К началу
18 июня 2019 г.

Что изменится для автомобилистов в августе этого года

Последний месяц нынешнего лета готовит автомобилистам ряд изменений. С 4 августа вступает в силу Закон № 283-ФЗ, которым регламентируются регистрационные действия с транспортным средством.

Прежде регистрация регламентировалась на основании:

- правил регистрации автомототранспортных средств в ГИБДД;

- административного регламента МВД о предоставлении госуслуги регистрации ТС.

Действие указанных выше документов сохраняется. Однако теперь к этим положениям добавляются новации согласно новому закону.

Что же изменится с 4 августа 2019 года? Сейчас расскажем.

Автомобиль ребенку больше не подарить

Согласно ст. 4 нового закона владельцем транспортного средства может быть гражданин, чей возраст не менее 16 лет. До этого момента право собственности должно закрепляться за кем-то из ближайших родственников.

Другим словами, автомобиль ребенку теперь не подарить. Вернее, сделать это вы можете, однако регистрация автомобиля в Госавтоинспекции должна быть произведена на имя матери или отца. Отметим, что ранее несовершеннолетнему не отказывалось в праве стать собственником транспортного средства.

Лицо, не достигшее 16-летнего возраста, не может быть привлечено к административному взысканию в виде штрафа ГИБДД. По этой причине нередко дети становились собственниками транспортных средств. Однако подобная лазейка закрывается со вступлением в силу нового закона.

Различие между регистрационным номером и регистрационным знаком

На первый взгляд, никакого различия нет: регистрационный номер и регистрационный знак по сути одно и то же. По крайней мере, большинство водителей считают именно так. И по большому счету, так оно раньше и было.

Теперь же федеральный закон вводит четкое разграничение между двумя этими понятиями.

Так, регистрационный номер является индивидуальным буквенно-цифровым обозначением, которое регистрационное подразделение присваивает автомобилю.

А вот регистрационный знак является изделием, на котором указан регистрационный номер.

Другими словами, госномер — это набор цифр и букв, а знак — это лист металла (или пластмассы), на который эти цифры и буквы нанесены.

Казалось бы, подобное усложнение не имеет смысла. Однако блок ниже несколько проясняет ситуацию.

Госавтоинспекция прекращает выдавать регистрационные знаки

Согласно п. 3 ст. 8 нового закона владельцу автомобиля вменяется в обязанность:

- обращение в Госавтоинспекцию, чтобы поставить транспортное средство на учет;

- обращение в компанию, которая изготавливает государственные регистрационные знаки, чтобы она изготовила регистрационный знак для зарегистрированного в ГИБДД транспортного средства.

Таким образом, с августа нынешнего года Госавтоинспекция будет осуществлять исключительно процедуру присваивания регистрационного номера, то есть без его выдачи.

Из ГИБДД владелец транспортного средства выйдет только со свидетельством о регистрации, которое будет содержать сведения о номере автомобиля.

Имея на руках указанный документ, гражданин должен будет подать обращение в адрес еще одной организации, которая непосредственно изготовит регистрационный знак. Там и будет приобретаться табличка, содержащая сам регистрационный номер.

Кстати, если сохраняется старый номер, то за изготовлением регистрационного знака обращаться не нужно.

Фактически новый закон усложняет процедуру получения номера — по крайней мере, она растягивается во времени. Если прежде с момента начала регистрации до вручения номеров проходил час-полтора, то теперь процедура может затянуться на сутки и больше, особенно если изготовитель находится далеко и путь нему чреват заторами и пробками.

Дополнительная сложность заключается в неопределенности относительно возможности эксплуатации машины, уже зарегистрированной в ГИБДД, однако еще не имеющей регистрационных знаков. Другими словами, не очень понятно, можно ли, отправляясь за новыми номерами, садиться за руль автомобиля, для которого эти номера предназначены, либо же тут не обойтись без общественного транспорта.

Очевидно, что законодательная база в этом вопросе нуждается в дальнейшей доработке. В противном случае, скорее всего, именно общественный транспорт станет единственным вариантом, исключающим нарушение в этом вопросе.

Все дело в том, что по закону запрещено эксплуатировать транспортное средство, на котором отсутствуют номера. В случае нарушения виновник будет оштрафован на 5 тыс. руб. либо лишится прав на 1-3 месяца (по усмотрению суда).

Кузов и двигатель: номера теперь можно восстановить

В соответствии с новым федеральным законом у владельца появляется право восстановить номер кузова или двигателя транспортного средства.

На основании ст. 20 в случае невозможности идентифицировать ТС по ряду причин (коррозия, ремонт, подделка, сокрытие, изменение или противоправное уничтожение) предусмотрено нанесение дополнительной маркировки.

Детализация этой процедуры должна проводиться в соответствии с отдельным постановлением федерального правительства. Отметим, что уже сейчас существует возможность регистрировать автомобиль с номером кузова, уничтоженного вследствие коррозии.  Такое право дает приказ МВД России № 139 от 20 марта 2017 года.

Очевидно, что такое нововведение является позитивной новостью для всех владельцев транспортных средств.

Кстати, дополнительная маркировка предусматривается и в отношении автомобиля, который изначально не имел номера двигателя или кузова.

Другими словами, если изготовитель транспортного средства вообще не предусмотрел подобную маркировку, то, согласно ст. 20 нового закона, это не является препятствием для регистрации машины. Важно отметить при этом, что дополнительная маркировка кузова или двигателя — это право, но не обязанность владельца ТС.

Вновь есть различие между прекращением регистрации и снятием с учета

Как говорится, все уже было. Подобная практика существовала до 2017 года: тогда водители терялись в формулировках двух понятий — прекращения регистрации и снятия с учета. Приказ МВД России № 139 от 20 марта 2017 года решил эту проблему, объединив оба термина в один — «прекращение регистрации».

Однако новый закон снова разъединяет это понятие на два самостоятельных. Так, ст. 18 содержит основания для прекращения и возобновления госучета ТС, а ст. 19 содержит перечень причин для снятия ТС с госучета и его восстановления.

Причина, по которой вновь вводятся два схожих понятия, на сегодняшний день остается для нас загадкой.

Отдельно — о прекращении учета на основании заявления владельца

Согласно уже упомянутой выше ст. 18 нового Закона № 283-ФЗ прекращение государственного учета ТС допускается, помимо прочего, на основании заявления владельца машины.

Отметим, что на данный момент прекращение регистрации допускается только по формальным основаниям. К примеру, если автомобиль уничтожен или похищен.

Новый же закон предусматривает прекращение учета автомобиля уже на основании заявления его хозяина. Это актуально в ситуации, когда машина давно стоит без эксплуатации и владелец хочет избежать уплаты транспортного налога.

В заключение отметим, что 4 августа нынешнего года вводятся новые государственные регистрационные номера. Однако всем, у кого уже есть машины, беспокоиться не стоит: никакой обязательной перерегистрации не планируется. Каждый владелец транспортного средства поменяет номера на новые только в одном случае — если захочет сам.

Поделиться: