Правительство узаконило параллельный импорт: как это отразится на стоимости запчастей
Речь идет о правительственном Постановлении № 506 от 29 марта 2022 года, разрешающем поставки на территорию России иностранных оригинальных товаров без одобрения правообладателей. Документ вступил в силу 30 марта нынешнего года.
Верный шаг
Товарный перечень формируется экспертами Минпромторга, которые планируют включить туда запчасти к автомобилям и спецтехнике.
В самом ведомстве отметили, что разрешение параллельного импорта — это вовсе не легализация контрафактной продукции, а всего лишь завоз оригинальных товаров по альтернативным каналам дистрибуции.
По словам независимого автоэксперта Сергея Бургазлиева, включение запчастей в параллельный импорт является верным шагом, который поддержит функционирование отрасли хотя бы в краткосрочном периоде.
Кроме того, параллельный импорт приведет к снижению стоимости ремонта, который делают как официальные дилеры, так и неавторизованные станции техобслуживания.
Необходим компромисс
В то же время вопросы, связанные с установкой завезенных подобным образом деталей и гарантийными обязательствами, целиком завязаны на соглашения, которые будут действовать между дилерскими центрами и представительствами автомобильных компаний.
Другими словами, необходим компромисс между участниками рынка, при котором представительства соглашаются с тем, что дилеры используют несложные запчасти и расходные материалы, не брендированные производителями.
Что касается сложных узлов, тут два решения:
- очередные договоренности с представительствами о разрешении установки аналогов для соблюдения гарантийных условий;
- самостоятельная покупка деталей дилерами — в этом случае гарантийные обязательства ложатся на их плечи.
Оба способа рабочие. Причем вариант самостоятельной покупки запчастей дилерами вполне реален, ибо, как отмечается Сергеем Бургазлиевым, сегодня они любым способом готовы сохранять клиентскую базу.
Риски появления контрафакта
Вместе с тем, по мнению маркетолога компании – поставщика запчастей Auto3N Марины Белоглядовой, параллельный импорт нанесет урон системе контроля качества, выстроенной в последнее десятилетие. Альтернативные каналы рискуют погрязнуть в контрафакте. И тогда буйным цветом расцветет серый импорт, на борьбу с которым, например, Казахстан, ОАЭ и Китай потратили 10 лет.
В такой ситуации возрастает риск нарваться на бракованную либо откровенно контрафактную деталь. Впрочем, практически все крупные производители сегодня внедрили онлайн-сервисы проверки на подлинность и особую маркировку автокомпонентов. Кроме того, подделку можно определить визуально — по неровной, грубо обработанной поверхности и большим зазорам в сопряжениях.
По словам Марины Белоглядовой, процедура отладки поставок через новые каналы займет около трех месяцев. С расходными запчастями трудностей наверняка не возникнет. А вот сложные агрегаты такой уверенности пока не вызывают. В любом случае, эффективность параллельного импорта водители оценят уже скоро.