Практика отказа страховых компаний от заключения ОСАГО продолжается

Практика отказа страховых компаний от заключения ОСАГО продолжается

198
Читать: 3 минуты

Согласно пункту 1.4 Положения Центрального Банка РФ № 431-П от 19 сентября 2014 года, страховая компания обязана продать полис ОСАГО любому клиенту, предоставившему необходимые документы. Однако сегодня заключение договора «автогражданки» для многих становится непосильной задачей. И во многом это происходит из-за мошенников, весьма вольготно чувствующих себя в нише обязательного страхования.

Отметим: с отказами от заключения ОСАГО столкнулись водители по всей стране. Это наглядно подтверждают многочисленные жалобы автомобилистов в РСА (Российский союз автостраховщиков), ФАС (Федеральную антимонопольную службу) и прокуратуру. Но главное — случаи необоснованного отказа признали даже в Центральном банке РФ.

Уже не первый год…

Подобная ситуация сложилась вовсе не вчера — ей уже не первый год. Однако усугубление проблемы в последние месяцы вызвало реакцию самого́ Центробанка. Главный финансовый регулятор страны еще прошлой осенью разразился по этому поводу Информационным письмом № ИН-06-59/81 (от 14 октября 2021 года) в адрес страховщиков, где четко и ясно заявил, что отказ от заключения договора «автогражданки» при наличии необходимых документов — это нарушение действующего законодательства.

К слову, «необходимые документы», помимо заявления на оформление ОСАГО, подразумевают предоставление оригиналов или сканов (при покупке электронной страховки):

  • паспорта;
  • водительского удостоверения;
  • СТС (свидетельства о регистрации транспортного средства), а если авто еще не зарегистрировано в ГИБДД, то ПТС (паспорта транспортного средства) либо документа о праве собственности (договора дарения или купли-продажи, свидетельства о наследстве).

Кстати, желая полностью исключить столь порочную практику и простимулировать страховые компании обслуживать любого обратившегося клиента, Центробанк своим Указанием № 6007-У от 8 декабря 2021 года провозгласил расширение тарифного коридора ОСАГО (вверх и вниз) в отношении:

  • частных автовладельцев — на 10 %;
  • ИП и организаций, владеющих парком автобусов, трамваев и троллейбусов для пассажирских перевозок, — на 4,9 %;
  • собственников такси и остального транспорта — на 30 %.

Старт новым базовым ставкам страхового тарифа «автогражданки» дан 9 января 2022 года. Кажется, сделано всё для идеальной работы с клиентами.

Но, как говорится, воз и ныне там. Страховые как отказывали в заключении договора ОСАГО, так и отказывают. Сегодня разберем эту проблему на примере отдельно взятого региона.

Приморье — в красной зоне

Итак, сложности с оформлением «автогражданки» озвучиваются водителями Приморья — в первую очередь теми, кто управляет праворульными подержанными автомобилями. Причем такая ситуация наблюдается в течение нескольких месяцев.

Страховые компании давно уже заявляют о громадных убытках, причинами которых становятся мошенники, сознательно устраивающие аварии для получения компенсационных выплат. И, по мнению автолюбителей, в качестве противодействия разорительной практике многие страховщики негласно договорились о запрете заключения договоров ОСАГО по всему Приморью.

Впрочем, как отмечается экономическим советником Дальневосточного ГУ Центробанка Еленой Швецовой, главный финансовый регулятор страны пристально следит за обеспечением доступности «автогражданки» в регионе. По словам эксперта, Приморье действительно находится в так называемой красной зоне. Такой статус регион получил в системе наблюдения рисков недобросовестной деятельности на рынке ОСАГО. И одна из ключевых причин столь проблемного состояния дел, помимо прочего, — это как раз мошенничество.

Признаки обмана косвенно подтверждают цифры: по данным официального сайта РСА, средний размер страховой выплаты в регионе равен 92 400 руб., что явно превышает среднероссийский показатель в размере 71 364 руб.

Отмечается и рост страховых эпизодов — другими словами, выплачивать компенсацию страховщики вынуждены всё чаще и чаще. Как заявила Елена Швецова, подобная картина свидетельствует о высокой вероятности мошеннических действий на рынке обязательного автострахования.

В течение последних двух лет Центробанк получил 156 жалоб именно от автовладельцев Приморья по поводу отказов страховых компаний от заключения договора ОСАГО.

Весьма серьезные масштабы

По оценке страховщиков, проблема мошенничества в виде подставных и договорных аварий приобрела весьма серьезные масштабы. Так, в течение месяца на территории Приморья выявляют до сотни подобных случаев.

Отметим, что сегодня краевые дороги в буквальном смысле наводнены японскими автомобилями. Причем огромная часть таких «железных коней» давно отметила не только 10-летний, но и 20-летний юбилей. К этому следует добавить наличие огромного рынка запчастей, где сравнительно дешево продаются контрактные узлы и агрегаты.

Сказанное выше имеет важное значение. Дело в том, что при наступлении страхового случая величина компенсации формируется из стоимости деталей, указанных в справочниках РСА. А запчасти на подержанные японские авто там оцениваются подчас откровенно дорого.

