае нет необходимости в собственном производстве запчастей, согласия на которое автопроизводитель не давал. Более того, итог цивилизованного ремонта в сотрудничестве с производителем, как отмечается Сергеем Бургазлиевым, всегда будет надежнее «серого восстановления», даже при условии, что он выполнен профессионалами.
Впрочем, все экспертные мнения пока остаются без внимания — в Минпромторге до сих пор нет какой-либо реакции на предложение организовать выпуск запчастей для иномарок без лицензии и требование к автопроизводителям о раскрытии технической информации для решения такой задачи.
Формально ведомство занимается исполнением правительственного Постановления № 506 от 29 марта 2022 года, то есть формированием перечня товаров, подлежащих параллельному импорту. Речь идет о закупках товаров посредством альтернативных каналов дистрибуции — то есть не сразу от производителя, а через другие страны. Как ожидается, такой перечень пополнится и автозапчастями. Как говорится, ждём-с…