Перейти к основному содержанию

Производители больше не смогут избегать отзыва автомобилей: в России заработал новый ГОСТ

Автор: Редактор

С декабря в России заработал новый стандарт, регламентирующий автомобильные отзывные кампании, то есть возврат машин поставщику, чтобы их отремонтировать или доработать.

Речь идет о ГОСТ 34725-2021, устанавливающем правила, по которым производится отзыв автомобилей. Строго говоря, стандарт введен в действие еще в последний день нынешней осени — 30 ноября 2021 года — и уже тогда, наравне с нашей страной, распространил свое действие на четыре государства СНГ: Белоруссию, Армению, Узбекистан и Киргизию.

В документе закреплена терминология и представлена градация рисков опасных событий (низкая, средняя, высокая) для водителя и пассажиров. Каждая категория риска характеризуется двумя показателями: тяжестью опасного события и возможностью его наступления (маловероятной, вероятной, частой).

В свою очередь, тяжесть опасного события находится в прямой зависимости от ущерба, причиной которого может быть наличие какого-либо дефекта; а также вреда, причиненного здоровью людей, имуществу и природе.

При низком уровне риска дефекты не оказывают заметного влияния на функционал транспортного средства, не вредят здоровью и окружающей среде. Средний уровень характеризуется управляемостью машины, однако продолжение эксплуатации чревато опасными событиями высокой тяжести. При высоком уровне риска выявленные дефекты грозят полным отказом систем автомобиля и чреваты значительным ущербом для здоровья и загрязнением природы.

В зависимости от уровней риска предусматривается три вида отзывных кампаний.

Первый — добровольный, объявляемый самим автопроизводителем при получении информации о выявленных дефектах (которые, в свою очередь, должны соответствовать именно первому уровню риска, а не выше). В этой ситуации проведение проверок и контроль за ходом сервисной акции осуществляется автопроизводителем самостоятельно.

Второй вид получил название добровольного отзыва под надзором. Здесь инициатором также выступает автопроизводитель, но акция проходит под контролем Росстандарта.

Третий вид отзыва — принудительный. Его инициирует Росстандарт в ситуации, когда имеются достоверные сведения о выявленных дефектах выше допустимого уровня, а производитель не согласовал с органом надзора отзывную кампанию или вовсе от нее отказывается.

К слову, толчком для разработки ГОСТ 34725-2021 стало именно уклонение производителей от проведения официальных отзывных кампаний. И вот теперь подобные акции становятся обязательными при выявлении критических дефектов. Или добровольными — при неопасном браке. Но в любом случае просто отмахнуться от потребителей при выявлении массовых проблем уже не получится. 

Наши приложения

Установите приложение «РосШтрафы» на ваш

смартфон — вся информация о штрафах

ГИБДД, как на ладони.

Наши приложения

Установите приложение «РосШтрафы» на ваш смартфон —

вся информация о штрафах ГИБДД, как на ладони.

Наши сервисы
Наши сервисы
Оформить полис ОСАГО
Оформить полис ОСАГО
Оформить
Проверить налоговые задолженности по ИНН
Проверить налоговые задолженности по ИНН
Проверить
Установите плагин для браузера и получайте уведомления вовремя
Установите плагин для браузера и получайте уведомления вовремя
Установить