Противотуманные фары: когда их разрешено и запрещено включать
Полезная информация

Противотуманные фары: когда их разрешено и запрещено включать

11119
Читать: 14 минут

Здравствуйте, друзья! Тема сегодняшнего разговора — противотуманные фары (ПТФ), или попросту противотуманки. Разберемся, когда их разрешено либо, наоборот, запрещено использовать, и какие санкции грозят в случае нарушения этих требований.

Необходимо сразу отметить, что какие-либо запреты или обязанности по включению противотуманных фар в ПДД отсутствуют. Правилами лишь прописаны ситуации, когда их можно использовать. О каких ситуациях речь? Поясним.

ПДД: раздел 19

Именно здесь кроется ответ на вопрос.

Согласно пунктам 19.3; 19.4; 19.5 и 19.7 ПДД, возможность (но не обязанность) пользоваться противотуманными фарами появляется:

  • во время дождя, тумана, снегопада — в общем, когда видимость на дороге явно недостаточна.  Причем одновременно с ПТФ необходимо включать ближний или дальний (когда ПДД этого не запрещают) свет фар;
  • вечером или ночью — другими словами, при движении по неосвещенной дороге. Как и в ситуации выше, вы должны при этом обязательно включать ближние или дальние фары;
  • днем или утром, то есть в светлое время можно пользоваться противотуманками вместо ближних фар при обозначении транспортного средства на дороге;
  • при включении габаритных огней в случае стоянки либо остановки вечером или ночью на неосвещенном участке дороги и при недостаточной видимости — в этих ситуациях допускается, совместно с «габаритами», пользоваться и противотуманными фарами.

К слову, напомним, что недостаточной видимостью, согласно пункту 1.2 ПДД, является дальность обзора менее 300 метров при сумерках или осадках.

Вышеуказанные ситуации, при которых возможно использование противотуманных фар, на практике означают запрет их применения в любых других случаях.

Особенности езды днем

Итак, дневное время суток предусматривает использование ПТФ в непогоду при видимости менее 300 метров, а также вместо ближних фар при обозначении авто на дороге.

Другими словами, если модель вашей «ласточки» предусматривает в случае выключения ближних фар автоматический запуск дневных ходовых огней (ДХО), то включать дополнительно противотуманки уже нельзя, поскольку они разрешены лишь с габаритными огнями. Впрочем, даже с технической точки зрения подобный тандем невозможен.

Когда именно запрещены ПТФ

Исходя из четко прописанных условий, разрешающих использовать противотуманные фары, можно сформулировать ситуации, когда они запрещены.

Итак, пользоваться противотуманками нельзя:

  • вечером или ночью — на освещенной дороге;
  • в ночное время или при недостаточной видимости — в качестве ближних или дальних фар;
  • днем — одновременно с ДХО или ближними фарами.

Кстати, бытует мнение, что возможность использования ПТФ зависит от того, едет ли авто по населенному пункту либо загородной дороге. Это миф — ПДД таких различий не содержат.

Очевидно, причина подобных выводов кроется в том, что загородные трассы нередко изобилуют неосвещенными участками. И как правило, именно там автомобилисты имеют возможность включать ПТФ на законных основаниях.

Каким цветом разрешается светить?

Для ответа на вопрос достаточно обратиться к Перечню неисправностей, исключающих эксплуатацию транспортного средства (это приложение к ПДД).

Пункт 3.6 этого документа разрешает для передних фар только желтые, белые либо оранжевые огни. Для задних фар допускаются белые (задний ход и освещение госномера), красные, оранжевые или желтые (противотуманные) огни.

Еще раз: ПТФ могут заменить ближний свет?

Как отмечали ранее, есть две ситуации, когда можно пользоваться противотуманками место ближних фар.

Во-первых, это позволительно делать днем, чтобы обозначить свое авто для других транспортных средств. Во-вторых, вечером или ночью — при стоянке или остановке на неосвещенном участке дороге, но лишь совместно с габаритными огнями.

Условия включения задних ПТФ

В соответствии с пунктом 19.7 ПДД, основанием для использования задних противотуманных фонарей является исключительно недостаточная видимость.

Другими словами, если за окном непогода (ливень, туман, снегопад) или сумерки, при которых дальность обзора составляет менее 300 метров, вы имеете право пользоваться задними противотуманными фонарями.

Предусмотрена ли ответственность за ослепление противотуманными фарами?

Это покажется странным, но санкций в подобном случае нет. В такой ситуации, согласно Правилам дорожного движения, обязанность выключить огни распространяется исключительно на дальний свет.

А если вы ослепили других участников движения противотуманными фарами (и вам сигналят «аварийкой», как это предусматривают ПДД), то формально не обязаны их выключать.

