Реформа техосмотра продолжается. Процедуру хотят упростить, а цены отпустить…

Реформа техосмотра продолжается. Процедуру хотят упростить, а цены отпустить…

157
Читать: 3 минуты

Реформа техосмотра вовсе не закончилась. Властями разработан план дальнейших преобразований в этой сфере на ближайшие два года.

По информации делового издания «Коммерсантъ», федеральным правительством утверждена «дорожная карта», предусматривающая дальнейшее реформирование правил техосмотра (ТО) до 2023 года включительно.

Исключение из правил

Так, автовладельцы, которые по-прежнему обязаны предоставлять своих «железных коней» для техосмотра, станут делать это по упрощенным правилам. И по новым тарифам. Которые будут разработаны экспертами ФАС (Федеральной антимонопольной службы). 

Как известно, Федеральным законом № 494-ФЗ от 20 декабря 2021 года внесены поправки в текст другого нормативно-правового акта — Федерального закона № 170-ФЗ от 1 июля 2011 года, — отменяющего техосмотр мотоциклов и легковых авто, которыми граждане владеют и пользуются в личных целях. Новые правила заработали 30 декабря 2021 года.

Правда, остались исключения. Во-первых, наличие диагностической карты необходимо в случае постановки авто на учет в ГИБДД либо смене владельца. Впрочем, обязанность эта возникает при одном условии: с момента выпуска автомобиля прошло более четырех лет. Во-вторых, техосмотр показан, когда вносят изменения в конструкцию либо меняют основные узлы машины. 

Несмотря на отмену обязательного техосмотра, многие «освобожденные» автомобилисты уже столкнулись с необходимостью проходить эту процедуру в силу названных выше исключений.

Дело в том, что сложившийся дефицит новых машин уже длительное время подстегивает бурный рост на вторичном рынке (по оценке «Автостата», он достиг 8 % в 2021 году), что, само собой, вызывает большое количество сделок купли-продажи подержанных авто и необходимость их регистрации в подразделениях ГИБДД (а значит, необходимость техосмотра).

Что касается остальной категории транспорта, то грузовые машины, автобусы и такси должны, как и прежде, проходить техосмотр в обязательном порядке. Более того, нарушение этого требования с 1 марта 2022 года обернется ужесточением наказания до 2000 рублей согласно части 1.1 статьи 12.5 Административного кодекса, которая появится взамен нынешней части 2 статьи 12.1 КоАП, карающей лишь на 800 рублей.

Техосмотр упростят

Сегодняшние цены за услуги техосмотра опираются на методику 10-летней давности, которая нещадно критикуется операторами ТО как безнадежно устаревшая. По их мнению, следует прекратить практику бесконечных реформ и просто отказаться от государственного регулирования стоимости техосмотра.

Так, инструментальная диагностика транспортного средства (по ее результатам и выдается диагностическая карта) стоит в среднем 600 рублей. По словам владельцев техсервисов, такой ценник совершенно не окупает затраты на покупку оборудования и зарплату специалистов.

К слову, эксперты ФАС еще в июле 2020 года озадачились разработкой новой методики, устанавливающей минимальную стоимость техосмотра и отменяющей верхний ценовой порог, однако планы так и не воплотились в жизнь.

На этом фоне регионы пытаются самостоятельно приспособиться к нынешним экономическим реалиям. Так, с начала года Волгоградская область повысила стоимость техосмотра легкового транспорта до 515 рублей (ранее ценник составлял 499 рублей); Чувашия «подтянула» цену до 557 рублей, тогда как прежде она составляла 430 рублей.

По поручению вице-премьера Марата Хуснуллина, специалисты ФАС до 1 апреля должны представить планируемые изменения ценовой методики, которые, как ожидается, заработают уже в мае нынешнего года. В настоящее время документация находится на внутриведомственном согласовании, а затем готовый проект ожидает общественное обсуждение. Такая поэтапная схема призвана максимально соблюсти интересы не только операторов техосмотра, но и потребителей этой услуги.

Кроме того, эксперты МВД и Минтранса работают над проектом постановления, призванного упростить порядок проведения техосмотра. Уже известно, что проверять двигатель, коробку передач и кондиционер на потёки больше не будут. И не попросят показать огнетушитель, аптечку и знак аварийной остановки, ибо всё это, по мнению специалистов Минтранса, является избыточным.

