Новые правила техосмотра с 1 марта: заработают или нет?

Новые правила техосмотра с 1 марта: заработают или нет?

182
Читать: 3 минуты

Как ожидается, 1 марта нынешнего года заработают новые правила техосмотра. Однако эксперты РСА (Российского союза автостраховщиков) заявляют о том, что операторы ТО в большинстве своем не готовы к надвигающимся изменениям.

На сегодняшний день из более чем 5 тысяч операторов техосмотра лишь около 50% заявили, что полностью соответствуют новым требования проведения ТО. В ходе анкетирования, которое проводилось сотрудниками РСА, часть респондентов сообщили о прекращении своей деятельности или сокращении области аккредитации по той причине, что не соответствуют грядущим нормативам.

По сведениям пресс-службы РСА, одной из мер купирования грядущей проблемы стала регулярная обратная связь с операторами ТО в формате консультаций и семинаров.

С чего всё началось

А началось всё с Федерального закона № 122-ФЗ от 6 июня 2019 года, который, в свою очередь, внес ряд изменений в текст другого Федерального закона № 170-ФЗ от 1 июля 2011 года. Эти изменения вступают в силу 1 марта нынешнего года.

Так, статья 19 пополнилась пунктом 10, который аннулирует любую диагностическую карту, если она получена без реального прохождения техосмотра.

А проверяться это будет другим новшеством: статья 8 получила измененный пункт 9, которым устанавливается обязательная фотофиксация авто перед началом техосмотра и по его окончании. Причем обычным фотоаппаратом не обойтись — необходимо пользоваться лишь теми устройствами, которые прошли поверку в Росстандарте.

Сделанные снимки сразу поступят в базу ЕАИС ТО (Единой автоматизированной информационной системы техосмотра), причем каждый будет снабжаться координатами, удаление которых от пункта ТО не должно превышать 15 метров.

Подобные меры направлены на борьбу с липовыми диагностическими картами. С 1 марта 2022 года санкции ужесточат: статья 12.5 Административного кодекса пополнится частью 1.1, устанавливающей штраф 2000 рублей для всех водителей с купленным техосмотром или вообще без него. Подобному наказанию нарушителя можно подвергать каждые 24 часа.

Напомним, что сейчас КоАП содержит статью 12.1, которая предусматривает финансовое наказание от 500 до 800 рублей для водителей пассажирского транспорта и грузовиков (в том числе перевозящих опасные грузы). Другими словами, обычные автовладельцы за езду без диагностической карты штрафу не подлежат. А вот с 1 марта 2022 года эта норма будет исключена из КоАП — ее заменит часть 1.1 статьи 12.5 Административного кодекса. И тогда, как говорится, штрафы получат все.

Расходы не всем по карману

По информации пресс-службы РСА, операторы ТО оценивают расходы на техническое перевооружение в несколько миллионов рублей. Кроме того, в соответствии с новыми требованиями, специалисты Российского союза автостраховщиков в течение 12 месяцев обязаны проинспектировать все действующие пункты ТО в ходе выездных проверок.

Опасения, что операторы массово и навсегда прекратят работать, разделяют не все специалисты. По словам управляющего директора сети подмосковных пунктов техосмотра Дениса Фомина, аккредитация в начальной стадии действительно станет непреодолимой почти для трети операторов ТО. Правда, с течением времени большинство проваливших аккредитацию наверняка проведут техническую модернизацию и смогут возобновить деятельность.

Эксперт отмечает, что большинство как раз занимаются закупкой необходимого оборудования. Если говорить о капитальных затратах, то стоимость полного набора для проведения техосмотра легкового транспорта начинается от 900 тыс. рублей; грузовиков и автобусов — от 1,5 млн рублей.

Нам думается, в что в сложившихся условиях появляется другая проблема. Повышение затрат операторы наверняка попытаются разделить со своими клиентами. И стоимость техосмотра под любым предлогом начнет расти. Для исключения такого развития событий специалистами Федеральной антимонопольной службы уже разрабатываются методики, позволяющие оценить реальные затраты на проведение техосмотра.

Окупаемость у всех разная

Безусловно, автовладельцы заинтересованы в низкой стоимости услуг техосмотра. Это логично и закономерно. Однако в нынешних условиях на цену действительно давят капитальные затраты, неизбежные в рамках новых требований. И это тоже объективная реальность.

Так, центральным регионам страны, скорее всего, не грозит коллапс из-за отсутствия пунктов техосмотра. Однако отдаленные территории вполне могут столкнуться с этой проблемой. Одним из таких участков является Якутия, жители которой рискуют ощутить дефицит или вовсе отсутствие аккредитованных операторов.

Выйти из положения теоретически можно за счет создания передвижных пунктов техосмотра. Но и тут сложности.

