Перейти к основному содержанию
Удобная проверка и оплата
ШТРАФОВ ГИБДД
Проверить штрафы РосШтрафы
За что инспектор может отстранить вас от управления автомобилем
Автор: Администратор

Отстранение от управления: как это понимать

Как ни странно, четкое определение термина «отстранение от управления» в российском законодательстве отсутствует. С другой стороны, в нем нет ничего двоякого — само название позволяет толковать его совершенно однозначно.

Всё же поясним, что отстранить от управления автомобилем — значит прекратить эксплуатацию транспортного средства по прямому назначению. Другими словами, вы лишаетесь возможности вести машину и пользоваться рычагами управления.

Означает ли все вышеизложенное, что вы должны покинуть автомобиль? Вовсе нет. Но это формально. В реальности же водитель рискует быть обвиненным в неповиновении законным требованиям инспектора и получить штраф 500-1000 рублей или даже 15-суточный арест в соответствии с частью 1 статьи 19.3 Административного кодекса.

Кроме того, формально у вас не возникает обязанности выдать инспектору ДПС ключи от автомобиля. С другой стороны, сотрудник ГИБДД может потребовать этого, ссылаясь на законодательное основание. Коснемся этого подробнее.

За что можно отстранить от управления

В соответствии с действующим законодательством, существует сразу ряд причин для отстранения от управления ТС.

Перечень их содержит статья 27.12 Административного кодекса:

  • в случае дальнейшего передвижения автомобиля под управлением конкретного водителя может возникнуть реальная угроза для других участников движения (говоря проще, водитель подозревается в употреблении алкоголя или наркотиков);
  • само транспортное средство в силу своего состояния является источником такой опасности;
  • у водителя отсутствуют документы, позволяющие управлять автомобилем (водительское удостоверение, СТС).

Как мы отметили выше, приведенные основания для отстранения от управления содержатся в статье 27.12 КоАП. И многие водители уверены, что перечень исчерпывающий. Это не так. Существует еще одно основание, отраженное в Федеральном законе № 3-ФЗ от 7 февраля 2011 года: это Закон «О полиции», статья 13 (пункт 1, подпункт 37) которого гласит, что инспектор имеет право воспользоваться вашим автомобилем в ситуациях, которые не терпят отлагательств (к примеру, доставить в больницу участника аварии).

Теперь давайте каждую причину для отстранения рассмотрим детальнее.

Состояние опьянения

Можно уверенно заявить о том, что сегодня это основная причина для отстранения от управления транспортным средством. Примечательно, что процедуре подвергается не выявленный нарушитель (то есть водитель, алкогольное или наркотическое состояние которого установлено), а тот, кто подозревается в употреблении запрещенных веществ. Другими словами, в такой ситуации водитель отстраняется от управления как раз для того, чтобы можно было точно выявить его состояние.

Отметим, что отстранить от управления инспектор имеет право не произвольно, «на глазок», а руководствуясь четкими признаками, которые содержат пункты 223 и 227.1 Административного регламента, утвержденного Приказом МВД № 664 от 23 августа 2017 года.

Так, речь идет:

  • о неустойчивой позе (например, водителя пошатывает, ему трудно устоять на месте);
  • запахе алкоголя (только алкоголя — любые другие запахи не являются основанием);
  • нарушении речи;
  • резком изменении цвета лица (именно лица — кожные покровы рук, шеи и других частей тела не учитываются);
  • поведении, не соответствующем ситуации (другими словами, водитель неадекватен).

Говоря о первых четырех признаках, можно констатировать довольно объективную шкалу критериев. А вот что касается неадекватного поведения, тут всё достаточно индивидуально. Подобная трактовка предоставляет инспектору обширную свободу действий в оценке конкретного водителя. И сложно четко определить, что именно покажется сотруднику ГИБДД «не соответствующим ситуации». 

Итак, именно отстранение от управления автомобилем является первым шагом процедуры освидетельствования водителя на алкогольное опьянение. Любой другой «первый шаг» (в том числе «Помочитесь в баночку» или «Дыхните-ка, я понюхаю») является незаконным.

Отметим, что водитель может быть направлен на медосвидетельствование и без предварительной «дорожной» проверки на алкогольное опьянение. При этом указанные выше основания могут игнорироваться. Так, например, происходит в случае ДТП, где есть пострадавшие: водитель направляется на медосвидетельствование на основании определения о возбуждении дела в соответствии с частью 1 или 2 статьи 12.24 Административного кодекса.

Отсутствие документов

Напомним, что в данном случае мы рассматриваем перечень документов на авто, отсутствие которых является основанием именно для отстранения от управления, а не просто для штрафа. Так, отсутствие ОСАГО не дает повода отстранить водителя, хотя и подразумевает штраф: 500 рублей по части 2 статьи 12.3 Административного кодекса — если полис остался до́ма; 800 рублей в соответствии с пунктом 2 статьи 12.37 КоАП — если ОСАГО не выдавался.

