Наказание за пьяную езду снова ужесточат

Наказание за пьяную езду снова ужесточат

319
Читать: 3 минуты

Водители, пойманные за рулем в пьяном виде, будут наказываться строже. Лихачей, систематически управляющих авто «под мухой», будут лишать свободы на три года вместо двух.

Ранее вице-премьером федерального правительства Юрием Борисовым дано поручение МВД о разработке соответствующих поправок в УК, которые одобрили члены правительственной комиссии по законопроектной деятельности.

Ситуация ухудшается

Итак, корректировкам подвергается статья 264.1 Уголовного кодекса, наказывающая уже осужденных ранее по КоАП или статье 264 УК за пьяную езду.

В соответствии с нормами действующей статьи каждый водитель, в течение года снова пойманный за рулем в состоянии опьянения, подвергается штрафу размером от 200 тыс. до 300 тыс. рублей, либо обязательным работам до 480 часов, либо принудительным работам сроком до двух лет, либо лишением свободы сроком до двух лет.

Законопроектом предлагается добавить новый пункт в статью 264.1 УК, которым ужесточается ответственность для ранее осужденных по этой статье. Такие лица наказываются штрафом от 300 тыс. до 500 тыс. рублей, либо исправительными работами на срок до двух лет (обязательных работ уже не будет), либо лишением свободы сроком до трех лет.

Ужесточение наказания в МВД объясняют тем, что действующая статья 264.1 Уголовного кодекса (введена Федеральным законом № 528-ФЗ от 31 декабря 2014 года) не обладает должным эффектом: лишившись прав и даже получив судимость за тяжкое ДТП, пьяные граждане упорно хотят порулить.

Причем ситуация явно ухудшается. Если в 2018 году доля наказанных повторно составляла 10% от общего количество привлеченных по статье 264.1 Уголовного кодекса, то в 2019 году показатель возрос до 15%, а по итогам прошлого года достиг 20%.

Это средние показатели по стране. Если же рассматривать отдельные регионы, то картина гораздо ярче и мрачнее. Так, Удмуртия отличилась повторами в 49% случаев привлечения к ответственности по статье 264.1 УК; Мурманская область — 30% рецидивов; Волгоградская область — 25% аналогичных уголовных дел. Калининградская область может «похвастаться» случаем, когда гражданина осудили по статье 264.1 Уголовного кодекса четыре раза.

По мнению авторов поправок, до сих пор подобные правонарушения многими воспринимаются как незначительные, поэтому лица, принимающие наркотики и злоупотребляющие алкоголем, садятся за руль, что называется, без страха и упрека. По этой причине планируемые дополнения в Уголовный кодекс уже поддержаны и Генпрокуратурой, и Верховным судом, и Следственным комитетом, и государственно-правовым управлением президента.

Смогут ли поправки изменить ситуацию?

Тут мнения экспертов разделились.

Так, положительная оценка высказана председателем правления АЮР (Ассоциации юристов России) Владимиром Груздевым. Он отмечает, что многие, кто любит часто и много выпить, действительно регулярно садятся за руль после возлияний, пребывая в полной уверенности, что серьезное наказание их не коснется.

В такой ситуации идея ужесточения ответственности чрезвычайно актуальна. Поэтому назрела необходимость в более строгих правилах для формирования принципиально нетерпимого отношения к подобным выходкам.

По словам юриста движения «Свобода Выбора» Сергея Радько, предлагаемые меры назвать ужесточением получится с большой натяжкой: судья всё равно не сможет лишить свободы впервые осужденного по статье 264.1 Уголовного кодекса, ведь и после обновлений подобные деяния не выйдут из категории преступлений небольшой тяжести. А раз так, то даже заявленное повышение срока лишения свободы мало кого из нарушителей испугает и заставит задуматься.

Эксперт напомнил, что ранее МВД выступило с инициативой перевести в категорию средней тяжести преступления, предусмотренные статьей 264.1 Уголовного кодекса. Подобный шаг мог бы дать судьям реальный инструмент наказания тех, кто управляет авто в состоянии опьянения, подвергая смертельной опасности и себя, и других участников дорожного движения. Однако идея так и не была реализована.

У президента Московской коллегии правовой защиты Виктора Травина свой взгляд на проблему пьяных водителей. Он уверен, что любой, кто садится за руль в таком состоянии, абсолютно не думает о наступлении правовых последствий, поэтому для него повышение тюремного срока не играет никакой роли.

КоАП и УК: ужесточение по всем фронтам

В заключение отметим, что наравне с поправками в Уголовный кодекс планируется ужесточить и КоАП. Новая редакция Административного кодекса готовится экспертами Минюста с 2020 года.

Документ, как сообщалось, будет предусматривать установление залога размером 30 000 рублей в случае отстранения нетрезвого водителя от управления транспортным средством. То есть пока идет производство по административному делу, он не сможет забрать авто со штрафстоянки, не перечислив на счет МВД денежный депозит в размере 30 тыс. рублей.

Кроме того, КоАП будет содержать условия, при которых транспортное средство пьяного водителя может быть конфисковано навсегда. То есть своего «железного коня» тот больше не увидит.

К слову, ответственность для пьяных водителей последний раз ужесточалась в позапрошлом году: июнь 2019-го ознаменовался вступлением в силу новой редакции Уголовного кодекса, которая повышала максимальное наказание виновнику ДТП до 15 лет. Согласно статистике ГИБДД, за минувший год зарегистрировано 11,8 тыс. дорожно-транспортных происшествий, спровоцированных водителями, находящимися в состоянии опьянения.

banner

 

Сейчас читают:

Все статьи
7/22/2024
Самые красивые автодороги планеты
В мировой рейтинг вошла одна российская трасса.
918
7/21/2024
Виновник аварии не приехал на оформление в ГАИ: выплатят ли страховку?
И как оформить аварию.
10,815
7/12/2024
Подборка интересных подкастов, которые можно послушать в пробке
О науке, кино, ПДД, истории и других темах.
1,906
7/9/2024
Функции новых авто, которые бесят водителей
К чему стоит готовиться при покупке машины.
22,219
7/7/2024
Штрафы на АЗС, о которых не подозревают водители
Какие могут быть нарушения, и сколько придётся заплатить.
120,218
7/2/2024
На каких авто ездят футболисты ЕВРО-2024 в реальной жизни
Путешествие по гаражам звезд мирового футбола.
16,580
6/27/2024
Отечественная или китайская машина: что выбрали россияне?
Узнайте результаты опроса: что купят водители, если в стране не останется выбора авто.
14,793
6/21/2024
ТОП самых необычных дорожных знаков
Они встречаются в других странах и сбивают с толку российских водителей.
6,015