Итак, ситуация. В результате аварии пострадал двигатель, причем настолько, что ремонту не подлежит. И тогда единственным решением будет замена мотора. Как это сделать? И как зафиксировать такую замену в ПТС? На эти вопросы ответим прямо сейчас.
Как говорится, замена замене рознь. В том смысле, что двигатели бывают разные. И такое разнообразие напрямую определяет порядок действий по внесению изменений в ПТС. Поясним, о чем речь.
Новые и подержанные
Для простоты изложения сгруппируем двигатели в четыре категории: аналогичные новые, аналогичные подержанные, аналогичные с измененными характеристиками, чужие с измененными характеристиками.
Аналогичный новый двигатель — это никем не пользованный мотор, полностью идентичный по своим характеристикам агрегату вашей машины. Если вы обладатель довольно молодой и тиражной модели авто, найти движок не проблема. И с легализацией такого мотора никаких сложностей не будет. Но есть и большой минус — весьма серьезные денежные затраты на покупку.
Аналогичный подержанный двигатель — гораздо более экономичный вариант замены силовой установки. Впрочем, подобный контрактный мотор всегда может обернуться юридическими и техническими сложностями. И чтобы избежать бракованного товара, обращайтесь исключительно к известным поставщикам и проверяйте не только сопроводительные документы (договор купли-продажи, кассовый чек, таможенную декларацию, гарантийные обязательства), но и комплектацию: родной электронный блок управления и жгуты проводов.
Аналогичный двигатель (подержанный либо новый) с измененными характеристиками — мотор соответствует вашей модели, однако его технические параметры отличаются от родного агрегата автомобиля. Здесь уже возникают риски, что в ГИБДД монтаж такого двигателя сочтут внесением изменений в конструкцию автомобиля. И тогда потребуется техническая экспертиза. В итоге сроки и затраты на замену силовой установки существенно возрастут.
Чужой двигатель (подержанный либо новый) с измененными характеристиками — это мотор, отличный от модели вашего транспортного средства и с другими техническими параметрами. Установка такого силового агрегата однозначно является изменением в конструкцию автомобиля. Поэтому будьте готовы к дополнительным процедурам, чтобы легализовать свою «ласточку».
Повторимся, степень родства нового движка с родным двигателем вашей машины напрямую определяет уровень взаимоотношений с Госавтоинспекцией. И теперь выясним, как замена двигателя отражается в ПТС.
Основание для перерегистрации в ГИБДД
Здесь рассмотрим два основных варианта. В первом случае характеристики устанавливаемого двигателя идентичны прежней силовой установке, а во втором — отличаются от нее.
Замена мотора аналогичным двигателем. Если технические параметры новой, подержанной или контрактной силовой установки полностью идентичны штатной, то специально обращаться в ГИБДД не требуется. Согласно пункту 52 правительственного Постановления № 1764 от 21 декабря 2019 года, све́дения о вновь установленном двигателе обновят, когда будут проводиться регистрационные действия (например, при смене собственника).
Замена на двигатель, отличающийся от штатного. Любое несоответствие характеристик прежнего и вновь установленного мотора (включая экологический класс и мощность) является изменением конструкции транспортного средства. А такая процедура требует перерегистрации автомобиля. В свою очередь, основанием для такой перерегистрации будет свидетельство о соответствии вашего авто (с обновленным двигателем) требованиям безопасности — согласно, опять же, пункту 52 Постановления № 1764.
Итак, вариант с установкой аналогичного двигателя не требует общения с ГИБДД. А вот неродной мотор надо согласовывать. И первая часть этого пути связана с получением свидетельства. Рассказываем, как это сделать.
Пошаговая инструкция
Повторимся, легализация замены двигателя начинается со свидетельства о соответствии транспорта требованиям безопасности.
Вот как выглядит бюрократическая цепочка получения такого документа:
- Всё начинается с уполномоченной организации — испытательной лаборатории, куда вы обращаетесь за предварительной технической экспертизой, чтобы оценить, возможно ли вообще внести изменения в конструкцию путем установки выбранного двигателя.
- Получив предварительное положительное экспертное заключение, вы подаете в Госавтоинспекцию заявление с просьбой разрешить внести изменение в конструкцию, то есть поставить неродной двигатель.
- Если решение ГИБДД положительное, вы отправляетесь в сервис, обладающий сертификатом на проведение замены двигателя, для внесения заявленных изменений в конструкцию автомобиля.
- По окончании работ покидаете сервис с заявлением-декларацией о выполненных работах и с помощью эвакуатора доставляете обновленное авто на площадку испытательной лаборатории для новой проверки, при успешном завершении которой вас награждают финальным протоколом технической экспертизы.
- Далее прибываете в пункт технического осмотра, где по итогам проверки транспортного средства получаете диагностическую карту.
- Уплачиваете госпошлину 800 рублей за получение свидетельства о соответствии конструкции авто требованиям безопасности.
- Собрав полный пакет документов (то есть «вооружившись» паспортом, ПТС, СТС, квитанцией об уплате госпошлины, предварительным и финальным заключениями технической экспертизы, заявлением-декларацией о проведенных работах с копией сертификата сервисного центра, а также диагностической картой), вы обращаетесь в подразделение Госавтоинспекции и становитесь обладателем свидетельства о соответствии вашего авто требованиям безопасности.
Повторимся, в результате этого квеста вы получили только свидетельство. Переходим к завершающему этапу.
Внесение изменений в ПТС
Далее снова уплачиваете госпошлины: 500 рублей — за получение нового свидетельства о регистрации транспортного средства (СТС); 350 рублей — за корректировку паспорта транспортного средства (ПТС).
Затем обращаетесь в ГИБДД с заявлением на внесение изменений в ПТС и выдачу СТС; в качестве причины указываете внесение изменений в конструкцию авто.
Здесь пакет документов, помимо паспорта, ПТС и СТС, включает свидетельство о соответствии авто требованиям безопасности и полис ОСАГО. И лишь после этого вы становитесь счастливым обладателем нового СТС и, главное, получаете ПТС с внесенными изменениями. На этом процедура замены двигателя полностью завершена и легализована.
Отметим, что подать заявление в Госавтоинспекцию нужно в течение 10 дней с момента получения свидетельства о соответствии автомобиля требованиям безопасности — согласно пункту 13 Правил внесения изменений в конструкцию транспортных средств, утвержденных правительственным Постановлением № 413 от 6 апреля 2019 года.
В случае просрочки вам грозит штраф 1500–2000 рублей по части 1 статьи 19.22 Административного кодекса. Кроме того, управление автомобилем, не зарегистрированным в установленном порядке, чревато штрафом 500–800 рублей — согласно части 1 статьи 12.1 КоАП. А повторная езда на такой машине обернется уже 5-тысячным штрафом либо же лишением прав на 1–3 месяца — в соответствии с частью 1.1 статьи 12.1 Административного кодекса.