Перейти к основному содержанию

Отмена техосмотра грозит владельцам ОСАГО регрессным иском

Автор: Редактор

С 30 декабря 2021 года владельцев личных авто освободили от техосмотра. Правда, есть исключения, при которых и сегодня действующая диагностическая карта требуется в обязательном порядке. Причем отсутствие техосмотра, как ни странно, может стать подводным камнем в общении со страховой компанией.

Почему «как ни странно»? Потому что одной из ключевых задач нововведения была именно отвязка покупки ОСАГО от действующей диагностической карты. И формально всё получилось. Но, как говорится, есть нюансы. Впрочем, всё по порядку…

Исключения из правил

Итак, мотоциклы и легковые авто, находящиеся в собственности частных лиц, которые, в свою очередь, пользуются ими для личных нужд, с 30 декабря 2021 года освобождены от обязательного технического осмотра на основании Федерального закона № 494-ФЗ от 20 декабря 2021 года.

К слову, указанным законом внесены соответствующие изменения в два других нормативно-правовых акта: Закон о госрегистрации транспорта (Федеральный закон № 283-ФЗ от 3 августа 2018 года) и Закон о техосмотре (Федеральный закон № 170-ФЗ от 1 июля 2011 года).

Столь масштабная трансформация не обошлась без исключений. Одно из них — ситуация, когда автомобиль, принадлежащий частному лицу, применяется в качестве служебного транспорта. Здесь техосмотр снова становится обязательным, а периодичность его прохождения определяется возрастом машины и целями ее использования.

Так, если в коммерческих целях эксплуатируется личное авто старше 10-летнего возраста, то посещать станцию техосмотра нужно ежегодно. Такое же правило распространяется на такси и автобусы, которым не исполнилось 5 лет; более старшие собратья проходят процедуру каждые полгода.

Наличие действующей диагностической карты потребуется и в случае, когда машину ставят на учет в Госавтоинспекции либо «железный конь» меняет хозяина. Но такая «обязаловка» предусматривается исключительно для автомобилей старше 4-летнего возраста.  А еще техосмотр необходим при внесении изменений в конструкцию или замене основных агрегатов авто.

К слову, любой автовладелец, освобожденный от обязательного прохождения технического осмотра, имеет право добровольно проверить состояние личного транспорта.

По словам экспертов, выгода подобной инициативы в том, что при остановке на дороге инспекторы будут меньше присматриваться к машине, подозревая те или иные неисправности. Но это, конечно же, — при отсутствии явных косяков, создающих угрозу на дороге, типа рулевого люфта, грозящего водителю, помимо штрафа 500 рулей по части 2 статьи 12.5 Административного кодекса, эвакуацией его «ласточки» на штрафстоянку.

Техосмотра нет, а вот риски для клиентов страховых компаний имеются

Один из явных плюсов отмены обязательного техосмотра в том, что купить ОСАГО теперь можно без диагностической карты.

Напомним, связка «полис — техосмотр» разорвана 22 августа 2021-го вступившим в силу Федеральным законом № 343-ФЗ от 2 июля 2021 года, который исключил из текста другого нормативно-правового акта — Федерального закона № 40-ФЗ (Закона об ОСАГО) от 25 апреля 2002 года — пункт об обязательном наличии диагностической карты при заключении договора ОСАГО.

Нюанс, однако, в том, что сегодня любая страховая компания может заложить в перечень тарифных факторов такой параметр, как пройденный (или, наоборот, непройденный) техосмотр. Другими словами, автовладельцы без действующей диагностической карты, покупающие ОСАГО, рискуют заплатить больше, чем те, кто прошел техосмотр добровольно.

Кроме того, клиент страховой компании, спровоцировавший ДТП и не имеющий техосмотра, может столкнуться с гораздо более серьезной проблемой — регрессным иском. Это требование страховщика возместить сумму, потраченную на компенсацию пострадавшей в аварии стороне. Правда, выставить такое требование страховая может лишь в конкретных обстоятельствах.

