Просроченные штрафы ГИБДД начнут списывать со счетов должников автоматически

Просроченные штрафы ГИБДД начнут списывать со счетов должников автоматически

477
Читать: 3 минуты

Уже в скором времени работа судебных приставов автоматизируется. Согласно последним законодательным поправкам, взыскание просроченных штрафов ГИБДД будет производиться по упрощенной схеме — с помощью искусственного интеллекта. Это позволит резко сократить сроки взыскания долгов и радикально разгрузить приставов, которые подчас тонут в бумажной волоките на фоне огромного количества исполнительных производств.

Речь идет Федеральном законе № 417-ФЗ от 21 декабря 2021 года, который вносит изменения в текст другого нормативно-правового акта — Федерального закона № 118-ФЗ от 21 июля 1997 года, регламентирующего работу судебных приставов.

Документ одобрен Госдумой, подписан главой государства и даже опубликован, но еще не вступил в силу. Это произойдет поэтапно: частично он заработает 20 июня 2022 года, а полностью — 17 декабря 2022 года.

Бумажный документооборот сменится электронным

Суть нововведения заключается в «Цифровом исполнительном производстве» — программной среде, призванной в будущем полностью заменить бумажный документооборот в работе судебных приставов. При этом уже сейчас внедрение сервиса, как ожидается, радикально сократит сроки принудительного взыскания долгов, среди которых — просроченные штрафы ГИБДД.

Для реализации этих целей привлекут искусственный интеллект, который самостоятельно будет бороться с неплательщиками: заниматься поиском банковских счетов и автоматическим списанием требуемых сумм по истечении срока уплаты штрафа.

Как заявляют авторы закона, это сведет к минимуму общий объем неуплаченных штрафов (должники просто не смогут игнорировать требования о погашении задолженности), при этом риск ошибочных списаний практически исчезнет. 

Отложенное вступление в силу нового документа имеет вескую причину: законодательная база попросту не готова к полноценному запуску цифровой системы исполнительного производства. Для реализации принятого закона власти должны утвердить дополнительные нормативно-правовые акты, о чем прямо указывалось в пояснительной записке, составленной в тот период, когда закон был еще проектом и только рассматривался думскими депутатами.

По словам адвоката Сергея Радько, прямо сейчас автоматическое списание задолженности со счетов граждан действительно не может быть реализовано.

Причина в том, что прежде нужны корректировки Федерального закона № 395-I (Закона о банковской деятельности) от 2 декабря 1990 года, а также Федерального закона № 229-ФЗ (Закона об исполнительном производстве) от 2 октября 2007 года и других корреспондирующих нормативно-правовых актов.

Еще один ключевой момент: наравне с глобальным упрощением процедуры взыскания штрафа необходимо в обязательном порядке внедрить такой же упрощенный алгоритм его оспаривания.

Деньги есть — денег нет

Итак, взыскание просроченной задолженности по штрафам будет реализовано с помощью «Цифрового исполнительного производства» — нового интеллектуального сервиса на вооружении у приставов.

По мнению разработчиков документа, внедрение цифровой системы позволит Федеральной службе судебных приставов обращаться к базам государственных информационных систем, принимать любое решение и передавать информацию автоматически, не привлекая сотрудников ведомства. В результате принудительное взыскание штрафной задолженности поднимется на качественно иной уровень, а бюджетные затраты резко снизятся.

В каких же случаях полномочия судебных приставов могут быть переданы искусственному интеллекту? Ответ содержит пункт 7 статьи 4 Федерального закона № 417-ФЗ.

Так, автоматическое принятие решения возможно:

  • когда принимается решение, связанное с возбуждением или окончанием исполнительного производства;
  • выносится отказ в возбуждении, приостановлении либо прекращении исполнительного производства;
  • взыскивается исполнительский сбор;
  • устанавливаются или отменяются ранее установленные для должника ограничения и запреты;
  • накладываются или снимаются аресты;
  • предоставляется (в соответствии с судебным актом) отсрочка или рассрочка погашения долга по исполнительному листу;
  • обращается и отменяется взыскание на деньги неплательщика (сюда относится как заработная плата, так и любые другие доходы);
  • рассматриваются электронные заявления и ходатайства, поданные через портал «Госуслуги» лицами, которые принимают участие в исполнительном производстве.

Благодаря усилиям искусственного интеллекта станет возможной автоматическая (то есть практически мгновенная) идентификация любого злостного нарушителя, поиск его банковских счетов и немедленное списание требуемой суммы задолженности. Под новый закон попадают водители с любым размером штрафа — даже те, кто схлопотал минимальное 500-рублевое финансовое наказание, но игнорировал требование об уплате в законодательно установленный срок.

К слову, о сроке

Напомним, что, согласно части 1 статьи 30.3 Административного кодекса, заработавший «письмо счастья» водитель располагает 10-дневным сроком на обжалование штрафа. Срок этот начинается именно с момента получения нарушителем копии административного постановления.

Кроме того, на основании части 1 статьи 32.2 КоАП, водитель, получивший копию документа, имеет право погасить задолженность в течение 60 дней с момента, когда постановление вступило в силу (то есть по истечении 10-дневного срока, предоставленного для обжалования штрафа). 

Таким образом, фактический срок уплаты по закону составляет 70 дней. И по истечении этого времени штраф считается просроченным, а водитель становится должником. И следующий этап — это принудительное взыскание, чреватое арестом имущества и даже запретом выезжать за рубеж.

