К началу
16 мая 2019 г.

О размерах знаков и повороте на красный: изменения в ПДД с 1 мая

Правила дорожного движения пополнились новым стандартом. ГОСТ предусматривает использование дополнительных дорожных знаков, включая знаки с уменьшенным размером, а также другие новации, которые мы сегодня рассмотрим.

С начала текущего месяца на территории РФ заработал новый ГОСТ, регламентирующий движение на дорогах страны. Стандарт призван облегчить ориентирование для водителей и пешеходов.

В частности, внедрены дорожные знаки с уменьшенным размером. Кроме того, приняты на «вооружение» таблички, которые сообщают информацию водителям в обновленном формате.

Авторство в разработке предварительного соответствующего стандарта ПНСТ 247-2017 принадлежит проектному техническому комитету 703 («Удобная дорога») в структуре Росстандарта (Федерального агентства по техрегулированию и метрологии).

В минувшем месяце агентство получило задание от вице-премьера Максима Акимова о переводе предварительного стандарта в национальный.

Диаметр знаков уменьшен на треть

Старт новым дорожным знакам с уменьшенным диаметром дала правительственная комиссия по безопасности движения в конце лета 2017 года, после того как были проанализированы проведенные эксперименты.

Серия испытаний была организована сразу в нескольких городах. Среди них – Москва, на территории которой пять улиц были оборудованы маленькими знаками.

Так, стандартные знаки 6.4 («Парковка») и 3.17 («Остановка запрещена»), имеющие по ГОСТу размер (диаметр) 700x700 мм, были заменены знаками размером 500x500 мм – их получили три улицы. Еще две улицы были оснащены указанными знаками с размерами (диаметром) 400x400 мм.

Габариты знака 8.8 («Платные услуги») стали 500x250 мм вместо 700x350 мм.

Кроме Москвы, проведение эксперимента было организовано на территории Санкт-Петербурга, Краснодара, Владимира и Саратова.

По словам председателя комитета 703 Александра Шумского, дорожные знаки потеряли около 30% своей площади. Цель такого решения заключается в экономии бюджетных средств (на изготовление знаков меньшего размера и затраты меньше). Кроме того, за счет подобного нововведения фактически формируется более удобная городская среда.

Новый стандарт в процессе разработки и обсуждения вызвал большие споры. Дело дошло даже до искового заявления в суд, которое подал ОГИБДД УВД по СВАО. Ответчиком по иску выступил ЦОДД.

В Госавтоинспекции заявили о росте числа аварий на ряде участков, причиной которых, по мнению специалистов ГИБДД, стала именно установка уменьшенных дорожных знаков.

Позднее подобные обвинения были опровергнуты Максимов Ликсутовым, возглавляющим столичный департамент транспорта. Чиновник оперировал статистикой - согласно ей ДТП, на которые ссылаются в ГИБДД, случились за пределами зон, где действовали спорные дорожные знаки. Отметим, что до настоящего времени нет окончательного судебного решения по данному делу.

Позднее уменьшенными дорожными знаками заинтересовались в Совете по правам человека при президенте РФ и направили в правительство обращение, высказав сомнения в целесообразности подобной корректировки в масштабах всей страны.

В то же время, по информации Росстандарта, решение об использовании дорожных знаков уменьшенного размера находится в компетенции регионов. Другими словами, речь идет о добровольном характере установки указателей в новом формате – принудительного перехода не будет.

По словам специалистов агентства, эксперимент по установке знаков уменьшенного размера может пригодиться, когда понадобится актуализировать действующие стандарты, нормирующие типоразмеры знаков.

Дорожные знаки: новый формат подачи информации

Новый стандарт, наряду с указателями уменьшенного размера, предусматривает введение дополнительных знаков.

Речь в том числе идет:

- о различных вариантах, позволяющих совмещать знаки парковки со знаками дополнительной информации;

- знаках, указывающих общественному транспорту направление движения;

- знаке, обозначающем выделенную трамвайную полосу;

- знаке, указывающем направление движения по полосе;

- знаке начала полосы;

- знаках, информирующих о перестроении на параллельную полосу;

- совмещенном знаке остановки и указателя маршрута;

- знаке диагонального перехода;

- знаках, обозначающих направления движения на следующем перекрестке;

- знаке начала и конца велосипедной и пешеходной зон;

- знаке внеуличной парковки;

- знаке указания количества мест парковки.

Отметим, что указанные выше знаки не встретили сопротивления в Госавтоинспекции. Так, на территории Краснодара, по информации регионального ГИБДД, уже началось использование новых совмещенных знаков платной парковки. По словам представителя ведомства, такое решение является удобным, поскольку не нужно устанавливать дополнительные таблички, сообщающие о том, что в зоне действия знака имеется платная парковка.

Еще раз о повороте направо

В новом стандарте закреплена непривычная для отечественных водителей норма, разрешающая поворачивать направо в ситуации, когда горит красный свет для всех, кто собирается ехать прямо. Реализована она в виде знака со стрелкой и читается как «Уступи всем, и можно направо».

Представитель Росстандарта уточнил, что даже утвержденный стандарт предполагает использование такого знака на добровольной основе, то есть в соответствии с решением органов местного самоуправления и специалистов по организации движения.

В то же время новшество встретило категорическое неприятие со стороны Госавтоинспекции. Минтранс также не поддержал введенную норму. В ГИБДД заявили о нелегитимности такого шага, сославшись на результаты аналитической работы, проведенной в Научном центре безопасности дорожного движения МВД РФ.

Однако, по словам Александра Шумского, такой важный знак давно ожидаем миллионами отечественных автомобилистов. О его безопасности говорят положительные заключения экспериментов, в которых участвовали четыре российских региона.

Председатель комитета 703 также отметил, что новым ГОСТам обычно предшествует ряд поправок в ПДД. В данной ситуации налицо обратная последовательность, но Александр Шумский никакой проблемы в этом не усматривает. Во-первых, использование утвержденных знаков – шаг добровольный; во-вторых, уменьшенные знаки не будут демонтироваться массово – делать это планируется только в определенных ситуациях, к примеру, по окончании планового ремонта.

Поделиться: