Перейти к основному содержанию

Автомобили без ABS и подушек безопасности обойдутся дешевле при покупке. Но дороже — при оформлении ОСАГО и каско

Автор: Редактор

Автомобили, которые производят УАЗ и АвтоВАЗ, в упрощенной комплектации обойдутся покупателям дешевле моделей с ABS и подушками безопасности. Однако страховщики заявляют, что ОСАГО и каско для таких машин подорожает.

Причиной перехода на упрощенные версии стали проблемы с комплектующими и разорванные логистические цепочки. В итоге сегодня с конвейеров УАЗа и АвтоВАЗа выходят Niva Legend и Lada Granta, в которых отсутствуют подушки безопасности, ABS, модуль «ЭРА-ГЛОНАСС» и кондиционер.

Очевидные плюсы

Впрочем, у таких «железных коней» есть очевидный плюс — цена. Упрощенная Granta Classic обойдется покупателю на 100 000 рублей дешевле полнокомплектной версии.

На этом бонусы не заканчиваются. Модели отечественных брендов попали в государственную программу стимулирования автомобильного рынка. Другими словами, государство субсидирует граждан и берет на себя обязательство по частичной оплате покупки: на территории Дальневосточного федерального округа — до 25 % стоимости машины; в остальных регионах — до 20 % цены авто.

На практике это означает приобретение транспортного средства в кредит с дополнительным дисконтом. Таким образом, минимальный ценник на модель Lada Granta Classic опускается до 543 тыс. рублей; Niva Legend Classic становится доступной за 660 тыс. рублей — согласно заявлению пресс-службы АвтоВАЗа.

Подорожает ли ОСАГО

А неожиданный минус в том, что упрощенные автомобили, скорее всего, придется страховать в ОСАГО дороже по сравнению с укомплектованными версиями.

Как заявили в РСА (Российском союзе автостраховщиков), машины без ABS проигрывают по качеству торможения. Этот фактор напрямую влияет на дорожную безопасность и способен провоцировать ДТП с более тяжкими последствиями. И поскольку такой автомобиль повышает риски и тяжесть дорожно-транспортных происшествий, то и страховка для него объективно дорожает.

При этом в РСА не озвучили, сколько именно придется переплачивать за «автогражданку» владельцам упрощенных машин, ибо тарифы каждая страховая компания устанавливает самостоятельно.

Так, по словам Ильи Григорьева, возглавляющего департамент андеррайтинга автострахования в компании «АльфаСтрахование»,               сегодня отсутствуют серьезные актуарные расчеты, которые бы выявили четкую взаимосвязь между выплатами по ОСАГО и отсутствием в транспортном средстве ABS или подушек безопасности.

По этой причине главой департамента обязательных видов страхования Денисом Макаровым заявлено, что «АльфаСтрахование» в ближайшее время не станет делать полисы дороже, поскольку не ожидает увеличения дорожно-транспортных происшествий.

Что касается каско

Отдельный риск подорожания приходится на полисы каско. Стоимость их определяется множеством факторов, причем верхнего ценового потолка не имеется. Потому итоговая сумма каско теоретически может быть любой, и у каждого страховщика своя.

Подобный сценарий подтверждают в РСА. Там заявляют, что ничего не мешает страховым компаниям в расчете каско учитывать повышенные риски повреждения автомобиля и травмирования водителя с пассажирами из-за отсутствия ABS и подушек безопасности.

Да, многие возразят: мол, каско у владельцев российских автомобилей не пользуется особой популярностью. Но это заблуждение. Согласно статистике ВСК, по результатам 6 месяцев нынешнего года лидирующую позицию в нише каско-страхования удерживает Lada Vesta — на эту марку приходится 5,3 % общей численности купленных полисов. А третью строчку занимает Lada Granta с долей 4,7 % от совокупных продаж.

По закону каско — добровольное страхование. Но если оно отсутствует, банк может не дать автокредит. Кроме того, как отмечается главным редактором журнала «За рулем» Максимом Кадаковым, покупка автомобиля по госпрограмме способна перекрыть затраты на подорожавший полис.

А что говорят эксперты

В экспертном сообществе возможное повышение стоимости ОСАГО для упрощенных автомобилей считают неправомерным.

По словам вице-президента Национального автомобильного союза Антона Шапарина, действующее законодательство содержит четкий перечень критериев, применяемых для расчета «автогражданки». И про наличие либо отсутствие подушек безопасности или ABS там ничего не сказано.

Следовательно, утверждает эксперт, страховщики могут применять лишь те коэффициенты, которые установлены Указанием Центробанка № 6007-У от 8 декабря 2021 года и учитывают мощность двигателя; территорию регистрации авто; а также стаж водителя, его возраст и коэффициент аварийности. Вводить дополнительные коэффициенты страховые компании не имеют права.

Всё это так. Уточним, однако, что с недавних пор статья 9 Закона об ОСАГО (Федерального закона № 40-ФЗ от 25 апреля 2002 года) стала своеобразной лазейкой для страховщиков. В этой статье указаны критерии, формирующие базовый тариф, который затем умножается на указанные выше коэффициенты.

Так вот, с 24 августа 2020 года страховым компаниям для расчета базового тарифа разрешено руководствоваться «иными факторами», то есть, по сути, придумывать их в любом количестве. И думается, именно сюда страховщики станут добавлять пункты об отсутствии подушек безопасности и ABS, повышая базовый тариф до максимального значения.

Что касается каско, тут мнение большинства экспертов едино: страховщиков ничего не сдерживает от пересмотра стоимости полиса для упрощенных автомобилей. А на фоне растущей популярности каско у владельцев таких транспортных средств подорожание страховки, очевидно, произойдет уже в ближайшее время.

Наши приложения

Установите приложение «РосШтрафы» на ваш

смартфон — вся информация о штрафах

ГИБДД, как на ладони.

Наши приложения

Установите приложение «РосШтрафы» на ваш смартфон —

вся информация о штрафах ГИБДД, как на ладони.