По словам Дениса Фомина, диагностическое оборудование в большинстве своем будет давать погрешность в условиях низких температур. Кроме того, важным вопросом является рентабельность мобильного пункта. Сегодня он стоит около 5,5 млн рублей, тогда как техосмотр обходится в 300 рублей. Срок окупаемости в таком случае может составить 10-20 лет и больше, что явно подрывает желание вкладываться в бизнес.

Еще одна проблема: определение координат

Речь идет о координатах транспортного средства, которые должны соответствовать пункту 4 Приказа Минтранса № 97 от 31 марта 2020 года: погрешность измерения — не более 15 метров, о чем мы упоминали выше.

Другими словами, в ходе процедуры техосмотра автомобиль может отдаляться от пункта ТО не более чем на 15 метров, о чем должны свидетельствовать передаваемые координаты. Это и будет, наравне с фотографией, доказательством реального техосмотра.

Однако дело в том, что устойчивая сотовая связь покрывает не всю территорию страны — есть участки неуверенного приема. В такой ситуации возможна погрешность, которая переместит авто на удаление более 15 метров от пункта ТО, что сделает осмотр нелегальным. В итоге сервис единой системы техосмотра просто не даст разрешения на формирование и выдачу диагностической карты.

Еще одна «координатная» проблема связана с большими площадями, которыми могут похвастаться некоторые операторы ТО. Такие помещения оборудованы несколькими постами, где отдельно проверяют тормоза, рулевую систему, внешние световые приборы.

Первое фото делается в тот момент, когда автомобиль заезжает в пункт осмотра. Снимок отправляется вместе с координатами в базу ЕАИС ТО. Далее — проезд через все посты. И на выезде машину повторно фотографируют и вместе с координатами данные снова отправляются в базу ЕАИС ТО. Проблема в том, что расстояние между этими снимками тоже может превышать 15 метров, что формально снова означает нарушение требования пункта 4 Приказа Минтранса № 97. И диагностической карты в этом случае также не видать.

Есть нюансы и при техническом осмотре сочлененного автобуса (его еще называют гармошкой) или большого грузовика: превышение 15-метрового лимита гарантировано, если первое фото делается сзади, а второе спереди. Причина в том, что длина этих транспортных средств достигает 30 метров — они выбиваются из норматива погрешности одними лишь габаритами.

Что со всем этим делать

Естественный шаг в такой ситуации — отсрочка новых правил. И недавнее обсуждение этой темы в Центробанке ознаменовалось предложением от РСА реанимировать практику, введенную в период пандемии, когда полис ОСАГО выдавался без прохождения техосмотра, то есть в отсутствие диагностической карты.

Это решение поддерживают многие эксперты по страхованию. По их мнению, март традиционно является активным месяцем и отмена жесткой привязки «ОСАГО только после ТО» поможет предотвратить коллапс на рынке.

Безусловно, это решение является актуальным и с технической точки зрения: если ранее страховому агенту достаточно было произвольного номера диагностической карты, чтобы оформить ОСАГО, то работающая сегодня система АИС ОСАГО просто этого не позволит.

Если буквально начать править действующую нормативную базу с целью разделения ОСАГО и ТО, то необходимы корректировки Федерального закона № 40-ФЗ от 25 апреля 2002 года. Однако к 1 марта такие изменения сделать невозможно.

Пожалуй, самым рациональным является сдвиг срока вступления всего пакета обновлений на более поздний период. Это реально сделать до 1 марта, дав возможность серьезно и основательно подготовиться всем участникам рынка: и операторам ТО, и водителям, и страховщикам.

banner

 

Сейчас читают:

Все статьи
4/21/2024
Автоцифры: путешествие на Алтай
Что нужно знать тем, кто мечтает увидеть «Сибирскую Швейцарию»
391
4/17/2024
Машину разбили на парковке, пока владелец выпивал дома
Инструкция: что делать, если в крови алкоголь, но за руль вы не садились.
3,569
4/15/2024
Как не «убить» машину весной
Советы, которые помогут сохранить покрышки и сделать езду комфортной.
4,538
4/11/2024
Что изменится для автомобилистов с апреля
Список законов и нововведений.
44,545
4/7/2024
Закрываются глаза: как не заснуть за рулём
Советы помогут справиться с долгой поездкой.
13,805
4/4/2024
Что не стоит делать при «переобувке» колес
И как правильно заменить «зиму» на «лето».
27,651
3/31/2024
Просроченные штрафы ГИБДД: что грозит бизнесу
И почему возникают судебные задолженности?
2,743
3/25/2024
Каких автомобилистов не любят сотрудники ГИБДД
Почему штрафуют, и как избежать наказания.
65,959