Как работают с должниками сегодня

В настоящее время главным инструментом розыска должников по штрафам ГИБДД являются дорожные камеры, точнее, данные, получаемые с комплексов фотовидеофиксации. Такие записи позволяют отслеживать маршруты транспортных средств, которые «засветились» в штрафных постановлениях, и определять места их парковки.

Еще один эффективный вариант — это совместные рейды судебных приставов и сотрудников ГИБДД, которые стали уже регулярными. В таких ситуациях камеры оснащают «Дорожным приставом» — специальным программным комплексом, позволяющим в режиме реального времени сканировать транспортный поток, сверяя госномера автомобилей с базой должников ФССП.

Когда неуплаченный штраф обнаружен, система уведомляет об этом экипаж ДПС, который, в свою очередь, тормозит автомобиль. А затем в дело вступает судебный пристав — он еще раз сверяется с базой ФССП и предлагает должнику погасить штраф. Если к этому моменту автомобиль уже объявлен в розыск за долги, то, в случае отказа от уплаты, пристав имеет право арестовать транспортное средство.

Внедрение «Цифрового исполнительного производства» существенно упростит всю процедуру взыскания, особенно с учетом объема исполнительных производств, которые буквально заваливают приставов. Особенно эффективной новая система будет в работе со злостными неплательщиками.

Кстати, в прошлом году на территории одной лишь Москвы выявлено свыше 1200 автомобилей неплательщиков. При этом судебные приставы возбудили исполнительные производства о взыскании дорожных штрафов в количестве 24,8 млн дел, в рамках которых нарушители принудительно выплатили государству 14,5 млрд рублей.

Ошибки минимизируют

Нередко возникают ситуации, когда начисления производятся ошибочно, а долги взыскиваются с абсолютно законопослушных автовладельцев. Как отмечается разработчиками закона, одна из основных причин подобных сбоев кроется в ограниченном перечне идентификаторов, по которым «узнается» конкретный хозяин транспортного средства.

Такие идентификаторы указаны в исполнительных документах. И как раз Федеральный закон № 417-ФЗ расширяет идентификационный перечень, обеспечивая точное опознавание автовладельца.

Так, тексты заявления о вынесении судебного приказа и самого́ судебного приказа, искового заявления и исполнительного документа в обязательном порядке должны дополняться одним из следующих идентификаторов:

  • страховым номером индивидуального лицевого счета;
  • идентификационным номером налогоплательщика;
  • серией и номером документа, удостоверяющего личность;
  • реквизитами водительского удостоверения;
  • данными свидетельства о регистрации транспортного средства должника.

Некоторые специалисты уже заявили о положительной роли цифровых нововведений в снижении ошибок при взыскании долгов с неплательщиков штрафов ГИБДД.

По словам президента московской коллегии правовой защиты автовладельцев Виктора Травина, внедрение искусственного интеллекта действительно способно улучшить нынешнее положение дел. Подобная автоматизация системы исполнительного производства, очевидно, минимизирует так называемый человеческий фактор, который в условиях гигантского объема исполнительных производств грозит новыми недоразумениями, нарушениями процессуальных норм и откровенными ошибками со стороны судебных приставов.

Повернуть закон лицом к водителю

Как известно, природа вещей двойственна. И в экспертной среде уже озвучена уверенность, что работа цифровой системы в соответствии с ожиданиями разработчиков будет налажена лишь при соблюдении интересов тех, против кого она создана. Другими словами, нужно повернуть закон лицом к водителю.

Речь идет о необходимости введения упрощенного порядка обжалования штрафов. Только в этом случае Федеральный закон № 417-ФЗ может принести пользу, а не очередные сложности гражданам. 

Как отмечается Виктором Травиным, претензионный порядок должен заключаться не просто в праве водителя-нарушителя обжаловать штрафное постановление, а именно в максимальном ускорении такой процедуры. И это будет абсолютно справедливо, ибо если государство получает инструмент упрощенного взыскания штрафа, то и водитель должен получить возможность оспорить его в кратчайшие сроки.

К слову, закон обзавелся и откровенными противниками. Так, по словам адвоката Сергея Радько, новый цифровой порядок рискует привести к опасной ситуации на рынке банковских услуг. Поскольку с любого счёта должника деньги списываются моментально и в любой момент, то за короткое время доверие к банкам может быть безнадежно подорвано. А это уже совсем другая история…

Сейчас читают:

Все статьи
4/21/2024
Автоцифры: путешествие на Алтай
Что нужно знать тем, кто мечтает увидеть «Сибирскую Швейцарию»
355
4/17/2024
Машину разбили на парковке, пока владелец выпивал дома
Инструкция: что делать, если в крови алкоголь, но за руль вы не садились.
3,472
4/15/2024
Как не «убить» машину весной
Советы, которые помогут сохранить покрышки и сделать езду комфортной.
4,455
4/11/2024
Что изменится для автомобилистов с апреля
Список законов и нововведений.
44,217
4/7/2024
Закрываются глаза: как не заснуть за рулём
Советы помогут справиться с долгой поездкой.
13,764
4/4/2024
Что не стоит делать при «переобувке» колес
И как правильно заменить «зиму» на «лето».
27,621
3/31/2024
Просроченные штрафы ГИБДД: что грозит бизнесу
И почему возникают судебные задолженности?
2,733
3/25/2024
Каких автомобилистов не любят сотрудники ГИБДД
Почему штрафуют, и как избежать наказания.
65,910