ОСАГО дорожает, выплаты снижаются. Чем это чревато для водителей и страховщиков
Напомним, что Федеральным законом № 40-ФЗ от 25 апреля 2002 года (Законом об ОСАГО) закреплен приоритет восстановительного ремонта над монетизацией, то есть компенсацией «живыми» деньгами.
В случае денежной выплаты
А в случае денежной выплаты расчеты ведутся по единым справочникам РСА (Российского союза автостраховщиков). И в последний раз они обновлялись 19 марта нынешнего года, при этом стоимость запчастей отражена по состоянию на 24 марта 2022-го. Таким образом, подорожание последних двух месяцев их фактически не коснулось.
Кроме того, подобные расчеты, согласно пункту 3.4 Положения Центробанка № 755-П от 4 марта 2021 года, предполагают учет износа пострадавшего транспортного средства. В итоге страховая компенсация существенно снижается.
Но ситуация становится еще сложнее. В соответствии с пунктом 6.2 Положения Центробанка № 755-П, в расчетах учитывается стоимость оригинальных запчастей. На фоне срыва и прекращения поставок комплектующих к импортным автомобилям в недрах Российского союза автостраховщиков (РСА) родилась инициатива проведения ремонта в рамках ОСАГО подержанными запчастями.
К этой идее в Центробанке отнеслись прохладно и вместо нее озадачились другим нововведением. Речь идет о проекте Указания ЦБ № 04/15/04-22/00126602 от 13 апреля 2022 года, по которому денежная выплата ОСАГО может рассчитываться по ценам неоригинальных запчастей. Как ожидается, это будет временная мера.
Грядущими изменениями охватят не все автозапчасти. Аналогам позволят появиться на машинах, произведенных в так называемых недружественных странах. Здесь имеются в виду автопроизводители, которые ушли с российского рынка, поддержав санкции.
Эксперты Всероссийского союза страховщиков (ВСС) также отмечают, что Центробанк рекомендует не принимать к учету стоимость оригинальных запчастей при значительном их подорожании.
Просто откажутся покупать
Впрочем, аналитики уверены, что, вопреки предпринятым мерам, стоимость «автогражданки» всё равно вырастет. Эти прогнозы подтверждают и в Российском союзе автостраховщиков.
Исполнительным директором РСА Евгением Уфимцевым не отрицается положительный эффект новых правил расчета страховки по ОСАГО, однако он уверен, что даже их внедрение не сможет остановить подорожание на 20–30 % по сравнению с минувшим мартом, когда средний прайс «автогражданки» для обычных автовладельцев составил 5814 рублей. Получается, что полис ОСАГО взлетит минимум до 7000–7500 рублей.
Как сообщают дилеры, ценовой разлёт между оригинальными деталями и аналогами составляет около 30 %. Директором по сервису «Автодом Алтуфьево» Романом Тимашовым отмечается, что использование в ремонте так называемых универсальных запчастей ведёт к увеличению рисков для безопасности.
По словам исполнительного директора аналитического агентства «Автостат» Сергея Удалова, даже применение оригинальных комплектующих, предназначенных для продажи в других странах и попавших в Россию благодаря параллельному импорту, чревато снижением уровня безопасности. Причина в том, что климат изначальной территории реализации может радикально отличаться от российского, и такие запчасти в наших условиях могут, что называется, не выдержать.
Есть и более глобальная точка зрения. Вице-президентом Национального автомобильного союза Антоном Шапариным высказывается уверенность, что новые правила калькуляции страховки по «автогражданке» приведут к выплатам еще меньших сумм пострадавшим автовладельцам. Тогда о полноценном ремонте можно забыть.
Что будет дальше? А дальше, по словам эксперта, некоторые водители просто откажутся приобретать новый полис взамен истекшего. И перспектива наказания испугает немногих, поскольку дорожным камерам сегодня не видно тех, кто управляет автомобилем без «автогражданки», а встреча с инспектором — событие далеко не частое сегодня.
В результате страховщики столкнутся с падением прибыли от продажи ОСАГО, а доро́ги нашей страны наполнятся автомобилистами без полиса. Это неизбежно обернется проблемами для законопослушных участников движения, поскольку, оказавшись пострадавшими в дорожно-транспортном происшествии, они вынуждены будут подавать в суд на виновника аварии, чтобы добиться компенсации.
