Перейти к основному содержанию

Дорожные камеры путают водителей с пассажирами

Автор: Редактор

Камеры стали штрафовать водителей за пассажиров. Точнее, за то, что пассажиры пользуются мобильными телефонами. С такими санкциям столкнулись владельцы праворульных автомобилей. На сегодняшний день нейросеть не может различать транспортные средства по расположению рулевого колеса́.  

Подобных эпизодов уже немало. В качестве примера можно привести жалобу владельца тюнингованного седана Mitsubishi Galant, получившего штраф с камеры за разговор по телефону. Напомним, что, согласно статье 12.36.1 Административного кодекса, это нарушение предусматривает финансовое наказание в размере 1500 рублей. Нюанс, однако, в том, что камера поймала не водителя, а его пассажира.

К слову, место расположения камеры — внутренний радиус МКАД, улица Вилиса Лациса. Устройство является одним из 362 комплексов фотовидеофиксации в Москве, которые выявляют подобные нарушения ПДД. Причем 37 таких аппаратов мониторят МКАД.

Потребуется не один день

По словам экспертов, оспаривание подобного штрафа особых сложностей не вызовет. При этом они отмечают, что вероятность таких ошибок в ближайшей перспективе сохранится, ибо для обучения нейросети безошибочно отличать водителя от пассажира (другими словами, понимать, где расположен руль в конкретном автомобиле) потребуется не один месяц.

По словам Сергея Кусова, представителя компании «Технологии распознавания» (она разрабатывает программное обеспечение для дорожных камер), фиксация подобных правонарушений только начинается. Даже идеальные условия работы, когда алгоритм просчитан полностью, не исключают ошибок, например, «благодаря» неудачному солнечному блику, попавшему в объектив. Что уж говорить о распознавании праворульных и леворульных авто, где всё намного сложнее и алгоритм на 100 % еще не готов.

Впрочем, массового наказания водителей за разговаривающих по телефону пассажиров ожидать не стоит, ибо, согласно экспертным оценкам, сегодня в Москве 97 % транспортных средств — это машины с левым рулем. В силу подобной статистики и не проводилось соответствующего обучения нейросети.

Как отмечается Сергеем Кусовым, в настоящее время завершена разработка заготовки — шаблона для нейросети. И с вероятностью 97 % можно утверждать, что камера достоверно отличит водителя от пассажира. Остальные нюансы требуют доработки.

И в рамках такой доработки нейросеть должна будет проанализировать огромное количество информации, включая изображения праворульных автомобилей. Решение этой задачи особенно актуально для регионов, где доля машин с правым рулем может превышать 50 % всего автопарка. К примеру, в Биробиджане таких автомобилей более 63 %, а во Владивостоке — почти 84 % от общей численности транспорта.

К слову, новый алгоритм планируют внедрять и для фиксации непристегнутых ремней. Согласно пунктам 2.1.2 и 5.1 ПДД, пользоваться ремнями безопасности необходимо как водителям, так и пассажирам. И подмосковные камеры уже начали фиксировать такое нарушение, правда, лишь в отношении водителей.

В такой ситуации способность нейросети отличать праворульные машины от леворульных становится критически важной, поскольку сегодня выявленное камерой наказание водителя за непристегнутого пассажира считается ошибкой.

Что касается изображений праворульных машин, которыми необходимо озадачить нейросеть для формирования новой способности, то речь идет не только о моделях автомобилей, но также о посадке конкретных машин и даже размерах руля, поскольку здесь наблюдается большое разнообразие. На полную загрузку в базу подобных сведений может потребоваться полгода. 

Конкретный случай

Вернемся к постановлению о штрафе, которое мы упомянули в самом начале. Оценив изображение на документе, Сергей Кусов заключил, что фотография качественная. Следовательно, ошибку в данном случае допустил конкретный сотрудник, оформивший постановление.

Впрочем, по словам эксперта, камера, передавшая эти данные, обладает не самым лучшим углом атаки для фиксации телефонных разговоров или непристегнутого ремня. Чтобы максимально точно распознавать такие нарушения, камеру нужно монтировать под углом 90°, чтобы она в буквальном смысле заглядывала в салон.

Такие устройства требуют установки специальных длинных консолей. При этом комплексы фотовидеофиксации смотрят не под углом, а строго вниз. Вот тогда видно отчетливо, где располагается руль. И просматривать материалы становится гораздо проще. А текущий угол камеры, «выписавшей» ошибочное постановление, резко усложняет просмотр и определение руля на снимке, особенно при ухудшении погоды — во время ливня или снегопада.

Вообще, оценка новых нарушений с дорожных камер (касающихся телефонного разговора при движении, непристегнутого ремня, выключенных фар; в перспективе — отсутствующего мотошлема) требует тщательной перепроверки полученных данных. От инспектора тут нужна повышенная внимательность. И только при стопроцентной уверенности в нарушении можно оформлять постановление.

Можно сделать гораздо проще

По мнению эксперта в области фотовидеофиксации Григория Шухмана, в ближайшей перспективе камеры не смогут научиться отличать праворульные машины от леворульных.

В такой ситуации наиболее рациональным выходом могла бы стать передача сведений из регистрационной базы ГИБДД. Госномер позволяет идентифицировать транспортное средства, а затем через базу определяется размещение руля — слева или справа.

И тогда всё довольно просто и логично. Если телефон зафиксирован слева на праворульной машине, то постановление не оформляется. К слову, даже если в ходе регистрации конкретного транспорта специальные метки не добавлялись, то модель автомобиля в большинстве случаев позволяет понять, где установлен руль. А проставление такого признака в базе — это простая задача, которую легко реализовать, если, конечно, ответственные органы захотят это сделать.

Точка зрения Григория Шухмана поддерживается и Сергеем Кусовым, подчеркивающим, что подобный вопрос действительно находится вне пределов компетенций разработчиков. Более того, эксперт считает, что наличие в базе отметки о праворульном автомобиле радикально упростило бы задачу фиксации правонарушений. Технически ее тогда можно сузить до отметки о правом руле на передаваемых с камеры данных, что, в свою очередь, означало бы обязательную перепроверку конкретного эпизода.

Оспорить штраф, прилетевший водителю за разговаривающего по телефону пассажира, сегодня действительно несложно.

По словам юриста Дмитрия Дугина, автомобилисту в такой ситуации достаточно предоставить в ГИБДД любую информацию о своем транспорте, которая бы подтверждала его праворульность. Речь идет о выписке из каталога и любых сведениях, подтягивающихся по VIN-коду. Более того, во многих случаях правый руль виден при одном взгляде на фотографию из постановления.

К слову, на момент публикации статьи штраф владельцу Mitsubishi Galant уже отменен. По словам замруководителя дирекции фотовидеофиксации ЦОДД Москвы Егора Чернова (именно там зафиксировали материал и направили в ГИБДД), нарушения выявляются камерам с учетом характерных признаков. В их числе — движение транспортного средства.

Другими словами, если автомобиль остановился перед светофором либо угодил в пробку, то никакого штрафа не будет. Неважно, кто разговаривает по телефону в салоне транспорта, который никуда не едет: водитель и пассажиры могут делать это часами напролет — наказания не будет. Но как только машина тронулась с места, водитель обязан отложить смартфон в сторону.

Наши приложения

Установите приложение «РосШтрафы» на ваш

смартфон — вся информация о штрафах

ГИБДД, как на ладони.

Наши приложения

Установите приложение «РосШтрафы» на ваш смартфон —

вся информация о штрафах ГИБДД, как на ладони.