Перейти к основному содержанию

Инспекторов хотят штрафовать за ошибочные постановления

Автор: Редактор

В случае оформления сотрудником ГИБДД ошибочного штрафа с дорожных камер он должен нести ответственность. И расплачиваться рублем. Причем немалым. Тут уже самого́ сотрудника нужно штрафовать на 5000 рублей за каждую подобную ошибку.

И это не просто инициатива — это законопроект № 128090-8, внесенный на рассмотрение депутатов Госдумы 23 мая нынешнего года.

Защита от незаконных штрафов

В соответствии с текстом документа, Административный кодекс пополняется статьей 12.38, согласно которой сотрудник ГИБДД, выписавший ошибочный штраф с камеры, подлежит финансовому наказанию. Причем минимальный (!) размер такого наказания составляет 5000 рублей.

По словам авторов законопроекта, водителей весьма часто пытаются привлечь за нарушения, которых не было.

Пожалуй, самый распространенный вариант — штрафное постановление, в котором фигурирует совершенно другое транспортное средство. Или штраф за пересечение сплошной линии, когда в реальности камера фиксирует всего лишь тень автомобиля. Из этой же серии наказание за превышение скорости при управлении машиной, которая в момент фиксации «нарушения» ехала на эвакуаторе.

И даже такие очевидно ошибочные ситуации, как следует из пояснительной записки к проекту закона, не останавливают сотрудников ГИБДД, которые щедро «награждают» водителей штрафными постановлениями. Авторы документа полагают: основой столь откровенной профанации является уверенность правоохранителей, что обжаловать подобные постановления станут единицы.

Подобный вывод довольно логичен. Согласно статистике, сегодня обжалуются не более 10 % общего объема ошибочных штрафов. Многим «виновникам» гораздо проще заплатить, чем тратить уйму времени и сил на отмену постановления.

С другой стороны, подобное положение вещей косвенно поддерживается отсутствием в Административном кодексе санкций для должностных лиц в случае оформления незаконных и неправомерных постановлений о нарушениях.

Конечно, предлагаемый законопроект вовсе не означает автоматической отмены ошибочных штрафов (их по-прежнему придется обжаловать), однако сотрудники ГИБДД, зная о финансовых последствиях такой ошибки лично для них, как ожидается, станут проводить проверку материалов с камер максимально тщательно.

В результате незаконные постановления станут появляться всё реже и реже. Другими словами, появится эффективная защита автовладельцев от незаконных штрафов.

Первый шаг к улучшению или бесполезная затея?

По словам координатора движения «Синие ведерки» Петра Шкуматова, предложенный законопроект — это первый шаг на пути к тому, чтобы изменить к лучшему нынешнюю плачевную ситуацию, когда невиновным водителям приходиться расплачиваться деньгами, временем и нервами.

Получается, что сегодня водитель наказан в любом случае. Не хочешь обжаловать — плати. Хочешь доказать ошибочность штрафа — будь готов к утомительным разбирательствам. Налицо явная несимметричность между положением ответственного лица в ГИБДД и водителем. Безусловно, такой перекос нужно исправлять.

Отмечая положительную роль предлагаемого законопроекта, Петр Шкуматов предлагает и другие варианты. Среди них — оценка эффективности работы сотрудников Госавтоинспекции, выписывающих штрафы с камер. И при достижении критического процента ошибок работника увольняют.

Кроме того, за незаконное привлечение к ответственности нужно внедрить практику фиксированных выплат — эти деньги виновные должностные лица выплачивают автовладельцам за моральный вред и судебные расходы: например, 20 000 рублей и 10 000 рублей соответственно.

Впрочем, перспективы принятия законопроекта у многих вызывают сомнение. По словам автоюриста движения «Свобода выбора» Сергея Радько, вероятность поддержки документа профильными министерствами и ведомствами крайне мала.

Как отмечается экспертом, несмотря на явную необходимость подобных санкций в отношении нерадивых сотрудников ГИБДД, наказаний введено не будет. В противном случае под угрозой увольнения окажутся все работники центров фотовидеофиксации.

С другой стороны, подобные проколы в проверке сведений с камер означают огромный объем работ, с которыми инспекторы явно не справляются. В этих условиях логичным вариантом видится снижение количества дорожных камер с урезанием их функционала до нарушений, которые гарантированно фиксируются без ошибок.

В заключение отметим, что в минувшем году 88 % всех постановлений о нарушении ПДД были выявлены комплексами фотовидеофиксации. К слову, 88 % — это 160,8 млн штрафов. Указанная цифра вдвое превышает показатели 2017 года. Причем за этот период совокупная группировка дорожных камер возросла с 12,9 млн до 23,1 млн устройств.

Наши приложения

Установите приложение «РосШтрафы» на ваш

смартфон — вся информация о штрафах

ГИБДД, как на ладони.

Наши приложения

Установите приложение «РосШтрафы» на ваш смартфон —

вся информация о штрафах ГИБДД, как на ладони.

Наши сервисы
Наши сервисы
Оформить полис ОСАГО
Оформить полис ОСАГО
Оформить
Проверить налоговые задолженности по ИНН
Проверить налоговые задолженности по ИНН
Проверить
Установите плагин для браузера и получайте уведомления вовремя
Установите плагин для браузера и получайте уведомления вовремя
Установить