Эти особенности, по сути, сформировали в Приморье шикарные условия для расцвета всевозможных автоподставщиков. Сегодня они активно и даже профессионально занимаются договорными ДТП и провоцированием аварий. Доказательством этого являются утверждения страховых компаний, заявляющих о формировании в границах Приморья мощного черного рынка подставных участников дорожных происшествий. Ежедневный доход таких «специалистов» — от 15 000 до 20 000 рублей. 

Причем нынче есть конкретные лидеры среди автомоделей по страховым выплатам. Так, хитом стали аварии с компактным кроссовером Daihatsu Terios в качестве пострадавшего. Интерес именно к этому автомобилю вполне оправдан. Стоимость одной лишь фары составляет 180 000 рублей. И это данные справочника, по которому как раз и формируется величина страховой компенсации. А суть трюка в том, что цена такой же контрактной детали — всего 15 000 рублей. Разница есть, правда?

Именно за счет такой маржи (то есть средств, остающихся от покупки подержанных деталей на полученные по страховке деньги) автоподставщики живут сегодня более чем достойно.

Первые итоги в борьбе с мошенниками Приморья

Впрочем, по словам Елены Швецовой, ситуацию в Приморье нельзя назвать уникальной.
Несколькими годами ранее во́лны мошенничества в нише ОСАГО накрывали Амурскую область. Решением проблемы стало создание рабочей группы, в рамках которой удалось наладить оперативное сотрудничество региональных властей, Центробанка, страховщиков и правоохранителей. Столь интенсивное взаимодействие в итоге привело к урегулированию ситуации.

Именно такой формат борьбы с автоподставщиками решили использовать в Приморье. В настоящее время под эгидой краевого правительства действует рабочая группа. Как отмечается экспертами, ее деятельность уже привела к первому громкому задержанию автоподставщиков.

Ими оказались не просто подельники, но родные люди. Группой злоумышленников была целая семья — правоохранители задержали отца, мать и сына.

За период март — ноябрь 2021 года автоподставщиками было инсценировано 60 дорожно-транспортных происшествий. В результате мошенники заработали на страховых компаниях почти 7 миллионов рублей.

Причем речь идет о выявленных эпизодах. Реально же поставных ДТП могло быть гораздо больше. По словам руководителя пресс-центра Управления МВД по Приморью Ирины Сыровой, подобная «ударная работа» грозит злоумышленникам лишением свободы до 10 лет и штрафом до 1 000 000 рублей — согласно части 4 статьи 159.5 Уголовного кодекса.

Наряду с указанным эпизодом, сотрудниками краевого УФСБ возбуждены еще 27 дел, связанных с действиями автоподставщиков. Их разоблачение состоялось при активном участии двух страховых компаний. Еще на стадии уголовного расследования фигурантами частично погашен ущерб. К примеру, на сегодняшний день в компанию «Югория» возвратили 200 000 рублей. Впрочем, общие финансовые потери несравнимо больше — только по двум страховым компаниям они составляют почти 10 000 000 рублей.

К слову, подобные автоподставы и последующие выплаты, как правило, не обходятся без своего человека в страховой компании. В таких ситуациях действуют не просто водители-махинаторы, но работает целый конвейер, позволяющий выстроить цепочку от страхового случая (то есть дорожно-транспортного происшествия) до момента получения компенсационной выплаты.

Эта версия находит практическое подтверждение. Так, в Находке — третьем по величине городе Приморского края — задержали страхового агента и юриста муниципального унитарного предприятия. Вот они, отдельные звенья цепи!

Предпринимаемые сегодня на территории Приморья активные меры вселяют уверенность в нормализацию ситуации на рынке ОСАГО. В этом заинтересованы не только страховые компании, но и водители, которые, надеясь на полную зачистку ниши «автогражданки» от мошенников, ожидают, что при попытке купить полис не столкнутся в очередной раз с отказом.

banner

 

Сейчас читают:

Все статьи
7/22/2024
Самые красивые автодороги планеты
В мировой рейтинг вошла одна российская трасса.
953
7/21/2024
Виновник аварии не приехал на оформление в ГАИ: выплатят ли страховку?
И как оформить аварию.
11,390
7/12/2024
Подборка интересных подкастов, которые можно послушать в пробке
О науке, кино, ПДД, истории и других темах.
1,975
7/9/2024
Функции новых авто, которые бесят водителей
К чему стоит готовиться при покупке машины.
22,258
7/7/2024
Штрафы на АЗС, о которых не подозревают водители
Какие могут быть нарушения, и сколько придётся заплатить.
120,360
7/2/2024
На каких авто ездят футболисты ЕВРО-2024 в реальной жизни
Путешествие по гаражам звезд мирового футбола.
16,588
6/27/2024
Отечественная или китайская машина: что выбрали россияне?
Узнайте результаты опроса: что купят водители, если в стране не останется выбора авто.
14,804
6/21/2024
ТОП самых необычных дорожных знаков
Они встречаются в других странах и сбивают с толку российских водителей.
6,027