Перейти к основному содержанию

Регрессные иски к освобожденным от техосмотра водителям отныне запрещены

Автор: Редактор

Итак, свершилось. Официально ликвидирована возможность регрессного иска страховых компаний к автомобилистам, которые спровоцировали ДТП и не имеют действующей диагностической карты. Но столь приятная новость относится лишь к владельцам машин, ранее освобожденных от техосмотра. Что касается водителей автобусов и такси, то право предъявлять им регресс осталось в полном объеме.

Федеральным законом № 81-ФЗ от 1 апреля 2022 года изменен текст другого нормативно-правового акта — Закона об ОСАГО (Федерального закона № 40-ФЗ от 25 апреля 2002 года), — подпунктом «и» пункта 1 статьи 14 которого исключена возможность предъявления регрессного требования к обычным автомобилистам – физическим лицам, которые стали виновниками аварии из-за неисправности транспортного средства и не проходили техосмотра.

Отмену оценивают положительно

Уточним, что регрессный иск является требованием о возмещении расходов, которые понесла страховая компания, компенсируя ущерб пострадавшей стороне. Норма, освободившая от этого обычных водителей, заработала 12 апреля нынешнего года.

Как сообщили в РСА (Российском союзе автостраховщиков), регресс по-прежнему грозит водителям автобусов, спецтранспорта для перевозки опасных грузов и такси, если они, управляя неисправной машиной, спровоцировали ДТП в отсутствие диагностической карты.

По словам президента РСА Игоря Юргенса, страховое сообщество положительно оценивает законодательное освобождение обычных автовладельцев от регрессных требований. Практика наглядно доказывает высокую сознательность таких водителей, многие из которых даже по собственной инициативе прибывают на пункты ТО для прохождения техосмотра, причем делают это без каких-либо «обязаловок» и принуждений.  

Впрочем, причина столь позитивного отношения страховых компаний к нововведению объясняется довольно просто. Как отмечается самим Игорем Юргенсом, положительный исход дела в случае регрессного требования возможен при условии, если удастся доказать, что именно неисправность транспортного средства стала причиной дорожно-транспортного происшествия. А такие случаи в практике страховых компаний ничтожно малы.

Долгожданная отмена

Напомним, что в конце минувшего года обычных автомобилистов освободили от обязательного технического осмотра. Федеральным законом № 494-ФЗ от 30 декабря 2021 года, в числе прочего, была изменена статья 15 Закона о техосмотре (Федерального закона № 170-ФЗ от 1 июля 2011 года), по которой отмена «обязаловки» коснулась почти 50 млн машин россиян. Указанная норма вступила в силу 30 декабря 2021 года.

Однако исключения остались. На основании пункта 7 части 1 статьи 15 Закона о госрегистрации транспорта (Федерального закона № 283-ФЗ от 3 августа 2018 года), техосмотр обычным автомобилистам требуется:

  • в случае регистрации машины в ГИБДД (покупка либо смена собственника), но только если «железный конь» старше 4-летнего возраста;
  • замены основных компонентов либо внесения изменений в конструкцию машины.

А еще, в соответствии с частью 7 статьи 15 Закона о техосмотре, процедуру обязаны проходить собственники, эксплуатирующие личные машины с коммерческими либо служебными целями (в том числе перевозящие пассажиров и багаж). В остальных случаях обязательный техосмотр для физлиц отменен.

На этом фоне Закон об ОСАГО по-прежнему позволял страховым компаниям выставлять регрессные требования водителям, освобожденным от техосмотра и спровоцировавшим ДТП вследствие неисправности транспортного средства. С 12 марта 2022 года такая законодательная лазейка и возможность для страховщиков дополнительно заработать ликвидирована.

Наши приложения

Установите приложение «РосШтрафы» на ваш

смартфон — вся информация о штрафах

ГИБДД, как на ладони.

Наши приложения

Установите приложение «РосШтрафы» на ваш смартфон —

вся информация о штрафах ГИБДД, как на ладони.