Евро-0 возвращается в Россию

Евро-0 возвращается в Россию

740
Читать: 3 минуты

На фоне введенных против России экономических санкций, которые подорвали цепочки поставок комплектующих, власти решили одобрить выпуск транспортных средств с любым экологическим классом. Вплоть до стандарта Евро-0, разработанного еще в конце 80-х годов прошлого века. На сегодняшний день автозаводы выполнили сборку уже нескольких тысяч транспортных средств классом ниже Евро-5, который официально пока действует и не дает таким автомобилям появиться на рынке.

Причиной отката экологических параметров к нормативам прошлого столетия стали электронные системы управления двигателем, точнее, прекращение их поставок. В то же время власти заявляют, что остальные компоненты, влияющие на выбросы (к примеру, катализаторы), остаются обязательными, поскольку имеются на рынке в нужном количестве.

Отмена экологических классов — не для всех

По мнению аналитиков, потребители довольно равнодушны к экологическим характеристикам авто, в отличие от безопасности, которая непосредственно влияет на спрос.

В этих условиях, по сведениям делового издания «Коммерсантъ», экспертами Минпромторга уже разработан проект постановления, снижающего требования к транспортным средствам, которые выпускаются на территории нашей страны.

Такими послаблениями смогут воспользоваться:

  • крупные автоконцерны (с численностью персонала свыше 5000 человек);
  • предприятия, выпускающие полуприцепы, электробусы;
  • производители, попавшие в станционные списки.

Из этого следует, что, например, заводу Haval, одному из немногих функционирующих сегодня в России автопредприятий, подобная экологическая льгота недоступна.

В настоящее время проект постановления уже поступил в аппарат федерального правительства, где подвергается заключительным правкам. Действие документа распространится на транспортные средства, собранные с апреля по декабрь нынешнего года.  

Продавать пока нельзя

С проблемами ограничения выбросов на фоне санкций столкнулись в первую очередь отечественные автопроизводители. 

В соответствии с Техрегламентом Таможенного союза, утвержденным Решением Комиссии ТС № 877 от 9 декабря 2011 года, новые транспортные средства, продаваемые на территории нашей страны с 1 января 2016 года, должны соответствовать экологическому стандарту Евро-5 и выше.

Однако приостановка поставок электронных блоков управления, регулирующих в том числе выбросы в атмосферу отработанных газов, поставила под угрозу выпуск автомобилей в России.

И потому уже сегодня на КамАЗе наладили выпуск грузовых автомобилей с экологическим классом Евро-2. Однако продавать их пока нельзя — это нарушает требования Техрегламента.

К слову, дискуссия об упрощении экологических требований длится уже второй месяц, а производители между тем накопили почти 5 тысяч таких «упрощенных» машин на своих площадках. И в силу формальных несоответствий, не влияющих никоим образом на безопасность, эти автомобили до сих пор не появились на рынке, ибо нарушают действующие правила, принятые задолго до начала санкционного давления.

Как это было

Напомним, что в странах Европы, а также в Японии и США экологический стандарт Евро-0, разработанный в 1988 году, продержался до 1992-го. Далее на смену ему пришел Евро-1, который в 1995 году заменили стандартом Евро-2, прослужившим четыре года. В 1999 году запущен Евро-3, диктовавший правила вплоть до 2005-го, когда появился Евро-4. А действующий сегодня Евро-5 запущен в 2009 году.

Всё это касается заграницы. Россия же впервые перешла на экологический стандарт в 2002 году: с этого времени разрешалось ввозить на территорию страны автомобили класса Евро-2 и выше. С 1 января 2008 года на смену ему пришел Евро-3, которому должны были соответствовать не только ввозимые в Россию машины, то и производимые на ее территории. Класс Евро-4 заработал с января 2013 года и действовал до 1 января 2016-го, когда его сменил Евро-5.

С точки зрения экологических требований, разработанные послабления отбрасывают российское автомобилестроение на десятки лет назад — вплоть до начала 90-х годов прошлого столетия.

Проектом правительственного постановления разрешается выпуск имеющих бензиновый двигатель легковых авто, микроавтобусов и грузовиков с минимальным экологическим классом Евро-0. Легкие коммерческие автомобили и грузовики с дизельным двигателем должны иметь класс Евро-2 и выше. Для транспорта, работающего на газу, установлен минимальный стандарт Евро-3.

При этом каталитические нейтрализаторы (они же — катализаторы), также снижающие выбросы, по-прежнему являются обязательными. Согласно проекту постановления, они безусловно должны быть установлены, если предусматриваются конструкцией транспортного средства.

