
Реформа техосмотра: цель не достигнута
Формально правительственное постановление № 275 от 27 февраля 2021 года перенесло реформу техосмотра на 1 октября нынешнего года. Однако, по сути, этим документом лишь продлены сроки действия нынешних диагностических карт, поэтому фактически новые правила, пусть и частично, но заработали с 1 марта. Но вот избавить от «серых» схем они так и не смогли.
Напомним, что реформа техосмотра призвана отменить сложившуюся порочную практику, при которой свыше 80 % владельцев транспортных средств не проходят ТО, ограничиваясь покупкой «серых» или, говоря точнее, фальшивых диагностических карт.
Одной из главных особенностей прохождения технического осмотра по праву можно считать обязательную фотофиксацию авто с передачей координат транспортного средства в базу ЕАСИ ТО (Единой автоматизированной системы техосмотра) в соответствии с Приказом Минтранса № 97 от 31 марта 2020 года.
Подобная процедура, по задумке разработчиков, исключает оформление диагностических карт на автомобили, не прошедшие фактической проверки. Однако, вопреки ожиданиям, мошенники научились противостоять нововведению.
Проблема в том, что фотографии транспортных средств, равно как их координаты, фиксируемые в ходе процедуры ТО, не имеют аппаратно-программной защиты. Другими словами, они абсолютно уязвимы для несанкционированного доступа, при котором злоумышленник может внести любые изменения. Подобные риски указаны в письме замначальника ГИБДД Николая Шеюхина в адрес федерального Минтранса.
Собственно, это вовсе не риски — это реальность сегодняшнего дня. И доказательством служит тот факт, что, вопреки нововведению, «серые» фирмы никуда не делись и всё так же работают, проводя техосмотр, что называется, дистанционно. Только вот стоимость их услуг резко изменилась — ценник вырос чуть ли не втрое.
Как сообщает деловое издание «Коммерсантъ», прежде «серая» диагностическая карта обходилась автовладельцу в 650-1000 рублей; теперь же приходится раскошеливаться на 1500-2000 рублей. И к стандартным сведениям, которые требуются таким дельцам для оформления липового техосмотра (пробег авто, марка шин, копия СТС), теперь добавились две фотографии автомобиля.
Казалось бы, это серьезная проблема. Но для мошенников — ничего сложного. Они прекрасно пользуются различными программами, позволяющими проводить редактирование EXIF-данных, включая дату съемки, модель фотокамеры, разрешение снимка и другие сведения. В итоге получаются вполне реалистичные фотографии с фейковыми координатами.
По словам экспертов РСА (Российского союза автостраховщиков), борьба с таким мошенничеством должна вестись силами законопослушных операторов ТО.
Как отмечается заместителем исполнительного директора РСА Сергеем Ефремовым, эффективным решением тут является отслеживание через ЕАИС ТО подозрительных снимков (обладающих признаками подделки) и пунктов техосмотра, «запятнавших» себя откровенно большим количеством диагностических карт, оформляемых ежедневно. Эти меры дадут больший эффект, если совместно с прокуратурой начать активную борьбу с интернет-площадками, предлагающими «серый» техосмотр.
В заключение отметим, что за период с 1 марта 2021 года, когда стартовали новые правила техосмотра, возбуждено свыше сотни дел по нарушениям порядка проведения техосмотра, которые допускают операторы ТО. В соответствии со статьей 14.4.1 Административного кодекса, виновным должностным лицам грозит штраф от 30 000 до 50 000 рублей, организациям ― от 200 000 до 300 000 рублей. Однако пока ни одного решения по заведенным делам так и не вынесено.
