Наказание за езду без ОСАГО стало гораздо жестче

Наказание за езду без ОСАГО стало гораздо жестче

198
Читать: 3 минуты

Согласно Административному кодексу, за управление автомобилем без полиса ОСАГО нарушителю грозит откровенно небольшой штраф. Однако на практике всё гораздо жестче, и нарушитель может вовсе поплатиться 15-суточным арестом.

Теория и практика

Итак, ситуация. Водителя тормозит инспектор и выясняет, что тот управляет транспортным средством без ОСАГО. Если бумажный полис есть, но остался дома, нарушителю грозит штраф 500 рублей согласно части 1 статьи 12.37 Административного кодекса.

Но давайте рассмотрим случай, когда договор ОСАГО не заключался и полиса нет совсем. Согласно части 2 статьи 12.37 КоАП, подобное нарушение карается штрафом 800 рублей. И теоретически на этом — всё. То есть никакого усиления ответственности в случае повторной поимки за рулем без действующего ОСАГО не предусматривается. Другими словами, еще раз поймают без полиса — снова оштрафуют на 800 рублей.

Однако на практике всё иначе. Сегодня всё чаще водителям, пойманным без действующего полиса ОСАГО, инспекторы, помимо оформления штрафа, выдают предписание об устранении нарушения. Речь идет о требовании приобрести полис ОСАГО.

И после того, как водитель получает такое требование, повторное выявление «бесполисной» езды является фактически неисполнением выданного инспектором предписания, другими словами — неповиновением законному требованию сотрудника полиции. А это уже совсем другая история.

Согласно части 1 статьи 19.3 Административного кодекса, неподчинение требованию инспектора грозит водителю серьезными последствиями: от штрафа 2 — 4 тыс. рублей до 15-суточного ареста.

Переняли опыт

С одной стороны, подобное наказание выглядит как абсолютный произвол инспекторов. Повторимся, Административный кодекс не предусматривает за отсутствие договора ОСАГО никакой другой санкции, кроме как штрафа в размере 800 рублей.

Такое нововведение является откровенным копированием практики борьбы с тонированными автомобилями. Однако есть очевидное отличие. Заключается оно в том, что незаконная тонировка может быть физически устранена, что называется, на месте. И только если нарушитель упорствует и отказывается «растонировать» авто, появляется основание для привлечения его к ответственности на основании части 1 статьи 19.3 Административного кодекса.

Но отсутствие ОСАГО — это объективно иная ситуация. Устранить такое нарушение на месте невозможно. Инспектор не может оформить полис, тем более на дороге. У него просто нет таких полномочий.

И потому в ситуации с отсутствующим ОСАГО можно просто отказаться подписывать требование об устранении нарушения, которое выдает инспектор. И всё. Проблема решена. Или все-таки нет?

Что говорят эксперты

Напомним, что, согласно Федеральному закону № 40-ФЗ, страхование гражданской ответственности является обязанностью каждого автомобилиста. Другими словами, езда без ОСАГО — это уже противоправное поведение.  

И в такой ситуации, по словам главного юрисконсульта компании «Правокард» Анны Куклевой, оформление инспектором бумажного предписания об устранении нарушения, то есть требование приобрести ОСАГО, — это совершенно законное действие.

К слову, отказ водителя ставить свою подпись на предписании об устранении нарушения не отменяет обязанности заключить договор ОСАГО. В этом случае сотрудник ГИБДД просто делает отметку в документе об отказе водителя подписать его и получить.

Но это ничего не меняет для автомобилиста. И в случае повторного отсутствия полиса ОСАГО привлечение нарушителя к ответственности по части 1 статьи 19.3 Административного кодекса является правомерным. 

Такой вывод поддерживается и ведущим юристом Европейской юридической службы Орестом Мацалой. Более того, как отмечает эксперт, это общая позиция и для российских судов, которые в подобных ситуациях всегда занимают сторону инспекторов ГИБДД.

В заключение отметим один нюанс. Итак, инспектор остановил водителя без ОСАГО, оформил протокол и предписание. То есть в первый раз за езду без полиса автомобилист оштрафован на 800 рублей по части 2 статьи 12.37 Административного кодекса. Когда же водителя останавливают во второй раз и уличают в отсутствии полиса, то подвергают наказанию по части 1 статьи 19.3 КоАП: от штрафа 2 — 4 тыс. рублей до 15-суточного ареста.

Формально получается, что водителя дважды карают за одно и то же нарушение. Но это лишь на первый взгляд. С точки зрения законодательства, отсутствие ОСАГО — это одно нарушение. А вот неисполненное предписание — совершенно другое. То есть водитель в этой ситуации совершает два разных правонарушения. Следовательно, два наказания за два разных правонарушения являются абсолютно справедливыми.

banner

 

Сейчас читают:

Все статьи
7/22/2024
Самые красивые автодороги планеты
В мировой рейтинг вошла одна российская трасса.
856
7/21/2024
Виновник аварии не приехал на оформление в ГАИ: выплатят ли страховку?
И как оформить аварию.
9,979
7/12/2024
Подборка интересных подкастов, которые можно послушать в пробке
О науке, кино, ПДД, истории и других темах.
1,813
7/9/2024
Функции новых авто, которые бесят водителей
К чему стоит готовиться при покупке машины.
22,165
7/7/2024
Штрафы на АЗС, о которых не подозревают водители
Какие могут быть нарушения, и сколько придётся заплатить.
120,031
7/2/2024
На каких авто ездят футболисты ЕВРО-2024 в реальной жизни
Путешествие по гаражам звезд мирового футбола.
16,566
6/27/2024
Отечественная или китайская машина: что выбрали россияне?
Узнайте результаты опроса: что купят водители, если в стране не останется выбора авто.
14,768
6/21/2024
ТОП самых необычных дорожных знаков
Они встречаются в других странах и сбивают с толку российских водителей.
6,005