«Паутиной» опутают регионы
Центральный федеральный округ (ЦФО) стал первым российским регионом, где заработала система «Паутина», позволяющая следить за автомобилями, выявлять машины в угоне и вычислять транспортные средства с поддельными госномерами.
В настоящее время специалистами МВД осуществляется перенос ЦАФАП ГИБДД (центров автоматизированной фиксации административных правонарушений) в новый программный комплекс «Паутина». По информации делового издания «Коммерсантъ», ссылающегося на пресс-центр МВД, еще до завершения нынешнего года «Паутина» заработает на большей части страны.
Отметим, что система уже длительное время помогает силовикам предупреждать и раскрывать хищения и угоны машин, разыскивать и возвращать транспортные средства их законным владельцам. Однако до сих пор местами дислокации «Паутины» были всего несколько регионов, включая Москву и Подмосковье.
В чем особенность системы
Основу «Паутины» составляет алгоритм, способный тонко анализировать поступающие сведения о передвижении автомобиля. Говоря в общем, система руководствуется принципом: машина не появляется из ниоткуда и не исчезает в никуда. Эффективность обеспечивается одновременным выполнением сотен тысяч задач, причем исходные данные передают все городские средства видеонаблюдения, а не только дорожные камеры.
Наравне с комплексами фотовидеофиксации нарушений ПДД, «Паутина» может распознавать марки машин. Ей также под силу разыскать автомобиль, располагая лишь частью номера. Пользуясь неограниченным доступом в федеральные базы, она в состоянии определить и проверить любой тип регистрационного знака, включая иностранный госномер, а также вычислить автомобиль-двойник по всей стране. И это далеко не все возможности системы — полный функционал МВД не разглашает.
Как работает «Паутина»
Всё начинается с мигания объекта на экране ситуационного центра, что говорит о выявлении подозрительной машины. Ближайший наряд ДПС получает из центра данные о транспортном средстве. Дальше — остановка авто и его проверка.
Отметим, что «Паутина» способна вычислить угнанный автомобиль еще до того, как сам владелец машины заявит об угоне. В основе этой технологи заложен алгоритм, способный выявлять нетипичное поведение транспортного средства.
К примеру, камера зафиксировала машину; однако система не «видела», чтобы за последнее время автомобиль с такими номерами заезжал в район. Функционируя в непрерывном режиме месяцы и годы, «Паутина» запоминает стандартные маршруты движения большинства авто (исключая, конечно, такси и машины каршеринга).
И если обычный трафик изменился, это уже повод для проверки транспортного средства, поскольку может случиться, что именно в этот момент злоумышленники угоняют автомобиль. Учитывая такую вероятность и фиксируя отклонение маршрута, «Паутина» тут же сигнализирует о подозрительной машине.
Эффект очевиден
В Москве «Паутина» была запущена еще в 2012 году. За этот период угоны сократились в восемь раз: с 12 тыс. до 1,6 тыс. эпизодов. Причем раскрывать подобные преступления стали гораздо чаще. Очевидно, что при 100-процентном покрытии «Паутиной» одной лишь территории ЦФО эффективность возрастет многократно. Если же систему внедрят во всех регионах, что поиск угнанного автомобиля станет, что называется, делом техники.
К слову, результативность «Паутины» зависит от плотности покрытия трасс дорожными камерами. Это одно из ключевых условий, однако его реализация является дорогим удовольствием. Здесь лидирующие позиции принадлежат Москве и Подмосковью, а также Татарстану и Краснодарскому краю.
В заключение отметим, что функционал «Паутины» планируется сделать частью электронной системы обжалования штрафов, старт которой намечен на 1 сентября нынешнего года.
Правда, сначала необходимо будет пройти процедуру верификации электронной подписи. И после этого «Паутина» достоверно установит, действительно ли штраф выписан по ошибке либо же всё абсолютно законно. Благодаря новому программному обеспечению (куда, повторимся, встроена «Паутина») поданное цифровое заявление сразу поступит в соответствующий ЦАФАП для рассмотрения.
