Реформа техосмотра наоборот: правила смягчаются
6/17/2022

Реформа техосмотра наоборот: правила смягчаются

551
Читать: 3 минуты

12 июня 2022 года ознаменовалось вступлением в силу приказа Минтранса, смягчающего требования к ПТО (пунктам технического осмотра). По словам экспертов, законодательные послабления благоприятно скажутся на рынке техосмотра, повысив доступность услуг для российских автовладельцев.

Речь идет о Приказе Минтранса № 166 от 5 мая 2022 года, который внес коррективы в обязательную производственно-техническую базу операторов техосмотра. Нормативы используются экспертами РСА (Российского союза автостраховщиков) для проведения или подтверждения аккредитации ПТО.   

Что изменилось

Итак, с 12 июня проверка операторов техосмотра больше не сопровождается ревизией систем отопления и вентиляции в помещениях.

Обязательное оборудование, которое должно быть на каждом ПТО, лишилось компрессора, манометра и шумомера. Ранее смотровая канава должна была уходить на глубину 150 см; теперь хватит и 110 см.

Также послабления коснулись тормозных стендов в части пределов измерения и категорий транспортных средств, к которым они применяются.

Кроме того, ликвидировано требование о внесении адреса ПТО в базу ФИАС (Федеральной информационной адресной системы). Это была серьезная проблема для многих операторов: зачастую данные Росреестра и ФИАС не совпадали, что означало автоматическое лишение аккредитации.

Как это было

Напомним, что прежние нормативы к оснащению ПТО были подготовлены экспертами Минтранса два года назад и являлись частью глобальной реформы техосмотра. Уже при обсуждении проекта специалистами и представителями бизнес-сообщества отмечалась чрезмерная жесткость отраслевых требований.

В итоге было принято решение о доработке документа, однако изменения запоздали, и первоначальный вариант Приказа Минтранса № 232 без каких-либо корректировок заработал 1 марта 2021 года.

Итог был удручающий. К моменту переаккредитации, то есть на 1 марта 2022 года, численность пунктов техосмотра рухнула на 60 % — с 5 тысяч до 2 тысяч предприятий. Причина банальна: несоответствие требованиям Минтранса.

Впрочем, есть и другой фактор. Федеральным законом № 494-ФЗ от 20 декабря 2021 года отменен обязательный техосмотр мотоциклов и легковых авто, которые принадлежат гражданам и эксплуатируются в личных целях. Эта норма, заработавшая 30 декабря 2021-го, освободила об обязаловки около 50 млн машин. И также стала причиной резкого сокращения рынка техосмотра.

Плюсы и минусы текущей ситуации

К слову, внедренные 12 июня 2022 года послабления неслучайны — именно они в большинстве случаев стали фатальными для аккредитации ПТО. И такое смягчение, по словам директора ООО «Марс» Ивана Кекина (компания является оператором техосмотра на территории Красноярского края), позитивно воспринимается бизнесом.

Благодаря нововведению техосмотр для автовладельцев, безусловно, станет доступнее. Впрочем, мера эта явно запоздала. Действующие, точнее, оставшиеся на плаву нынешние операторы прошли аккредитацию согласно прежним, крайне жестким требованиям. Другими словами, они понесли серьезные расходы на оборудование, без которого сегодня можно обойтись. Это значит, что существенные финансовые ресурсы бизнеса оказались потраченными впустую.  

На фоне серьезных денежных затрат легальных предпринимателей активизировались теневые пункты техосмотра. По словам главы «Техэксперта» Сергея Зайцева, таким ПТО даже удается получить аккредитацию, однако экспертами и оборудованием они похвастаться не могут. Фактически деятельность таких контор сводится к откровенной торговле диагностическими картами.

С марта по июнь текущего года реестр РСА «потолстел» до 3 тысяч операторов техосмотра (50-процентный рост за указанный период). Однако Сергей Зайцев уверен, что третья часть организаций в этом списке — откровенные мошенники. Это значит, что работы в области противодействия серым схемам техосмотра непочатый край.

Сейчас читают:

Все статьи
4/15/2025
Уехать с места аварии и не лишиться прав: когда это возможно
3,814
4/2/2025
Получили штраф за чужую машину, но с вашим номером: что делать?
Инстукция, которая поможет не потерять деньги.
4,309
3/24/2025
Что изменилось для водителей в марте 2025
Новые правила и законы 2025 года.
9,395
3/7/2025
Что делать, если стерся или потерялся госномер авто?
И как за это могут наказать?
6,753
3/2/2025
Через сколько дней приходят штрафы с камер, и когда их платить?
А также объяснение, почему деньги могут не дойти сразу.
120,598
2/27/2025
ТОП-5 действий инспектора, недопустимых при общении с водителем
На что автомобилистам обратить внимание при остановке.
5,432
2/20/2025
Как изменились правила проезда по МСД
Почему теперь москвичи должны платить? Сколько придется отдать?
11,813
2/17/2025
Как иностранцу проверить автомобильные штрафы
8,049