Планируется и смягчение требований, предъявляемых к операторам техосмотра, — с этой целью внесут изменения в текст Приказа Минтранса № 232 от 9 июля 2020 года. Правда, пока нет сведений о том, какие именно послабления ожидаются — в самом Минтрансе по этому поводу хранят молчание.

Ситуация откровенно сложная

Сегодня аккредитацией и проверкой операторов техосмотра занимаются в РСА (Российском союзе автостраховщиков). Грядущие нововведения закрепят эти полномочия за Росаккредитацией — специалисты ведомства планируют сделать процедуру максимально прозрачной и понятной, модернизировав ее цифровыми сервисами. 

Инициатором идеи стал Центробанк, впервые озвучивший ее два года назад. А в марте прошлого года поправки были оформлены уже в виде законопроекта, представленного сенатором Андреем Кутеповым. Согласно тексту пояснительной записки, аккредитация операторов техосмотра является откровенно несвойственной функцией для страховых компаний. И вполне логично, что им не удается полноценно с ней справляться. Поэтому лучшим вариантом станет передача полномочий в Росаккредитацию.

Тогда, в 2021-м, законопроект так и не был рассмотрен в парламенте. Однако о нем вспомнили сегодня. И поддержали в Минэкономразвития, Минтрансе, МВД и ряде других ведомств — до 1 апреля там должны подготовить законодательные поправки, которые, как планируется, заработают в 2023 году.

В свою очередь, представители Росаккредитации подтвердили разработку законопроекта передачи полномочий от РСА, заявив, что новые функции потребуют дополнительного финансирования — 250 млн рублей в год. Эти средства планируется, помимо прочего, направить на внедрение цифровых сервисов, которые и сделают процедуру техосмотра прозрачной и понятной. Правда, пока не уточнили, что это за сервисы и как именно они будут работать.

К слову, сейчас аккредитация каждого оператора техосмотра приносит Российскому союзу автостраховщиков 49 000 рублей. В самой организации планируемую передачу полномочий и в целом нововведения в рамках «дорожной карты» никак не прокомментировали.

Отметим, что сегодняшнюю ситуацию на рынке техосмотра можно охарактеризовать как откровенно сложную. Еще предыдущая реформа ТО обязала операторов пройти аккредитацию в рамках обновленных требований. Крайний срок, который был установлен, — 1 февраля 2022 года.

На сегодняшний день эту процедуру успешно прошли 1,2 тыс. компаний. А в реестре операторов техосмотра таких организаций 5 тысяч. Таким образом, пока требованиям соответствуют не более 25 % из них. Остальные компании либо получат право пройти аккредитацию повторно, либо, что вероятнее всего, просто закроются.

А вот оставшимся на рынке операторам техосмотра в нынешних условиях крайне сложно будет выдержать нагрузку, даже несмотря на отмену обязательного техосмотра, которая коснулась, по словам властей, почти 50 миллионов автомобилей.

Подрыв доверия

По мнению директора ООО «Марс» Ивана Кекина (компания является оператором техосмотра на территории Красноярского края), решение забрать у РСА полномочия по аккредитации является логичным. Впрочем, он вовсе не исключает риска того, что действия нового ведомства могут усложнить допуск на рынок техосмотра, что может обернуться очередным подорожанием услуги для автовладельцев.

Эксперт также согласен с тем, что госрегулирование цен необходимо отменить, особенно сегодня, когда прохождение техосмотра для 85 % автомобилей стало необязательным.

Мнение Ивана Кекина совпадает с позицией генерального директора некоммерческого партнерства «Безопасность и транспорт» Ярослава Васичкова (сообщество диагностических станций Ленинградской области). По его словам, 2021 год, в течение которого власти сначала заявили об ужесточении правил техосмотра, а затем вдруг сделали его добровольным, — этот год стал переломным для бизнеса из-за подрыва доверия к государству.

По мнению экспертов, восстановить авторитет власти смогут лишь в том случае, если откажутся регулировать цены. И потому единственно верным шагом является введение моратория на любые реформы техосмотра с формированием устойчивой системы ТО, основой которой станет саморегулирование. Ибо функции оценки и контроля за всеми процессами в отрасли нужно передать профессионалам.

banner

 

Сейчас читают:

Все статьи