Процедура отмены техосмотра запущена

Процедура отмены техосмотра запущена

232
Читать: 3 минуты

На очередном заседании правительственной комиссии по безопасности дорожного движения принято положительное заключение об отмене обязательного техосмотра (ТО) автотранспорта. Теперь совместными усилиями членов кабинета министров и парламентариев предстоит разработка соответствующих поправок в законодательство. Изменение должно вступить в силу до 1 марта 2022 года.

Обычным автовладельцам техосмотр потребуется исключительно в случае смены собственника и только если машине исполнилось 4 года. Коммерческий же транспорт по-прежнему будет проходить ТО по действующим сегодня правилам.

А какие правила действуют сегодня?

А сегодня, напомним, согласно требованиям Федерального закона № 170-ФЗ от 1 июля 2011 года, автомобили, не достигшие 4-летнего возраста, техосмотр не проходят. Если транспортному средству от 4 до 10 лет, являться на диагностику необходимо каждые 24 месяца; по достижении 10-летия процедура показана ежегодно.

Эти нормы применяются не только к легковым авто, но и мотоциклам, прицепам, полуприцепам и грузовикам массой не более 3,5 тонны (если более — техосмотр каждые 12 месяцев). Учебным автомобилям и машинам легкового такси возрастом до 5 лет необходимо проходить ТО каждый год; старше — раз в полгода.

По словам первого вице-спикера Совета Федерации Андрея Турчака, техосмотр, действующий в современной России с 1994 года, стал банальной формальностью. И до отмены привязки к ОСАГО он считался чуть ли не дополнительным налогом среди многих автомобилистов.

С этим мнением совпадает и позиция зампредседателя федерального кабинета министров Марата Хуснуллина, одновременно возглавляющего правительственную комиссию по безопасности дорожного движения, одобрившую отмену техосмотра. По мнению чиновника, обсуждение этого вопроса с МВД продолжалось длительное время. В итоге стало очевидно, что безопасность транспортного средства — это ответственность собственников мотоциклов и автомобилей.

Согласно Федеральному закону № 122-ФЗ от 6 июня 2019 года, с 1 марта нынешнего года заработали новые правила ТО, предусматривающие, помимо прочего, обязательную фотофиксацию транспортного средства — в начале процедуры и по ее окончании. Сделано это для исключения фиктивных техосмотров, когда автомобили даже не заезжают в сервис.

Проблемы с аккредитацией пунктов ТО и разразившаяся пандемия вынудили власти продлить сроки действия истекающих до 1 октября 2021 года диагностических карт на полгода, то есть максимум до 30 марта 2022-го (согласно Постановлению № 275 от 27 февраля 2021 года).

Кроме того, с 22 августа 2021 года требования Федерального закона № 40-ФЗ (Закона об ОСАГО) изменились, отменив обязательное прохождение техосмотра перед оформлением договора «автогражданки».

Получается, что минимум до 1 октября нынешнего года (базовый срок, до которого продлевается любая просроченная диагностическая карта) техосмотр фактически становится необязательным для обычных автовладельцев.

К слову, даже после этой даты наказание им не грозит, поскольку, согласно части 2 статьи 12.1 Административного кодекса, ответственности подвергаются лишь водители пассажирского и грузового транспорта — они штрафуются на сумму от 500 до 800 рублей.

С одной стороны — отсрочка. А с другой….

А с другой стороны, скоро грядет усиление санкций. Уже 1 марта 2022 года в Административном кодексе статья 12.5 дополнится частью 1.1, согласно которой любой водитель с просроченной или отсутствующей диагностической картой подлежит штрафу 2000 рублей (норма заработает на основании поправок, внесенных Федеральным законом № 219-ФЗ от 26 июля 2019 года). Отметим, что регистрировать это нарушение должны дорожные комплексы фотовидеофиксации.

И на фоне всех этих изменений начальником Госавтоинспекции МВД Михаилом Черниковым еще летом вдруг озвучивается идея о добровольном техосмотре для автовладельцев-физлиц. Как оказалось, причины для этого были серьезные.

Стало понятно, что дефицит пунктов ТО, вынудивший правительство продлить просроченные диагностические карты, никуда не делся — местным властям, ответственным за доступность техосмотра, решить задачу оказалось не под силу. И кроме того, одна из ключевых идей проведенной реформы — истребление липовых техосмотров — провалилась: фотофиксация, которая должна была гарантировать реальность процедуры, сегодня во многом обесценена, ибо успешно подделывается мошенниками.

При этом очевидно, что, вне зависимости от прохождения техосмотра, ответственность за техническое состояние транспортного средства всегда лежит на его владельце. Плюс ко всему, постоянно контролировать легковые автомобили, которых сегодня в России свыше 49 млн единиц, абсолютно невозможно.

Оптимальный вариант

В такой ситуации оптимальный вариант — обеспечить качественную проверку такси, автобусов и грузовиков, численность которых гораздо меньше. В пользу этой идеи говорит и статистика.

Как сообщают страховщики, за минувший год доля аварий с участием легковых авто физических лиц составила 4,4 % от общего объема страховых случаев; а за неполный 2021-й цифра уже 4,56 %.

Да, рост есть. Однако число страховых ДТП с автобусами и грузовиками впечатляет сильнее: 10,56 % в 2020 году и 11,91 % в 2021-м. Но всех обогнали машины такси: 33,68 % в прошлом и 23,19 % в 2021 году.

Более того, неисправность транспортного средства — это лишь 0,1 % всех ДТП. Таким образом, идея отменить техосмотр для обычных автомобилистов вполне логична. Кстати, Венская конвенция, подписанная Российской Федерацией, предписывает проходить ТО только перевозчикам. И россияне, выезжающие за рубеж на своем авто, будут проходит техосмотр, только если сами захотят.

Отмена техосмотра (если, конечно, она состоится) должна случиться до 1 марта 2022 года, поскольку именно с этого времени вступает в силу часть 1.1 статьи 12.5 Административного кодекса, по которой всем без исключения автомобилистам, не имеющим диагностической карты, будет грозить штраф 2000 рублей. Логично, что с отменой техосмотра исключена будет и эта норма КоАП, избавив водителей от малоактуальной, но затратной обязанности.

banner

 

Сейчас читают:

Все статьи