Перейти к основному содержанию

Чем обернется ремонт по ОСАГО неоригинальными запчастями

Автор: Редактор

Для расчета компенсации по ОСАГО страховщики теперь могут учитывать стоимость неоригинальных запчастей. По мнению экспертов, нововведение уменьшит страховое возмещение и снизит уровень безопасности на дорогах.

Речь об Указании Центробанка № 6144-У от 31 мая 2022 года, которым внесены корректировки в текст другого правового акта — Положения ЦБ № 755-П от 4 марта 2021 года. Суть изменений в том, что…

Ремонт возможен и неоригинальными запчастями

Новая редакция документа разрешает формировать справочники РСА (на их основе считается размер компенсации по ОСАГО) с учетом стоимости неоригинальных деталей и запчастей. Поправки вступили в силу 11 сентября нынешнего года.

Так, согласно пункту 6.2.1.5 Положения Центробанка № 755-П, в отсутствие оригинальной запчасти страховая компания вправе учитывать стоимость аналогичной детали — при условии, что её цена составляет не менее 20 % оригинала.

Это правило работает в отношении любого автомобиля, вне зависимости от страны изготовления. Как заявляют в Центробанке, такой подходит позволит исключить некачественные запчасти при восстановительном ремонте.

Впрочем, в экспертном сообществе мнения разделились.

Польза и риски

По словам исполнительного директора РСА Евгения Уфимцева, использование деталей-аналогов в расчетах выплат по ОСАГО будет сдерживать подорожание полисов.

Оригинальные компоненты сегодня либо дико дорогие, либо вовсе недоступные. В то же время процветает рынок заменителей — их делают те же предприятия, по тем же стандартам качества и на том же оборудовании. И фактически неоригинальные детали по качеству ничем не уступают брендовым запчастям. Поэтому решение Центробанка открывает дорогу к полноценному восстановительному ремонту авто без необоснованной ценовой гонки.

Однако эксперты видят и риски. По словам вице-президента Национального автомобильного союза Антона Шапарина, в ремонте сегодня ключевое место занимают сроки поставок запчастей: чем они короче, чем детали дороже.

При этом справочники РСА содержат минимальные и близкие к ним ценники на детали, которые могут доставляться в течение нескольких месяцев. А длительность восстановительного ремонта, согласно пункту 15.2 статьи 12 Закона об ОСАГО, не может превышать 30 дней с момента передачи автомобиля в сервис.

В такой ситуации страховая компания предпочитает откупиться живыми деньгами. Но даже выплаты без учета износа и со всеми неустойками зачастую не покрывают фактических затрат на ремонт. Кроме того, как заявляет Антон Шапарин, отмена запрета на установку аналогов практически исключает ремонт оригинальными деталями даже при их наличии на рынке. 

Нововведение также не вызывает оптимизма у председателя Движения автомобилистов Виктора Похмелкина. По его словам, автомобилисты в итоге окажутся в проигрыше, поскольку страховые компании, пытаясь уменьшить компенсацию, совершенно логично будут стремиться ремонтировать машины не просто аналогами, а наиболее дешевыми из них.

И непонятно, кто гарантирует качество таких запчастей. Если деталь брендовая, ответственность лежит на производителе. А в ситуации с аналогами восстановительные ремонты могут обернуться всплеском аварийности на российских дорогах. И такая перспектива более чем реальна.
 

ОСАГО за 5 минут

 

Наши приложения

Установите приложение «РосШтрафы» на ваш

смартфон — вся информация о штрафах

ГИБДД, как на ладони.

Наши приложения

Установите приложение «РосШтрафы» на ваш смартфон —

вся информация о штрафах ГИБДД, как на ладони.