Ситуация: вы бьете авто, которое двигалось в нарушение правил. Кто виноват?
Полезная информация

Ситуация: вы бьете авто, которое двигалось в нарушение правил. Кто виноват?

1230
Читать: 5 минут

Представьте, что вы едете по дороге с соблюдением ПДД, и тут с «выделенки» на вашу полосу выруливает лихач, которого вы бьете. На место ДТП прибывают инспекторы — вы показываете видео с регистратора, где четко виден маневр авто с выделенной полосы, по которой машина двигалась в нарушение правил. Просмотрев запись, инспекторы признают виновным… как вы думаете, кого?

До недавнего времени

А до недавнего времени виновником почти гарантированно назначили бы вас. Почему?

Сотрудники ГИБДД считают, что ваши действия идут вразрез с пунктом 8.4 ПДД, который обязывает при маневре уступить дорогу автомобилю справа.

В подобной ситуации инспекторы руководствуются частью 3 статьи 12.14 Административного кодекса и штрафуют вас на 500 рублей за то, что не пропустили автомобиль с преимущественным правом движения. С одной стороны, сумма небольшая. Однако это не главная статья расходов. Основные затраты в том, что вы ремонтируете свою машину за свои же деньги и «бонусом» получаете ОСАГО в следующем году уже по выросшей цене.

И сотрудники ГИБДД совершенно игнорируют то обстоятельство, что водитель, ехавший по выделенной полосе для общественного транспорта, сам нарушал правила. Вернее, игнорировали до недавнего времени.

Что изменилось

Дело в том, что Верховный суд, рассмотрев схожую ситуацию, постановлением Пленума ВС № 20 от 25 июня 2019 года лишил любых преимуществ на дороге тех водителей, которые двигаются в нарушение правил.

Таким образом, в нашей ситуации виновником аварии являетесь не вы, а водитель авто, вырулившего с выделенной полосы.

К слову, за движение по «выделенке» в нарушение ПДД виновника ждет штраф:

  • 3000 рублей на основании части 1.2 статьи 12.17 КоАП — для водителей Москвы и Санкт-Петербурга;
  • 1500 рублей согласно части 1.1 статьи 12.17 Административного кодекса — для автовладельцев других регионов страны.

Итак, водитель, который нарушает ПДД, лишается какого-либо преимущества и наделяется лишь обязанностью уступить дорогу любому транспортному средству, которое может оказаться рядом в процессе маневрирования.

По словам ведущего специалиста Европейской юридической службы Ореста Мацалы, решение Верховного суда ставит вне закона, помимо прочих, и так называемых обочечников, которые нередко встречаются на пути водителей, съезжающих с магистрали на прилегающую дорогу.

Как быть, если в реальности всё иначе?

Безусловно, вопреки решению Верховного суда, водитель, на которого наехал такой обочечник, и сегодня не застрахован от обвинений в ДТП. Но в этом случае обязательно нужно бороться.

Прежде всего, еще на стадии оформления протокола следует прямо в тексте указать, что вы с ним не согласны, указав причины несогласия. Далее на основании протокола выносится постановление, для обжалования которого вам по закону дается 10-дневный срок с того момента, как получена копия.

Отметим, что, согласно действующему законодательству, вы не имеете права обжаловать протокол — это можно сделать только в отношении постановления. С другой стороны, не дожидаясь постановления, вы можете подать жалобу на действия инспектора сразу после оформления протокола с изложением причин несогласия и просьбой об отмене наказания.

С жалобой вы обращаетесь либо к непосредственному руководителю того сотрудника, который оформил протокол о нарушении, либо напрямую в районный суд. Если районный суд оставил постановление в силе, обжалуйте его в городском, областном суде и так далее по цепочке.

К слову, такое обжалование не облагается пошлинами. Следовательно, если вы готовы защищаться в суде самостоятельно, то не столкнетесь с существенными затратами. Вопрос лишь в том, на каком этапе суд встанет на вашу сторону, потому что на самом высшем уровне — в Верховном суде — вы гарантированно получите поддержку.

Новые статьи
Все статьи