
Инспекторов хотят штрафовать за ошибочные постановления
В случае оформления сотрудником ГИБДД ошибочного штрафа с дорожных камер он должен нести ответственность. И расплачиваться рублем. Причем немалым. Тут уже самого́ сотрудника нужно штрафовать на 5000 рублей за каждую подобную ошибку.
И это не просто инициатива — это законопроект № 128090-8, внесенный на рассмотрение депутатов Госдумы 23 мая нынешнего года.
Защита от незаконных штрафов
В соответствии с текстом документа, Административный кодекс пополняется статьей 12.38, согласно которой сотрудник ГИБДД, выписавший ошибочный штраф с камеры, подлежит финансовому наказанию. Причем минимальный (!) размер такого наказания составляет 5000 рублей.
По словам авторов законопроекта, водителей весьма часто пытаются привлечь за нарушения, которых не было.
Пожалуй, самый распространенный вариант — штрафное постановление, в котором фигурирует совершенно другое транспортное средство. Или штраф за пересечение сплошной линии, когда в реальности камера фиксирует всего лишь тень автомобиля. Из этой же серии наказание за превышение скорости при управлении машиной, которая в момент фиксации «нарушения» ехала на эвакуаторе.
И даже такие очевидно ошибочные ситуации, как следует из пояснительной записки к проекту закона, не останавливают сотрудников ГИБДД, которые щедро «награждают» водителей штрафными постановлениями. Авторы документа полагают: основой столь откровенной профанации является уверенность правоохранителей, что обжаловать подобные постановления станут единицы.
Подобный вывод довольно логичен. Согласно статистике, сегодня обжалуются не более 10 % общего объема ошибочных штрафов. Многим «виновникам» гораздо проще заплатить, чем тратить уйму времени и сил на отмену постановления.
С другой стороны, подобное положение вещей косвенно поддерживается отсутствием в Административном кодексе санкций для должностных лиц в случае оформления незаконных и неправомерных постановлений о нарушениях.
Конечно, предлагаемый законопроект вовсе не означает автоматической отмены ошибочных штрафов (их по-прежнему придется обжаловать), однако сотрудники ГИБДД, зная о финансовых последствиях такой ошибки лично для них, как ожидается, станут проводить проверку материалов с камер максимально тщательно.
В результате незаконные постановления станут появляться всё реже и реже. Другими словами, появится эффективная защита автовладельцев от незаконных штрафов.
Первый шаг к улучшению или бесполезная затея?
По словам координатора движения «Синие ведерки» Петра Шкуматова, предложенный законопроект — это первый шаг на пути к тому, чтобы изменить к лучшему нынешнюю плачевную ситуацию, когда невиновным водителям приходиться расплачиваться деньгами, временем и нервами.
Получается, что сегодня водитель наказан в любом случае. Не хочешь обжаловать — плати. Хочешь доказать ошибочность штрафа — будь готов к утомительным разбирательствам. Налицо явная несимметричность между положением ответственного лица в ГИБДД и водителем. Безусловно, такой перекос нужно исправлять.
Отмечая положительную роль предлагаемого законопроекта, Петр Шкуматов предлагает и другие варианты. Среди них — оценка эффективности работы сотрудников Госавтоинспекции, выписывающих штрафы с камер. И при достижении критического процента ошибок работника увольняют.
Кроме того, за незаконное привлечение к ответственности нужно внедрить практику фиксированных выплат — эти деньги виновные должностные лица выплачивают автовладельцам за моральный вред и судебные расходы: например, 20 000 рублей и 10 000 рублей соответственно.
Впрочем, перспективы принятия законопроекта у многих вызывают сомнение. По словам автоюриста движения «Свобода выбора» Сергея Радько, вероятность поддержки документа профильными министерствами и ведомствами крайне мала.
Как отмечается экспертом, несмотря на явную необходимость подобных санкций в отношении нерадивых сотрудников ГИБДД, наказаний введено не будет. В противном случае под угрозой увольнения окажутся все работники центров фотовидеофиксации.
С другой стороны, подобные проколы в проверке сведений с камер означают огромный объем работ, с которыми инспекторы явно не справляются. В этих условиях логичным вариантом видится снижение количества дорожных камер с урезанием их функционала до нарушений, которые гарантированно фиксируются без ошибок.
В заключение отметим, что в минувшем году 88 % всех постановлений о нарушении ПДД были выявлены комплексами фотовидеофиксации. К слову, 88 % — это 160,8 млн штрафов. Указанная цифра вдвое превышает показатели 2017 года. Причем за этот период совокупная группировка дорожных камер возросла с 12,9 млн до 23,1 млн устройств.