На трассах скоростной режим в непогоду будут регулировать динамические дорожные знаки

На трассах скоростной режим в непогоду будут регулировать динамические дорожные знаки

1021
Читать: 3 минуты

На трассах станут ограничивать скоростной режим, когда ухудшаются погодные условия (к примеру, возникает туман или гололедица). Такая возможность появилась благодаря новой технологии: динамическим дорожным знакам с нестандартной схемой расположения комплексов фотовидеофиксации. Новинка уже вызвала интерес в российских регионах и сегодня находится на стадии тестирования.

Знаки с меняющимися значениями скорости

Как правило, сегодня водителям на дороге лишь советуют притормаживать, когда погода портится, хотя технические средства безопасности могут и обязывать делать это в некоторых случаях.

Так, знак 8.16 («Влажное покрытие») может четко требовать снижения скорости до значения, устанавливаемого знаком 3.24 («Ограничение максимальной скорости»), либо рекомендовать придерживаться определенного скоростного режима, прописанного знаком 6.2 («Рекомендуемая скорость»).

Другими словами, если магистраль, на которой допустимая скорость составляет 90 км/ч, оснащена знаками 8.16 и 6.2, рекомендующими в дождливую погоду придерживаться максимальной скорости 70 км/ч, то игнорирование такой рекомендации не грозит водителю никаким наказанием. Однако грозит аварией с тяжелыми последствиями для всех участников дорожного движения.

Решить проблему вызвались специалисты «Технологий распознавания» — компании, разрабатывающей мобильные комплексы фотовидеофиксации и программное обеспечение к ним. Эксперты предложили оснастить магистрали электронными дорожными знаками переменной информации для ограничения максимальной скорости в случае изменения погодных условий. А следить за выполнением требований будут, разумеется, дорожные камеры.

Суть нововведения в следующем. Над трассой устанавливается электронное табло, на котором, по типу цифрового рекламного билборда, транслируется дорожный знак 3.24, ограничивающий максимальную скорость (знак дублируется для каждой полосы). И когда погода ясная, то можно разгоняться до 110 км/ч (согласно пункту 10.3 ПДД), а в случае ухудшения дорожной обстановки скорость ограничивают, и цифры на электронном знаке «уменьшаются», например, до 80 км/ч.

В таких условиях снижение скорости носит уже характер требования и является обязательным к исполнению. И водителя карают по статье 12.9 КоАП, которая в случае фиксации нарушения дорожными камерами предусматривает штраф до 5000 рублей в зависимости от величины превышения скорости (при остановке инспектором максимальное наказание — конфискация водительского удостоверения на 12 месяцев).

Кстати, о дорожных камерах: их будет несколько.

Как станут фиксировать нарушения

Выше мы отмечали, что искать водителей, превышающих скоростной режим, будут дорожные камеры. На каждом участке установят сразу три комплекса фотовидеофиксации, включая систему «АвтоУраган ВСМ2-М».

С помощью первых двух аппаратов контролируется движение авто по направлению к арке, на которой установлено информационное табло. Когда машина попадает в поле зрения камер, ее «захватывают» и замеряют скорость.

Подобный способ фиксации позволяет получать снимок с изображением не только автомобиля и госномера, но и знака переменной информации. Это исключает появление спорных моментов и однозначно доказывает, что водитель, подъезжая к рамке, гарантированно имел возможность видеть ограничение скорости.

В том случае, если водитель превышает установленное ограничение после проезда рамки, это будет зафиксировано третьей дорожной камерой — она монтируется на расстоянии 30-50 метров от электронного табло.

Как отмечается представителем компании Сергеем Кусовым, фиксироваться будут не только автомобили, которые превышают установленную скорость, но и те машины, водители которых затормаживают непосредственно перед знаком. Это тоже является нарушением, поскольку снижать скорость необходимо заранее, избегая экстренного торможения.

Новый способ фиксации нарушений скоростного режим, по мнению эксперта, наиболее эффективен для протяженных участков и гораздо объективнее по сравнению с техникой замера средней скорости (которую, к слову, уже долгое время пытаются отменить, однако соответствующий законопроект № 494136-7 прошел с 2019 года лишь первое чтение, застряв в стенах Госдумы).

