«Сделано в России»: самостоятельное производство запчастей для иномарок может стать реальностью
4/15/2022

«Сделано в России»: самостоятельное производство запчастей для иномарок может стать реальностью

1518
Читать: 3 минуты

На территории России могут начать выпускать иностранные автомобильные запчасти без лицензии. Соответствующее обращение к федеральному кабинету министров уже поступило от компаний — участников российского Союза автосервисов. В некоммерческой организации убеждены, что производство деталей для иномарок без иностранного участия абсолютно реально и даже необходимо в сегодняшних экономических условиях.

Текст обращения также содержит предложение легализовать процедуру восстановления компонентов и узлов с разобранных транспортных средств. С этой целью зарубежные автопроизводители должны предоставить техническую документацию независимым сервисам и производителям агрегатов.

Риски для всего автопарка

Интерес к восстановленным запчастям неизбежно будет расти, поэтому очень важно избежать производства деталей кустарным способом, организовав крупные производства и гарантировав таким образом массовые поставки.

Именно поэтому Союзом автосервисов подготовлено обращение в Комиссию ЕАЭС (Евразийского экономического союза) и федеральный Минпромторг с призывом обязать иностранных производителей ознакомить российские автокомпонентные заводы и сервисы с полной технической документацией об автомобилях, которые продаются в России.

Получив такие сведения, российские автосервисы смогут организовать собственное производство деталей для иномарок, привлекая для этого местные компании. Кроме того, планируется наладить ребилдинг — технологию углубленного восстановления компонентов, снятых с поврежденных автомобилей.   

В тексте обращения подчеркивается, что нынешняя ситуация чревата серьезными рисками всему автомобильному парку страны, угрожая массовыми поломками и радикальным снижением безопасности на дорогах.

Поэтому требуются оперативные меры, способные в короткие сроки наполнить отечественный рынок запчастей вновь изготовленными и восстановленными автомобильными компонентами. Такую задачу можно решить успешно и быстро, если обеспечить документацией существующие в России ремонтно-восстановительные производства. Причем эти предприятия требуется объединить общей программой, разработать которую реально в кратчайшие сроки.

Как отмечают представители Союза автосервисов, ребилдинг широко распространен в Европе. Речь, к примеру, идет о так называемых автошротах (от немецкого Schrot — части, куски), специализирующихся на реализации контрактных деталей.

Такая же практика вполне годится и для российских реалий. Главное тут — обязать автопроизводителей делиться технической информацией. И чтобы справиться с этой задачей наверняка, необходимо прописать соответствующее требование в Техрегламенте Таможенного союза (утвержден Решением Комиссии ТС № 877 от 9 декабря 2011 года). Норма должна распространяться на всех автопроизводителей, присутствующих на российском рынке.

В этом случае, по словам председателя правления Союза автосервисов Александра Пахомова, организация производства запчастей для иномарок в нашей стране вполне реальна. Главное — придать всем заинтересованным сторонам нужный импульс.

Ситуация кардинально поменялась

Говоря откровенно, запустить производство деталей нужно было давно — еще лет 15 назад. И тогда сегодняшняя Россия была бы полностью защищена от нынешних экономических перипетий, обладая собственными фабриками автозапчастей, как это сделано в Китае.

Однако в нашей стране всё произошло иначе. Иностранные производители изначально размещали наиболее выгодную им часть технологической цепочки — конечную сборку. Но даже если виднеются элементы глубокого производства, технология не сильно отличается от сборочной в силу тотальной роботизации, при которой даже перенастройка станков выполняется с помощью удаленного доступа, а сам специалист, как правило, находится за границей.

И это реальное упущение. Другие страны (не только США и ЕС, то и Турция, ЮАР, Корея) обязывают любого иностранного производителя, который продает на их рынке свой товар, предоставить местным изготовителям запчастей техническую документацию на быстроизнашиваемые элементы, дополнительные (сопутствующие) устройства и диагностические приборы.

В российском же Минпромторге изначально видели свою главную цель в наполнении отечественного рынка товарами. И потому ведомство сосредоточилось на создании условий для привлечения автопроизводителей, а также их официальных дилеров.