Отстранение за отсутствие СТС. Что касается документов, за которые водителя могут отстранить от управления, то, согласно части 1 статьи 27.12 Административного кодекса, одним из них является СТС (свидетельство о регистрации транспортного средства).

В такой ситуации водитель должен иметь представление о правильном порядке действий сотрудника ДПС.

Вот эта последовательность:

  1. Остановка ТС и выявление инспектором факта отсутствия СТС.
  2. Составление в отношении водителя постановления в соответствии с частью 1 статьи 27.12 Административного кодекса.
  3. Отстранение от управления ТС (в этом случае также составляется соответствующий протокол).
  4. Составление еще одного протокола — о задержании транспортного средства.

Таким образом, по факту привлечения за управление автомобилем без СТС должно быть составлено три документа.

Отметим, что в данной ситуации речь идет о том, что водитель забыл СТС дома или потерял его. В том случае, когда документ вообще не получен (к примеру, пропущен 10-дневный срок регистрации в ГИБДД либо автомобиль снят с учета), то основанием для привлечения являются уже, соответственно, часть 1 статьи 12.1 Административного кодекса и часть 1 статьи 19.22 Административного кодекса. Однако привлечение по этим статьям предполагает штрафы (в первом случае 500-800 рублей; во втором — от 1500 до 2000 рублей), но никак не отстранение от управления. А вот эвакуацию на штрафстоянку предполагает: здесь пункт 4 вышеизложенной последовательности четко работает.

На основании этого делаем вывод: отстранение от управления при отсутствии СТС допускается исключительно в случае привлечения по части 1 статьи 27.12 Административного кодекса; отстранение по другим статьям является незаконным.

Отсутствие водительского удостоверения. Здесь возможны два случая, когда предусмотрено отстранение от управления автомобилем:

  • у сидящего за рулем водительские права ранее конфискованы;
  • права просрочены или вообще не выдавались.

Обе ситуации предусмотрены статьей 12.7 КоАП: частями 1 и 2 кодекса.

А вот если водительское удостоверение осталось дома либо утеряно (это предусмотрено частью 2 статьи 12.3 Административного кодекса), то вас не имеют права отстранить от управления автомобилем. В то же время, как и при отсутствии СТС, ситуация предполагает перемещение машины на штрафстоянку.

Неисправность автомобиля

Отстранение от управления по причине неисправности также возможно в определенных случаях.

Речь идет:

  • о неисправных тормозах (ручной тормоз в данном случае не учитывается);
  • неработающем рулевом управлении, включая гидроусилитель (ГУР) или электроусилитель руля (ЭУР);
  • лопнувшем фаркопе или другой части сцепного устройства при наличии прицепа.

Подобные ситуации также предусматривает часть 1 статьи 27.12 Административного кодекса (с отсылкой на часть 2 статьи 12.5 КоАП в качестве основания отстранения от управления авто). Здесь итогом процедуры также является перемещение машины на штрафстоянку.

Ваше авто понадобилось сотруднику ДПС

Речь идет о совершенно законной ситуации. Да, сотрудник полиции имеет полное право воспользоваться вашим автомобилем на основании Закона «О полиции» (конкретно, статьи 13) и пункта 6.14 (он дублирует статью) Административного регламента.

Безусловно, здесь нет вседозволенности: существует перечень случаев, когда можно воспользоваться автомобилями, которые принадлежат гражданам.

Такое право появляется:

  • если возникает необходимость пресечь преступление;
  • требуется срочное преследование преступника;
  • пострадавший в аварии должен быть доставлен в больницу;
  • необходима буксировка автомобилей, поврежденных в ДТП;
  • сотрудник должен оперативно добраться к месту, где совершено преступление или административное нарушение (включая аварию).

Отметим, что, согласно пункту 90 Административного регламента МВД, в ходе использования ТС сотрудником полиции управление автомобилем осуществляет сам водитель (который и управлял машиной до момента остановки) при условии, что отсутствуют основания для его отстранения в соответствии с частью 1 статьи 27.12 и пунктом 223 Административного регламента.

Кроме того, у водителя появляется право требовать возмещения затрат, связанных с использованием его авто, включая стоимость горючего или расходов на ремонт в случае причинения автомобилю материального ущерба.

Как правильно должен быть составлен протокол

Составление протокола отстранения является обязательным атрибутом. Важно отметить, что документ должен быть написан, что называется, на месте.

Протокол обязательно комплектуется следующей информацией:

  • датой и временем отстранения;
  • основанием для отстранения;
  • ФИО и должностью инспектора ДПС;
  • ФИО водителя;
  • сведениями о транспортном средстве;
  • подписью полицейского.