Полученная таким образом информация станет основанием для вынесения постановления о штрафе. По словам разработчиков, формируемые с помощью комплексов фото- и видеоматериалы полностью соответствуют требованиям ГОСТа 57144-2016 (он регламентирует работу специальных технических средств при осуществлении автоматического контроля за дорожным движением) и обладают всей необходимой доказательной базой.     

Кроме того, эксперты «Технологий распознавания» заявляют, что Правилами дорожного движения при ограничении скоростного режима допускается использование знаков, имеющих световую индикацию и матричную форму символов и надписей.

По утверждению Сергея Кусова, у новой технологии большое будущее. В перспективе интерактивными знаками будут оснащаться и городские дороги. Кроме того, динамические знаки войдут в ИТС — интеллектуальную транспортную систему. Уже сейчас несколько регионов выразили заинтересованность в новой технологии контроля скоростного режима.

Динамическое ограничение скорости: за и против

Идея регулирования скоростного режима с помощью знаков переменной информации нашла поддержку у разработчика ГОСТов для комплексов фотовидеофиксации Григория Шухмана. По его словам, применение обзорной камеры, которая сразу фиксирует авто и дорожный знак, закрывает пробел в ГОСТе Р 57145-2016, пунктом 6.7 которого предусматривается лишь синхронизация режимов работы камеры и динамического знака.

В то же время эксперт отметил: если разница между общим ограничением скорости и цифровым знаком превышает 20 км/ч (к примеру, общее ограничение 110 км/ч; динамический знак снижает предельную скорость до 70 км/ч; соответственно, разница составляет 40 км/ч), то необходима последовательная установка нескольких таких знаков, чтобы сбрасывать скорость постепенно.

Как отмечает Григорий Шухман, подобное требование содержит ГОСТ Р 52289-2019, регламентирующий применение дорожных знаков. И следование стандарту исключит резкое торможение автомобиля, обеспечив плавное снижение скорости.

Однако нововведения несут откровенные риски тем, кто при отслеживании ограничений скорости полагается на радар-детекторы и сервис «Яндекс.Навигатор», поскольку обновлять их оперативно не получится. В такой ситуации водитель, доверяя в первую очередь смартфону и лишь во вторую полагаясь на дорожные знаки, имеет все шансы нарваться на штраф.

Технология динамического ограничения скорости нравится и Александру Ачкасову, возглавляющему правление Союза автошкол Москвы. К слову, он тоже назвал недопустимым резкое снижение предельного скоростного режима, приведя пример из 2019 года, когда один из участков на МКАД, где ограничение составляет 100 км/ч, вдруг «обрадовал» водителей максимальной скоростью 80 м/ч. Подобные скачки́ сами по себе создают риски и снижают безопасность на дороге.

А вот координатору «Общества синих ведерок» и руководителю рабочей группы ОНФ «Защита прав автомобилистов» Петру Шкуматову нововведение не понравилось абсолютно. Назвав идею ужасной, он заявил, что это способ взимания дополнительных штрафов.

Постоянно меняющиеся табло с электронными ограничениями скорости и неуспевающий за ними сервис «Яндекс.Навигатор» — это дополнительные ловушки для водителя. По мнению Шкуматова, любой человек за рулем прекрасно понимает, когда нужно снижать скорость, и делает это при ухудшении погодных условий автоматически, исходя из собственной безопасности. И потому принудительное ограничение скорости при снижении видимости на дороге — это абсолютно избыточная функция.

banner

 

Сейчас читают:

Все статьи
4/21/2024
Автоцифры: путешествие на Алтай
Что нужно знать тем, кто мечтает увидеть «Сибирскую Швейцарию»
247
4/17/2024
Машину разбили на парковке, пока владелец выпивал дома
Инструкция: что делать, если в крови алкоголь, но за руль вы не садились.
3,161
4/15/2024
Как не «убить» машину весной
Советы, которые помогут сохранить покрышки и сделать езду комфортной.
4,236
4/11/2024
Что изменится для автомобилистов с апреля
Список законов и нововведений.
42,974
4/7/2024
Закрываются глаза: как не заснуть за рулём
Советы помогут справиться с долгой поездкой.
13,613
4/4/2024
Что не стоит делать при «переобувке» колес
И как правильно заменить «зиму» на «лето».
27,561
3/31/2024
Просроченные штрафы ГИБДД: что грозит бизнесу
И почему возникают судебные задолженности?
2,719
3/25/2024
Каких автомобилистов не любят сотрудники ГИБДД
Почему штрафуют, и как избежать наказания.
65,794