По словам заместителя гендиректора «Ресо-Гарантии» Игоря Иванова, такими «конкретными обстоятельствами» является техническая неисправность транспортного средства, повлекшая дорожно-транспортное происшествие.

И вот если документально подтверждается, что именно неисполнение автовладельцем требования об эксплуатации исправного транспортного средства (о чем гласит пункт 2.3.1 ПДД) привело к аварии, страховая компания получает основание подать регрессный иск и гарантированную возможность взыскать все расходы с виновника — в соответствии с подпунктом «и» пункта 1 статьи 14 Закона об ОСАГО.

Регрессное требование грозит владельцам и легковых такси, и автобусов, и транспортных средств, перевозящих опасные грузы, и грузовых машин, оборудованных для пассажирских перевозок, — если при наступлении страхового случая диагностическая карта оказалась просроченной.

Вышеизложенное подтвердили в «АльфаСтраховании». Там подчеркнули, что наличие или отсутствие техосмотра не влияет на решение по страховому возмещению. Однако виновник ДТП без диагностической карты действительно рискует вернуть всю сумму компенсации, выплаченную пострадавшей стороне. К слову, в страховой компании отметили, что подобная практика — большая редкость.

Непройденный техосмотр: чем грозит КоАП

Согласно Федеральному закону № 219-ФЗ от 26 июля 2019 года, статья 12.5 Административного кодекса уже 1 марта нынешнего года дополнится частью 1.1, по которой отсутствие диагностической карты будет караться штрафом 2000 рублей. При этом виновника не смогут привлекать за подобное нарушение чаще одного раза в сутки.

На сегодняшний день какие-либо дополнения или поправки к этой норме, невзирая на отмену техосмотра, даже не озвучиваются. По словам вице-президента Национального автомобильного союза Антона Шапарина, в такой ситуации март нынешнего года может реально ознаменоваться массовыми штрафами за отсутствие диагностической карты.

Впрочем, власти ранее уже пытались нивелировать подобные опасения. Как было отмечено спикером Госдумы Вячеславом Володиным, применение штрафа по части 1.1 статьи 12.5 Административного кодекса возможно лишь к водителям транспортных средств, которые по-прежнему обязаны проходить техосмотр. Проработать эту норму должны были в думском комитете по транспорту, однако результата пока не видно.

Еще одна проблема

Решение об отмене обязательного технического осмотра стало реальным облегчением для владельцев почти 50 миллионов транспортных средств. Но, как отметили выше, такой подарок автомобилистам чреват определенными страховыми рисками и массовыми штрафами за отсутствие диагностической карты. Столь неоднозначная картина в скором времени может усугубиться еще одной проблемой.

По мнению Антона Шапарина, отмена техосмотра уже в ближайшее время спровоцирует массовое закрытие СТО, сертифицированных для такой процедуры. Сильнее всего пострадают регионы. Как отмечает эксперт, началом угасания этого бизнеса станет весна нынешнего года.

Столь нерадужная картина подтверждается и председателем правления Союза операторов техосмотра Максимом Бурдюговым. Более того, по его словам, закрытие СТО уже началось. Эксперт отметил, что даже официальный реестр пунктов технического осмотра, на котором основывается вся статистика, выдает завышенные цифры. Причина в том, что многие станции, которые не прошли аттестацию, по-прежнему указаны в официальном перечне.

Сейчас можно с уверенностью утверждать: не менее трети СТО, находящихся в реестре, реально уже «умерли». Фактическая же цифра закрывшихся пунктов, как предполагает Максим Бурдюгов, намного больше. Это позволяет резюмировать, что массовый исход предпринимателей из ниши техосмотра действительно начался.

banner

 

Наши приложения

Установите приложение «РосШтрафы» на ваш

смартфон — вся информация о штрафах

ГИБДД, как на ладони.

Наши приложения

Установите приложение «РосШтрафы» на ваш смартфон —

вся информация о штрафах ГИБДД, как на ладони.