Перейти к основному содержанию

Езда без прав обернется уголовной ответственностью

Автор: Редактор

В стенах Госдумы предварительно согласованы планы ужесточения ответственности за неоднократное вождение без прав. Наказанием станут не штрафы, а реальный уголовный срок. Более того, у рецидивистов будут отбирать автомобили. Причем всё по закону — соответствующие поправки появятся в Уголовном кодексе.

Инициативы одобрены в ходе заседания думской рабочей группы по усилению законодательной ответственности за опасную езду.

Крутые меры

Если водитель, лишенный либо не имеющий прав, повторно попадается за рулем автомобиля, то раскошеливается на 50—100 тыс. рублей. А третья встреча с инспектором грозит нарушителю реальным лишением свободы. Кроме того, уголовное наказание подразумевает дополнительно конфискацию транспортного средства.

Основанием для столь крутых мер, помимо неоднократного «бесправного» вождения, могут являться «пьяная» езда, грубое нарушение скоростного режима и выезд на встречку. 

Напомним, что сейчас пойманный за рулем без прав (с просроченными корочками, лишенный их по медицинским показаниям либо вовсе не получавший) подвергается финансовому наказанию в размере 5—15 тыс. рублей в соответствии с частью 1 статьи 12.7 Административного кодекса.

Если же «бесправный» водитель лишился удостоверения по решению суда, то наказание может быть различным: от 30-тысячного штрафа до 15-суточного ареста или 200-часовых обязательных работ — согласно части 2 статьи 12.7 Административного кодекса.

Отметим, что указанные инициативы, проработанные совместно с экспертами МВД и Минюста, уже одобрены Минтрансом, Роскомнадзором и Минцифры.

По данным статистики

Депутаты уверены, что подобные карательные меры в отношении нарушителей ПДД адекватны и оправданы. И фундаментом такой позиции являются данные статистики. 

По словам вице-спикера Госдумы Ирины Яровой, за 2020 год судами рассмотрено свыше 91 000 дел по водителям, которые, будучи лишенными прав, снова сели за руль. И количество таких нарушений на четверть превысило показатели 2019 года. А за первое полугодие 2021-го зафиксировано уже 52 500 таких дел, что явно говорит о тенденции к росту.

Главная опасность подобных нарушений — высокий риск тяжелых последствий. Именно такие водители провоцируют аварии, уносящие жизни каждого десятого пострадавшего. Причиной каждого девятого ДТП на встречной полосе также являются лица, лишенные прав или вообще их не получавшие. И число смертей в таких авариях выросло почти на 15 % по итогам прошлого года.

Помимо этой беды есть и другая, не менее, а зачастую более страшная: всё больше дел возбуждаются по «бесправным» водителям, садящимся за руль в пьяном виде. В 2020-м таких нарушений стало больше на 11 % в сравнении с годом ранее. По итогам первых 6 месяцев прошлого года суды рассмотрели около 30 000 подобных дел.

Как отмечается вице-спикером, лишенные прав водители сегодня чувствуют себя довольно вольготно благодаря действующим административным санкциям, которые фактически никак не сдерживают нарушителя, а лишь позволяют ему откупаться сравнительно малыми суммами, что дает прямо противоположный эффект — провоцирует лихача на очередные ралли, грозящие смертельной опасностью всем участникам дорожного движения.

В таких условиях ужесточение ответственности имеет целью не только обеспечение соразмерности наказания, но и создание надежного барьера, исключающего саму возможность очутиться за рулем в пьяном виде и, будучи лишенным прав, устроить стритрейсинг, круша всё вокруг.

Штраф — это индульгенция

Очевидно, нововведения предусматривают «затягивание гаек» прежде всего для тех водителей, кто нарушает ПДД регулярно.

Поддержка грядущих законодательных поправок высказывается автокриминалистом и независимым экспертом Максимом Шелковым. Он отмечает, что сегодня определенные нарушители воспринимают штраф как некую индульгенцию. Для них это своеобразная абонентская плата за право нарушать ПДД, этакая ежемесячная статья расходов, сравнимая с покупкой бензина или техобслуживанием автомобиля.

Потому и растет число водителей, которые, даже лишившись прав, осознанно садятся за руль. Безусловно, меры воздействия на таких «крутых парней» должны быть усилены. Следовательно, уголовная ответственность и конфискация автомобилей для подобных нарушителей не только оправданы, но даже необходимы. 

Убрать промежуточное звено

Сам факт управления транспортным средством без прав — это уже чрезвычайная ситуация. Статья 1079 Гражданского кодекса называет автомобиль источником повышенной опасности. Следовательно, «бесправное» управление таким агрегатом представляет собой наивысшую степень безрассудства.