 

Как только протокол составлен, инспектор его передает вам для подписания. Вы имеете право отказаться — в этом случае сотрудник ГИБДД зафиксирует в документе ваш отказ. Подобные действия с вашей стороны никак не повлияют на саму ситуацию, в том числе не ухудшат вашу позицию в случае обжалования действий инспектора.

По логике вещей, составление протокола отстранения должно предварять саму эту процедуру, то есть документ оформляется раньше. Однако в Административном кодексе подобная очередность не пописана, поэтому на практике он может быть составлен и позже. В то же время, протокол является документом, инициирующим отстранение. То есть пока его нет — процедура не запущена.

Формально все логично, однако шансы доказать при обжаловании в суде незаконность требования инспектора об отстранении в силу отсутствия составленного на тот момент протокола представляются нам весьма туманными.

Еще один важный нюанс составления протокола касается наличия понятых в качестве альтернативы видеофиксации. Именно альтернативы, поскольку частью 2 статьи 27.12 Административного кодекса предусматривается отстранение водителя от управления транспортным средством при условии, что присутствуют понятые (в количестве минимум двух человек) либо инспектором ведется видеозапись. Таким образом, понятые могут и не присутствовать при отстранении.

Подобные вариации дополнительно свидетельствуют об отсутствии строгой очередности, предусматривающей составление протокола ранее того момента, когда сотрудник ГИБДД потребует покинуть машину.

На сколько максимально можно отстранить от управления?

Административный кодекс не содержит ответа на этот вопрос. Более того, Административный регламент МВД также не проясняет ситуацию. Таким образом, можно констатировать отсутствие в законодательстве четких сведений о максимальном сроке, на который можно отстранить от управления автомобилем.

Может ли кто-то заменить водителя в случае отстранения?

Это возможно. Когда рядом с водителем находится пассажир, при себе имеющий права и вписанный в ОСАГО, то при наличии СТС на автомобиль он может сесть за руль. Если, конечно, причиной отстранения не является неисправность авто, неотложная потребность инспектора в машине или ее статус как вещественного доказательства по уголовному делу.

А если отстранили незаконно?

Если вы считаете, что отстранение проведено с нарушением действующего законодательства, то в первую очередь потребуйте от инспектора сообщить номер дежурной части, где он служит. В обоснование требования ссылайтесь на пункт 52 Административного регламента МВД.

Получив номер, позвоните и пожалуйтесь на конфликтную ситуацию и неправомерные действия сотрудника ГИБДД. В этом случае у вас есть шанс увидеть старшего инспектора, который и должен будет урегулировать ситуацию на месте.

Если вас все-таки отстранили, причем, по-вашему мнению, незаконно, то пожалуйтесь письменно и сразу в три инстанции.

Сделайте это в адрес:

  • непосредственного руководителя того сотрудника, который вас отстранил;
  • районного суда (по месту совершения правонарушения);
  • прокуратуры (по месту совершения правонарушения).

Четко установленной формы жалобы нет — вы пишете в свободной форме. Помимо обязательных сведений (ФИО ваши и инспектора, текущая дата и подпись, сведения об авто), вы указываете, когда и где было зафиксировано нарушение, не забывая об обстоятельствах отстранения. И далее сообщаете ваши требования (отменить незаконное отстранение, привлечь виновного).

Отметим, что при отстранении вас от управления автомобилем до процедуры освидетельствования, которая не выявила опьянение, само отстранение не считается незаконным. И действия инспектора соответствуют установленным нормам и требованиям. Если, конечно, вам не удастся доказать, что заявленных признаков опьянения быть не могло — как вы понимаете, сделать это чрезвычайно тяжело.

И напоследок: если в итоге вы докажете незаконность отстранения, то возникает логичный вопрос…

Чем это чревато для инспектора ДПС?

Формально сотрудник ГИБДД может понести как административную, так и уголовную ответственность.

В зависимости от того, какова тяжесть последствий, речь идет:

  • о штрафе в размере 20 000 рублей на основании статьи 12.35 Административного кодекса;
  • штрафе до 80 000 рублей или даже лишении свободы сроком до четырех лет в соответствии со статьей 286 Уголовного кодекса.

В то же время нужно быть реалистами и понимать, что сотрудника МВД нечасто настигает даже административная ответственность, а про уголовную и говорить нечего. Однако это отнюдь не означает отказа от борьбы за свои права и восстановления справедливости в случае незаконного отстранения от управления транспортным средством. Делать это можно и непременно нужно!

Наши сервисы
Наши сервисы
Оформить полис ОСАГО
Оформить полис ОСАГО
Оформить
Проверить налоговые задолженности по ИНН
Проверить налоговые задолженности по ИНН
Проверить
Установите плагин для браузера и получайте уведомления вовремя
Установите плагин для браузера и получайте уведомления вовремя
Установить