Поставками катализаторов сегодня в первую очередь занимается компания «Экоальянс» (одно из подразделений Росатома), контролирующая около трети отечественного рынка. Еще 20 % приходится на долю локализованного британского производителя Johnson Matthey. Доля импортной продукции остается немалой — примерно 45 %, — однако власти не считают нынешнюю ситуацию в этом сегменте критичной и не видят оснований для упрощения требований.

Временный характер

В российской автомобилестроительной компании «Соллерс Авто» также поддерживают временное упрощение требований Техрегламента.

По словам представителей предприятия, производители действительно располагают автомобилями, которые хоть сегодня можно выпустить на рынок для восполнения образовавшегося дефицита, однако сейчас это невозможно сделать в силу действующих требований.

При этом в компании уверены, что грядущее упрощение правил — это сугубо временное явление. Ситуация находится под контролем Минпромторга, и возврат к высокому стандарту Техрегламента в случае его либерализации состоится сразу же, как появится возможность.

Временный характер изменений отмечают и в Объединенной машиностроительной группе, подразделением которой является автозавод «Урал». Ключевые послабления касаются именно экологических требований, интересных прежде всего иностранным производителям и соответствовавших в первую очередь их коммерческим целям.

В холдинге выразили уверенность, что в ближайшем будущем российский рынок пополнится отечественными техническими решениями в этой сфере, что позволит отказаться от планируемых временных послаблений и вернуться к действующим нормативам.

Поддержку упрощенным правилам также высказывают эксперты Группы ГАЗ, заявляя, что подобная мера расширяет спектр производственных возможностей в нынешних условиях, когда технологические цепочки разорваны.

Там подчеркивают, что производителям в первую очередь интересен выпуск автомобилей, имеющих высокие технические параметры, поскольку такая продукция является наиболее маржинальной, то есть максимально продаваемой. Кроме того, представители компании заявили, что модели, выпускаемые по сниженным экологическим требованиям, все равно будут классом выше Евро-0, то есть останутся вполне экологичными.

Экологичность или комфорт

Необходимо отметить, что в рамках нового правительственного постановления Минпромторг наделяется полномочиями для дальнейшего снижения требований к конструкции транспортных средств, если производитель обоснует это сохранением производства и согласует предварительно с Госавтоинспекцией. 

Как отмечается исполнительным директором аналитического агентства «Автостат» Сергеем Удаловым, автовладельцы практически не интересуются экологическим классом машины.

В пример он приводит ситуацию с катализаторами. Когда такое устройство, отработав гарантийный срок, выходит из строя, то в большинстве случаев новое никто не ставит. А это фактически означает снижение экологического класса транспортного средства.  

Кроме того, по словам Сергея Удалова, проверка на CO2 в ходе техосмотра давно уже не проводится. Равно как отсутствуют газоанализаторы на постах ГИБДД. 

Сегодняшнему потребителю, уверен эксперт, в первую очередь важен уровень комфорта и безопасности. И потому ABS (антиблокировочную систему) и ESP (систему электронного контроля устойчивости автомобиля) он всегда предпочтет уровню экологичности.

К слову, подготовленный специалистами Минпромторга проект делает установку ABS необязательной. А власти Белоруссии сделали аналогичное послабление для системы электронного контроля устойчивости. Так, согласно Распоряжению Коллегии ЕЭК от 5 апреля 2022 года, на территории этой страны допускается отсутствие ESP на автобусах, грузовиках и полуприцепах. Указанная мера распространяется на транспортные средства, произведенные в Белоруссии с 8 апреля по 31 декабря 2022 года.

Сейчас читают:

Все статьи
4/17/2024
Машину разбили на парковке, пока владелец выпивал дома
Инструкция: что делать, если в крови алкоголь, но за руль вы не садились.
457
4/15/2024
Как не «убить» машину весной
Советы, которые помогут сохранить покрышки и сделать езду комфортной.
993
4/11/2024
Что изменится для автомобилистов с апреля
Список законов и нововведений.
23661
4/7/2024
Закрываются глаза: как не заснуть за рулём
Советы помогут справиться с долгой поездкой.
12003
4/4/2024
Что не стоит делать при «переобувке» колес
И как правильно заменить «зиму» на «лето».
27011
3/31/2024
Просроченные штрафы ГИБДД: что грозит бизнесу
И почему возникают судебные задолженности?
2652
3/25/2024
Каких автомобилистов не любят сотрудники ГИБДД
Почему штрафуют, и как избежать наказания.
65044
3/24/2024
Поющие дороги: почему их всё ещё нет в России?
Где их найти, как они звучат, для чего нужны.
4374