Такие водители четко дают понять обществу, что являются абсолютно безответственными, наплевательски относящимися не только к своей безопасности, но здоровью и жизни своих пассажиров, а также других водителей и пешеходов. По сути, такие «отмороженные» граждане управляют не автомобилем, а размахивают направо и налево кувалдой, которая потенциально несет разрушение и смерть.

По словам управляющего партнера адвокатского бюро «Матюнин и партнеры» Олега Матюнина, в такой ситуации логично подумать о криминализации факта управления автомобилем «бесправным» лицом. Другими словами, если гражданин, лишенный водительского удостоверения по суду, снова попадается за рулем, то вместо административной сразу подлежит уголовной ответственности.

Впрочем, тут нужно четко отличать умышленные деяния от действий, вызванных крайней необходимостью. К примеру, лишенный прав водитель, который везет находящегося при смерти родственника в больницу, ибо нет законных способов ему помочь, не может и не должен считаться преступником.

Спорный вопрос

Юристом Европейской юридической службы Дмитрием Безделиным отмечается спорность конфискации автомобиля. Впрочем, эксперт соглашается, что уголовное законодательство это допускает в том случае, когда машина признается орудием преступления. Тогда она действительно может быть изъята и обращена в государственную собственность.  

Тема конфискации автомобиля имеет и другую проблему. По словам Антона Алферова, возглавляющего юридическую службу онлайн-агрегатора «Страховка.ру», транспортное средство может являться долевой собственностью правонарушителя.

Другими словами, водителю может принадлежать не вся машина, а лишь ее часть (остальной долей, к примеру, владеет супруга). В этой ситуации конфисковать авто не получится. С юридической точки зрения транспортное средство относится к категории технически сложного, и главное, неделимого имущества, поэтому частичная конфискация (разбор на запчасти) является незаконной.

Откровенно плохая идея

Именно такой вердикт применительно к конфискации авто озвучен заместителем председателя комиссии по безопасности федеральной Общественной палаты Александром Холодовым.

В доказательство своих слов эксперт ссылается на белорусский опыт. Там в результате внедрения аналогичной меры началось изъятие не только автомобилей, но и тракторов, комбайнов и прочей техники, на которой пьяные колхозники без прав устраивали вояжи. И всё это обернулось реальной остановкой уборочной кампании.

У нас же, по словам Александра Холодова, подобная практика фактически уничтожит каршеринг, поскольку сегодня огромное число нарушителей — это люди, арендующие автомобили на короткий срок. Однако навести должный порядок среди собственников автомобилей также представляется весьма затруднительным.

Дело в том, что пьяный водитель, понимая, что автомобиль будет конфискован, скорее всего попытается оторваться от сотрудников ГИБДД. И такие гонки станут всё более и более частыми, а значит, превратятся в новую угрозу жизни пешеходов и других водителей.

Простым закручиванием гаек проблему не решить

Скептическое мнение об эффективности конфискации транспорта высказывается и автоэкспертом Игорем Моржаретто. По его мнению, такая практика далеко не нова и применялась в ряде государств.

Однако подобная мера вызвала столь большое число сопутствующих сложностей и откровенных проблем, что в настоящее время, пожалуй, нет уже стран, где за систематические нарушения ПДД конфисковывали бы транспортные средства.

Признавая необходимость бороться с «бесправными» водителями за рулем, тем более в состоянии опьянения, равно как и с другими дорожными лихачами, Игорь Моржаретто заявляет, что простым закручиванием гаек проблему не решить — такие времена уже прошли.

В этом смысле грядущее ужесточение ответственности, по мнению эксперта, будет обладать ровно тем же ничтожным эффектом, что и прошлогодние декабрьские поправки. Речь о Федеральном законе № 458-ФФЗ от 30 декабря 2021 года, согласно которому 10 января 2022 года Уголовный кодекс пополнился нормами, усиливающими ответственность для водителей за грубые нарушения ПДД — превышение скоростного режима более чем на 60 км/ч и выезд на встречную полосу.

Соответственно, как и принятые ранее дополнения, так и разрабатываемые сейчас меры обернутся либо минимальным, либо вовсе нулевым эффектом.

Впрочем, несмотря на существенное расхождение мнений в экспертном сообществе, многие специалисты уверены, что нынешние поправки будут приняты, причем в самое ближайшее время.

По словам Антона Алферова, последние месяцы отчетливо показали, что законодатели всерьез настроены на планомерное ужесточение ответственности за систематические нарушения ПДД, видя в этом главный инструмент борьбы с лихачами на дорогах.

Наши приложения

Установите приложение «РосШтрафы» на ваш

смартфон — вся информация о штрафах

ГИБДД, как на ладони.

Наши приложения

Установите приложение «РосШтрафы» на ваш смартфон —

вся информация о штрафах ГИБДД, как на ладони.