
Центробанк: отказ продать ОСАГО клиенту в день обращения — это нарушение действующих правил
Центробанк поддержал клиентов, обвиняющих страховщиков в отказе заключить договор ОСАГО в день обращения. Главный финансовый регулятор страны столкнулся с жалобами покупателей «автогражданки», которые утверждают, что страховые компании не продают им полисы в тот же день, когда те обратились.
Причина такого отказа звучит нелепо: якобы документы на «автогражданку», включая заявление, принял сотрудник, не имеющий полномочий для заключения договора ОСАГО.
Проанализировав обращения клиентов, Банк России признал, что подобная ситуация является недопустимой и нарушает действующее законодательство.
Так, пункт 3 статьи 15 Федерального закона № 40-ФЗ (Закона об ОСАГО) от 25 апреля 2002 года устанавливает четкий перечень документов для заключения договора «автогражданки».
В том случае, когда заявление оформлено ненадлежащим образом либо комплект документов является неполным, страховая компания обязана уведомить клиента в день обращения обо всех выявленных неточностях и ошибках согласно пункту 3.2 статьи 15 Закона об ОСАГО.
Если же документы в порядке, то, в соответствии с пунктом 1.4 Положения Центробанка № 431-П от 19 сентября 2014 года, страховщик обязан заключить с клиентом договор ОСАГО незамедлительно.
Таким образом, клиент имеет полное право купить полис в день обращения, а такого основания для отказа, как «неуполномоченный сотрудник», закон не предусматривает.
На данный момент Центробанк уже проводит надзорное реагирование за страховыми компаниями.
В случае подтверждения эпизодов, заявленных в жалобах, а также выявления новых фактов необоснованного отказа клиентам в немедленной покупке ОСАГО страховщиков привлекут к ответственности по статье 15.34.1 Административного кодекса.
И виновным должностным лицами потребуется раскошелиться на 20 000 — 50 000 рублей, а самим компаниям придется отдать государству 100 000 — 300 000 рублей в виде штрафа.
