Борьба с пьянством за рулем усиливается: разработан ГОСТ на алкозамки

Борьба с пьянством за рулем усиливается: разработан ГОСТ на алкозамки

436
Читать: 3 минуты

Нетрезвые водители снова попали в поле зрения государства. Теперь их пытаются вычислить еще до того, как они, сев за руль, тронутся с места. Причем такой алгоритм уже разработан и стандартизирован.

Речь идет о проекте ГОСТа, подготовленного специалистами Центрального научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института (ФГУП «НАМИ»). Новый стандарт предназначен для выпуска алкозамков. 

Долгая дорога к ГОСТу

Документом предусматривается, что алкозамок не препятствует запуску двигателя, однако блокирует его дальнейшую работу в случае положительного анализа выдоха на состояние опьянения. Если же водитель остановил машину и заглушил двигатель, он получает пятиминутный «бонус»: если мотор запускается до истечения этого времени, повторная проверка выдоха не потребуется.

Как ожидается, подобными устройствами станут оснащаться грузовики, автобусы и легковые автомобили, водители которых ранее уже привлекались к ответственности за пьяную езду.

Отметим, что дискуссии о применении алкозамков ведутся в нашей стране уже свыше десяти лет.

Так, еще два года назад в Минпромторге озадачились подобной концепцией. И весной 2021 года ведомство заявило о совместных с МВД планах устанавливать такие устройства на транспортные средства водителей, пойманных в пьяном виде. Однако в силовом ведомстве подобную инициативу не подтвердили.

А чуть позднее, летом 2021-го, представители Минпромторга и НАМИ подписали контракт, согласно которому институт проводит анализ зарубежной практики использования алкозамков и на его основе разрабатывает проект соответствующего государственного стандарта.

Согласно получившемуся документу, система проверки водителя на опьянение может являться как штатным, так и дополнительным оборудованием для грузовых, пассажирских и легковых автомобилей. Кроме того, появление алкозамка в салоне автомобиля может быть и принудительной мерой для тех, кто ранее уже подвергался наказанию за пьяную езду. Впрочем, действующее законодательство пока не содержит такой возможности.

Как это работает

Каждый алкозамок оснащается специальной системой оповещения, которая через бортовые средства коммуникации будет информировать внешних получателей (ГИБДД, АТП или даже региональные органы власти) о состоянии водителя.

При посадке в автомобиль водитель проходит проверку — его личность идентифицирует камера. Затем следует проверка на алкотестере.

Отбор воздуха может производиться бесконтактным или контактным способом. Второй вариант предусматривает оснащение прибора индивидуальными сменными мундштуками. Выдыхаемый воздух должен быть объемом не менее 1200 миллилитров. Время проверки — до 15 секунд.

Стандартом предусматривается обязательная защита от возможной фальсификации (включая подмену лица при идентификации личности) либо имитации выдоха при отборе. Кроме того, в экстренных ситуациях алкозамок должен отключаться дистанционно.

В случае опьянения водителя алкозамок не станет препятствовать запуску мотора, однако заблокирует его работу при попытке начать движение. При отключении двигателя (в условиях кратковременной стоянки либо срабатывания системы «Старт – Стоп») у водителя есть пять минут на запуск; по истечении этого времени снова потребуется сделать выдох для проверки.

Что говорит статистика

Меры по ужесточению контроля и ответственности за управление автомобилем в состоянии опьянения стали одной из активно обсуждаемых тем.

Март нынешнего года ознаменовался инициативой вице-спикера Госдумы Ирины Яровой, представившей законопроект об уголовной ответственности за пьяную езду без прав. К слову, в пояснительной записке к договору между Минпромторгом и НАМИ отмечается рост количества ДТП с участием пьяных водителей.

Справедливости ради отметим, что, по данным ГИБДД, за минувший год численность автомобилистов, пойманных за рулем в состоянии опьянения, практически не изменилась по сравнению с 2020-м, а ДТП по их вине и вовсе показали 17-процентное снижение.

Впрочем, столь позитивные данные, конечно же, не отменяют саму проблему пьянства за рулем. Хотя в отношении алкозамков оценки в экспертном сообществе неоднозначные.

Источник финансирования не определен

По мнению президента Московского транспортного союза Юрия Свешникова, принятие такого решения, как внедрение алкозамков, обязательно должно подкрепляться статистикой. Однако в реальности подобные нововведения продиктованы не столько реальной необходимостью, сколько интересами тех, кто производит алкозамки, тахографы и прочие «коробочки».

При этом, как отмечает эксперт, непонятно, за чей счет планируется установка, обслуживание и поверка алкозамков. А еще система предусматривает передачу фото- и видеоматериалов с использованием мобильного трафика. Подобные расходы могут быть довольно ощутимыми, однако источник их финансирования также не определен.

На этом фоне глава Московского транспортного союза подчеркнул, что и сегодня на автопредприятиях проводятся предрейсовые осмотры, в ходе которых водителей проверяют на опьянение. По сути, внедрение алкозамков становится дублирующим инструментом. Причем далеко не самым необходимым, особенно в нынешних экономических условиях, когда каждый перевозчик всеми силами пытается минимизировать издержки, резко возросшие из-за подорожания лизинга и запчастей.

По словам юриста и эксперта по безопасности движения Катерины Соловьевой, водители могут пытаться обмануть алкозамок, останавливая машину и принимая на грудь до истечения 5-минутного периода. И получается, что они будут постепенно «нареза́ться» прямо за рулем.

В том случае, когда алкозамок все же выявил опьянение, к месту происшествия должны прибыть сотрудники полиции для оформления протокола по факту распития алкоголя в общественном месте (ГИБДД тут уже ни при чем, ибо водитель, хоть и сидит за рулем подшофе, никуда не едет — алкозамок блокирует работу двигателя). И передачу данных в таких ситуациях нужно четко регламентировать.

Если водитель является сотрудником автопредприятия, система должна оперативно уведомлять и работодателя. К слову, появление на рабочем месте в пьяном виде является однозначным основанием для увольнения в соответствии с подпунктом «б» части 6 статьи 81 Трудового кодекса.

Сейчас читают:

Все статьи
4/21/2024
Автоцифры: путешествие на Алтай
Что нужно знать тем, кто мечтает увидеть «Сибирскую Швейцарию»
321
4/17/2024
Машину разбили на парковке, пока владелец выпивал дома
Инструкция: что делать, если в крови алкоголь, но за руль вы не садились.
3,391
4/15/2024
Как не «убить» машину весной
Советы, которые помогут сохранить покрышки и сделать езду комфортной.
4,397
4/11/2024
Что изменится для автомобилистов с апреля
Список законов и нововведений.
43,854
4/7/2024
Закрываются глаза: как не заснуть за рулём
Советы помогут справиться с долгой поездкой.
13,719
4/4/2024
Что не стоит делать при «переобувке» колес
И как правильно заменить «зиму» на «лето».
27,609
3/31/2024
Просроченные штрафы ГИБДД: что грозит бизнесу
И почему возникают судебные задолженности?
2,730
3/25/2024
Каких автомобилистов не любят сотрудники ГИБДД
Почему штрафуют, и как избежать наказания.
65,873