Откровенно говоря, цель действительно была хорошая и, можно даже сказать, благородная. Однако ситуация кардиальным образом изменилась, и сегодня срочно требуется организация собственного производства деталей для иномарок.

Если говорить о конкретном перечне запчастей, изготовление которых в России можно организовать в первую очередь, то, по словам специалистов Союза автосервисов, речь идет о компонентах подвески (в том числе пружинах и амортизаторах), фильтрах, деталях трансмиссии и двигателя, а также элементах системы охлаждения и тормозной системы.

Цивилизованный подход

Многие эксперты отмечают, что, как правило, глубоким восстановлением автокомпонентов занимаются специализированные фирмы, которые заключают партнерские соглашения напрямую с автопроизводителями.

При этом часть специалистов сходится во мнении, что в текущих российских реалиях наиболее рациональным шагом всё же станет сотрудничество с крупными поставщиками автокомпонентов из-за рубежа. И наличие санкций, по их словам, критических трудностей не создает — просто нужно работать с теми странами, которые не ввели санкционные ограничения.

По мнению автоэксперта Игоря Моржаретто, требовать от автопроизводителя предоставить технологии, по которым производится восстановительный ремонт, — это логично и правильно. Весь мир внедрил такую практику. И лишь Россия по каким-то причинам подобные обязательства для производителей не заявляла и нигде не прописывала.

А что касается автозапчастей, то Игорь Моржаретто солидарен с экспертами, которые выступают за плотное сотрудничество с иностранными производителями, обладающих опытом и производственными возможностями. По его словам, остаются много стран, которые не ругались с Россией, поэтому наладить сотрудничество с ними представляется наиболее рациональным решением.

Подобный взгляд на проблему поддерживается независимым консультантом по автопрому Сергеем Бургазлиевым. Он уверен: запуск производства копий оригинальных запчастей без согласия автопроизводителей чреват обвинениями российских компаний в том, что они присваивают себе интеллектуальную собственность. 

С другой стороны, есть давно устоявшая практика, когда изготовлением восстановленных деталей занимаются авторизованные партнеры — организации, заключившие договор с автопроизводителем, по которому тот дает официальное разрешение и, более того, контролирует создание таких запчастей (в том числе снятых с производства).

Движение по такому пути безусловно является цивилизованным и, главное, юридически безопасным вариантом решения проблемы. В этом случае нет необходимости в собственном производстве запчастей, согласия на которое автопроизводитель не давал. Более того, итог цивилизованного ремонта в сотрудничестве с производителем, как отмечается Сергеем Бургазлиевым, всегда будет надежнее «серого восстановления», даже при условии, что он выполнен профессионалами.  

Впрочем, все экспертные мнения пока остаются без внимания — в Минпромторге до сих пор нет какой-либо реакции на предложение организовать выпуск запчастей для иномарок без лицензии и требование к автопроизводителям о раскрытии технической информации для решения такой задачи.

Формально ведомство занимается исполнением правительственного Постановления № 506 от 29 марта 2022 года, то есть формированием перечня товаров, подлежащих параллельному импорту. Речь идет о закупках товаров посредством альтернативных каналов дистрибуции — то есть не сразу от производителя, а через другие страны. Как ожидается, такой перечень пополнится и автозапчастями. Как говорится, ждём-с…

Сейчас читают:

Все статьи
4/15/2025
Уехать с места аварии и не лишиться прав: когда это возможно
2,734
4/2/2025
Получили штраф за чужую машину, но с вашим номером: что делать?
Инстукция, которая поможет не потерять деньги.
3,605
3/24/2025
Что изменилось для водителей в марте 2025
Новые правила и законы 2025 года.
8,177
3/7/2025
Что делать, если стерся или потерялся госномер авто?
И как за это могут наказать?
6,195
3/2/2025
Через сколько дней приходят штрафы с камер, и когда их платить?
А также объяснение, почему деньги могут не дойти сразу.
117,246
2/27/2025
ТОП-5 действий инспектора, недопустимых при общении с водителем
На что автомобилистам обратить внимание при остановке.
5,106
2/20/2025
Как изменились правила проезда по МСД
Почему теперь москвичи должны платить? Сколько придется отдать?
11,077
2/17/2025
Как иностранцу проверить автомобильные штрафы
6,881