4/23/2021

Рубль падает, подержанные авто дорожают

Подержанные автомобили в России дорожают уже не первый месяц. И тенденция пока лишена признаков ослабления. Одной из причин эксперты называют дефицит сырья и комплектующих при сборке новых авто, что провоцирует нехватку конкретных марок.

Как отмечают эксперты портала «Авто.ру», по итогам первого квартала нынешнего года машины с пробегом подорожали в среднем на 5,2 %; причем дилерский сегмент показал 10-процентный рост. Удивительно, но сегодня цена автомобиля, формально уже подержанного, однако эксплуатирующегося менее года, может превышать первоначальную стоимость покупки.

Наибольший ценовой рост на вторичном авторынке продемонстрировали четыре бренда. Речь идет о чешской марке Skoda Octavia, японской Toyota Camry, немецких BMW 5 и Mercedes-Benz E-Class. К слову, наименьшим подорожанием отметились отечественные Lada Kalina и ВАЗ-2107.

В чем же причина взлетевших ценников, причем на подержанные авто?

Устойчивый дефицит

По словам Александра Кустова, возглавляющего дирекцию развития дилерского бизнеса в автохолдинге «Максимум», прежде подорожание новых авто обгоняло подержанные машины, поэтому нынешняя ситуация, когда всё наоборот, является логичной ценовой коррекцией.

Кроме того, на рынке наблюдается устойчивый дефицит новых машин. Причиной этого, помимо прочего, является нехватка полупроводников, ставшая глобальной проблемой мирового автопрома. В свою очередь, «полупроводниковый голод» вызван пандемией коронавируса (она спровоцировала резкий спрос из-за массовой самоизоляции и перехода на удаленную работу) и разгорающимися между США и КНР торговыми войнами.

В такой ситуации заводы вынуждены сокращать выпуск, а покупательский спрос переключается на автомобили с пробегом, которые сразу растут в цене. Дефицит новых моделей приводит к тому, что подержанные авто сегодня продаются так же быстро, как и машины без пробега.

Дорожают, несмотря ни на что

Складывающая тенденция наверняка приведет к тому, что новая модель, выехав за пределы автосалона, не потеряет в цене, как это было прежде. Это мнение разделяет и Константин Абдуллаев, возглавляющий проект AvtoAvto.ru.

При этом эксперт отмечает: с точки зрения покупателя продажа в нынешнем году подержанной машины, купленной в прошлом году, перестала быть выгодной сделкой из-за непрекращающегося обесценивания рубля.

Кроме того, приобретение авто, особенно в крупных городах, сегодня приносит все меньшую пользу из-за дикой потери времени в пробках, причем в условиях, когда рядом по выделенной полосе проносится общественный транспорт, пассажиры которого не рискуют опоздать и всегда приедут вовремя.

В такой ситуации как раз возможен другой сценарий, когда потенциальные покупали передумают покупать машину, предпочитая сэкономить разом время, нервы и деньги. Однако и тогда, по словам Константина Абдуллаева, автомобили всё равно подорожают.

Это логично, поскольку, во-первых, число желающих несоизмеримо больше, а во-вторых, внешние и внутренние проблемы, которые уже привели к дефициту новых автомобилей, неизбежно гонят цены вверх, причем как на машины без пробега, так и на подержанные авто.

Мировая тенденция

В заключение подчеркнем, что подержанные автомобили дорожают не только в России — это мировая тенденция. Так, США отличились 30-процентным ростом всего лишь за год. Причем ценовой взрыв коснулся даже неликвидных и неисправных машин. Главным фактором столь бурной детонации за океаном эксперты опять же называют пандемию, вызвавшую сокращение производства.

Ну, а в России, очевидно, ключевым поставщиком постоянно растущих автомобильных ценников является медленная, но верная девальвация рубля, о причинах которой можно говорить долго и пространно. И на фоне дешевеющей национальной валюты люди бросаются во все тяжкие, пытаясь сохранить свои сбережения.

Безусловно, одним из популярных вариантов конвертировать накопленное становится покупка машины сегодня, чтобы не переплачивать завтра. А поскольку дефицит новых автомобилей является объективным (в силу названных выше причин), то люди вкладываются в подержанные авто, стоимость которых устремилась вверх, нередко превышая первоначальную цену покупки.

banner