Перейти к основному содержанию

Что будет с ценой ОСАГО и каско на фоне резкого удорожания запчастей

Автор: Редактор

В последние дни резко дорожает практически всё. В среде водителей активно обсуждается повышение стоимости ОСАГО и каско. А как обстоят дела в реальности? Ждут ли нас переписанные ценники? Попробуем разобраться.

Итак, Международный женский день ознаменовался не только праздником для прекрасной половины человечества, но и сюрпризом для водителей.

Корректировки — хоть каждый день

Речь идет о вступлении в силу Федерального закона № 46-ФЗ от 8 марта 2022 года.

Новый документ отменил обязательность нормы, прописанной:

  • пунктом 3 статьи 8 Федерального закона № 40-ФЗ (Закона об ОСАГО) от 25 апреля 2002 года;
  • частью 5 статьи 7 Федерального закона № 225-ФЗ от 27 июля 2010 года.

Норма эта запрещала менять установленные страховые тарифы и коэффициенты минимум год. Теперь же Центробанк получил право делать корректировки хоть каждый день. Любые изменения вступят в силу по прошествии 10-дневного срока с момента их официальной публикации.

По словам ряда экспертов, заявляющих о неминуемом подорожании ОСАГО из-за новых правил, ценник полиса формируется, помимо прочего, с учетом баланса доходов от продажи «автогражданки» и размера страховых выплат.

В свою очередь, на размер выплат непосредственно влияет рыночная стоимость запчастей. Которая сегодня резко устремилась ввысь. В такой ситуации рост ОСАГО представляется неизбежным.

Единая методика расчета

В то же время, по словам исполнительного директора РСА (Российского союза автостраховщиков) Евгения Уфимцева, стоимость запчастей рассчитывается:

  • по Единой методике определения расходов на проведение восстановительного ремонта (утвержденной Положением Центробанка № 755-П от 4 марта 2021 года);
  • справочникам стоимости запчастей, которые утверждает РСА.

Что касается справочников, то, согласно пункту 6.4 Положения Центробанка № 755-П, обновлять их теперь нужно ежеквартально, а не раз в 6 месяцев, как было прежде. При этом все корректировки будут подвергаться предварительным общественным слушаниям.

К слову, 8 февраля нынешнего года очередной релиз таких справочников был подготовлен и представлен для публичных обсуждений, которые завершились 24 февраля. Обновленные редакции заработают уже 19 марта. Правда, измененные цены там соответствуют экономическому положению именно на 24 февраля, что, безусловно, отличается от реалий дня сегодняшнего.

Не вызовет подорожания ОСАГО

Как отмечается исполнительным директором РСА, справочники отражают ценовое повышение по целому ряду номенклатур. В то же время подорожание малозначительное и практически не повлияет на «автогражданку». Другими словами, сегодня и в ближайшие три месяца рост запчастей не вызовет подорожания ОСАГО.

Но даже по истечению 3-месячного срока, по словам Евгения Уфимцева, сколько-нибудь существенный рост ценника ОСАГО не предвидится.

Это может случиться лишь при серьезных законодательных изменениях. Например, в случае увеличения максимальных выплат за ущерб здоровью и жизни до 2 млн рублей вместо сегодняшних 500 тыс. рублей (к слову, Минфин активно работает над этим, планируя готовый законопроект уже в нынешнем году).

Возможны радикальные меры

Понимая всю турбулентность текущей экономической ситуации, РСА уже сегодня активно обсуждает с Центробанком возможность ежемесячной актуализации справочников. Вероятна также отмена обязательных общественных обсуждений новых релизов, что почти на месяц ускорит публикацию справочников.

Помимо этого, Центробанк может пойти и на более существенные меры. Речь идет, в частности, о пересмотре Единой методики, ибо даже при сокращении сроков актуализации справочников восстановительный ремонт не соответствует сегодняшним ценам.

Таким образом, пока объективно отсутствуют факторы, способные привести к удорожанию «автогражданки». В подтверждение этого Евгений Уфимцев приводит то обстоятельство, что с 9 января — момента вступления в силу Указания Центробанка № 6007-У от 8 декабря 2021 года, провозгласившего 10-процентное расширение тарифного коридора для частных автовладельцев, — средний ценник полиса ОСАГО остался неизменным.

Ситуация с каско

Каско относится к добровольному виду страхования, поэтому его стоимость каждый страховщик вправе определять самостоятельно, руководствуясь множеством факторов.

Впрочем, и тут есть варианты. К примеру, даже если непосредственная стоимость проведения ремонта не меняется (хотя, это вряд ли), то однозначно дорожают запчасти.

Однако вместе с удорожанием автомобилей возникает тенденция к удешевлению каско с франшизой — варианту страхования, при котором клиент покрывает часть ремонтных расходов собственными средствами. В итоге общая стоимость каско также не вырастет. По крайней мере, радикально.

Впрочем, реалии сегодняшнего дня вызывают опасения даже не долгосрочного удорожания запчастей, а их откровенного дефицита. Подобная ситуация чревата взрывным ростом краж автомобилей, которые затем будут разбираться на запчасти. А вот это уже гарантированно приведет к росту стоимости каско по риску «Хищение».

Таким образом, вероятность существенного повышения каско более реальна, чем удорожание ОСАГО. Причем это может случиться даже не в среднесрочной перспективе, а в самое ближайшее время.

Наши приложения

Установите приложение «РосШтрафы» на ваш

смартфон — вся информация о штрафах

ГИБДД, как на ладони.

Наши приложения

Установите приложение «РосШтрафы» на ваш смартфон —

вся информация о штрафах ГИБДД, как на ладони.