Полезная информация

Знаете ли вы, какой должна быть безопасная дистанция на дороге?

557
Читать: 7 минут

Согласно пункту 9.10 Правил дорожного движения, водители обязаны придерживаться безопасной дистанции, чтобы иметь возможность избегать столкновений в экстренных ситуациях. Несоблюдение этого условия чревато штрафом 1500 рублей в соответствии с частью 1 статьи 12.15 Административного кодекса. Однако риск получить штраф за подобный проступок крайне мизерный. Сейчас расскажем, почему.

Говоря просто и, что называется, без воды, причина в том, что ситуация, когда вас можно привлечь за несоблюдение дистанции, лишь одна. Причем, даже она весьма спорная.

Штраф с камеры за несоблюдение дистанции не грозит. Но это пока

Кстати, нынешним автоматическим комплексам фотовидеофиксации, которыми «вооружены» российские дороги, не доступна функция распознавания безопасной дистанции между автомобилями. Но можно с полной уверенностью утверждать, что это ненадолго, и в скором времени такие возможности будут заложены в алгоритмы дорожных камер.

Уверенность в этом придает и то обстоятельство, что Европа уже начала обзаводиться подобными комплексами. Первая такая система появилась в Великобритании: она работает с конца минувшего года, правда, пока в тестовом режиме, то есть без присуждения нарушителям реальных штрафов.

Ну а сегодня, повторимся, российским водителям абсолютно не грозит получить штраф с дорожной камеры за несоблюдение дистанции. Однако наказание может последовать от сотрудника ГИБДД. Правда, не всегда.

Так, невозможно привлечь за подобное нарушение в ситуации, когда одна из двух машин обездвижена — к примеру, находится на парковке. Но даже если перенестись на проезжую часть, тут, как говорится, тоже есть нюансы. И главный из них в том, что Правилами дорожного движения не установлены конкретные расстояния в качестве безопасной дистанции.

Пункт 9.10 ПДД предписывает соблюдение такой дистанции, которая исключает столкновение с идущей впереди машиной. Также следует придерживаться необходимого бокового интервала, который обеспечивает безопасное движение.

В подобном ключе прописан и пункт 10.1 ПДД, обязывающий водителя при управлении транспортным средством придерживаться скорости, которая не превышает установленных ограничений. Одновременно следует учитывать интенсивность дорожного движения, состояние автомобиля и погодные условия, прежде всего, видимость на трассе. Собственно, это всё.

Нет четких требований — нет и доказательств

Как видно, конкретные требования к безопасной дистанции, выраженные в метрах, попросту отсутствуют. То есть написаны в стиле «За всё хорошее и против всего плохого». С другой стороны, вывести сколь-нибудь точные цифры действительно сложно, ибо всегда есть и будут объективные различия в уровне подготовки водителей, погодных условиях и конструкции авто.

И поскольку отсутствуют четкие требования, то не могут быть предъявлены и прямые доказательства нарушения. Вместо них выступает лишь субъективное мнение инспектора о недопустимом сближении вашего авто с другой машиной. Однако штрафы по таким основаниям, как отмечают юристы, довольно легко обжаловать в суде.

Поэтому на практике основанием для штрафа является ДТП, когда одна машина «целует» другую. Однако считать аварию железным доказательством такого нарушения всё равно неверно по приведенной выше причине: в ПДД отсутствуют четкие требования (то есть выраженные в метрах) к безопасной дистанции.

А уж при наличии видеорегистратора в салоне «въехавшего» авто либо свидетелей, подтверждающих, что причиной ДТП стало резкое перестроение подбитой машины, основание для наказания по части 1 статьи 12.15 КоАП пропадает вовсе.

Как самостоятельно определить безопасную дистанцию

Итак, вероятность попасть на 1500 штрафных рублей крайне мала. Однако это нисколько не отменяет требования соблюдать дистанцию. Это крайне необходимо, поскольку речь идет о безопасности — и вашей, и других участников движения.

Тогда снова прежний вопрос: сколько вешать в граммах, точнее, в метрах? Каким расстоянием руководствоваться в качестве дистанции на реальной дороге, если ПДД ничего конкретно не говорят?

Вот вам практические советы. Двигаясь по сухой дороге, мысленно разделите текущую скорость пополам. К примеру, на спидометре 60 км/ч. Делите цифру надвое. В нашем случае — 30 метров. Это и будет безопасная дистанция. Старайтесь держаться от впереди идущего авто как раз на таком удалении.

Если за окном дождь, то, сидя за рулем, поделите скорость на 1,5 единицы. В примере выше при 60 км/ч безопасная дистанция составляет 40 метров (60 / 1,5 = 40).

Если на дворе зима, то ничего делить не нужно — в таких условиях безопасная дистанция (естественно, в метрах) точно соответствует цифре, на которую указывает стрелка спидометра. То есть при 60 км/ч безопасная дистанция составит 60 метров.

Вам сложно определить на глаз расстояние до впереди идущего авто? Тогда отсчитывайте секунды. Нет-нет, не до аварии — просто прибегните к другому способу измерения дистанции.

Заключается он в том, чтобы выбрать ориентир вдоль дороги (к примеру, дерево или дорожный знак) и начать отсчет времени с того момента, как впереди идущая машина с ним поравняется. Когда это произошло, замеряете время, которое потребуется вам, чтобы доехать до той же точки.

Если всё происходит летом и без дождя, то время должно быть 2 секунды и более; а при дожде — минимум 3 секунды. В зимний период контрольное время составляет не менее 6 секунд. Подобная математика чрезвычайно полезна на дороге, поскольку может сохранить вам не только здоровье, но и жизнь.