Нюанс тут в другом. Если встречных водителей слепят противотуманки, значит, они работают неправильно. Чаще всего причиной является источник света, который не предусмотрен или вовсе запрещен для этих фар.

И такая ситуация является уже явным нарушением, предусмотренным статьей 12.20 Административного кодекса, и грозит предупреждением либо штрафом 500 рублей. Если же в некорректной работе ПТФ обнаружат дефект из Перечня неисправностей, запрещающих эксплуатацию авто, то нарушитель сталкивается с реальной угрозой лишения прав на 6 — 12 месяцев согласно части 3 статьи 12.5 Административного кодекса.

Изначально авто без ПТФ. Законна ли «ручная» установка?

Если противотуманные фары не предусмотрены производителем вашего автомобиля, то их установка означает внесение изменений в конструкцию.

А такая процедура требует:

  • разрешения Госавтоинспекции;
  • протокола безопасности (из лаборатории — уже после монтажа ПТФ);
  • прохождения техосмотра;
  • свидетельства о соответствии изменений требованиям безопасности.

Отсюда можно сделать вывод, что изменением в конструкцию не является ситуация, когда противотуманные фары переставлены с более продвинутой комплектации автомобиля.

Это полностью соответствует Техническому регламенту Таможенного союза (утвержденному Комиссией ТС № 877 от 9 декабря 2011 года), пункт 77 которого освобождает от подобной процедуры транспортное средство в случае установки противотуманок, рассчитанных на данную модель и предусмотренных в эксплуатационной документации.

Таким образом, когда вместо ПТФ бюджетная комплектация «светит» заглушками, то вы можете переставить противотуманки с более дорогой версии авто. Но это обязательно должны быть фары конкретно под вашу марку, модель и модификацию. А вот поставить противотуманные фары с рестайлинговой версии на дорестайлинговую уже нельзя.

Справедливости ради отметим, что даже установка ПТФ, предусмотренных заводом, нарушает пункт 3.1 Перечня неисправной, поскольку в этом случае световые приборы по своему количеству не соответствуют первоначальной (заводской) конструкции.

Теоретически это штраф 500 рублей согласно части 1 статьи 12.15 Административного кодекса. То есть формально вы все равно должны зарегистрировать внесенные в конструкцию изменения, правда, в упрощенном порядке.

Но в реальности вероятность того, что инспектор отличит стоковую версию от тюнинга (другими словами, поймет, что вы купили авто без противотуманок и лишь позднее их поставили), уверенно стремится к нулю. Конечно, если это именно «родные» противотуманные фары, предусмотренные заводом-изготовителем.

И тут самое главное — это правильное подключение фар к автомобильной электросети. В противном случае расходы могут в разы превысить 500-рублевое наказание.

Допускается ли демонтаж заводских противотуманных фар?

Здесь можно сказать однозначно: нет.

Почему? Потому что к изменению конструкции относится не только оснащение автомобиля «неродными» компонентами; но и демонтаж элементов, предусмотренных заводом-изготовителем.

И в отличие от предусмотренной Техрегламентом установки противотуманок, их снятие законных оснований не имеет. Впрочем, инспектор и тут практически гарантированно не сможет определить, что заглушки на месте ПТФ — это незаводская комплектация.

Возможна ли установка в ПТФ светодиодных ламп либо ксенона?

Тут всё просто. Если конструкцией противотуманных фар подобный вариант предусмотрен, то — без проблем.

И в этом случае нужно руководствоваться Перечнем неисправностей, пункт 3.4 которого запрещает пользоваться транспортным средством при установке ламп, не соответствующих типу фары.

Таким образом, если противотуманная фара разработана для эксплуатации с галогеновым источником света, то устанавливать в нее светодиодную лампу (LED-источник) или ксенон запрещено.

О штрафах

В заключение скажем четко обо всех финансовых рисках, связанных с противотуманными фарами.

Наказать водителя инспектор может по трем основаниям:

  • использование противотуманных фар с нарушением ПДД;
  • отсутствие ПТФ, предусмотренных конструкцией автомобиля, или, наоборот, несанкционированное конструкционное изменение в виде установленных противотуманок;
  • установка ксеноновых или светодиодных ламп в условиях, когда противотуманные фары на это не рассчитаны.

В каждой ситуации предусмотрены свои санкции.

Использование противотуманных фар с нарушением ПДД. Нормы применения противотуманных фар (впрочем, как и любого внешнего светового прибора автомобиля) изложены в разделе 19 Правил дорожного движения. И в случае любого нарушения ответственность грозит по статье 12.20 Административного кодекса в виде штрафа 500 рублей.

Теоретически штраф может быть заменен предупреждением (статья предусматривает такой вариант), однако в реальности подобная удача практически исключена.

Отсутствие либо несанкционированная установка ПТФ. Здесь применяется часть 1 статьи 12.5 Административного кодекса, предусматривающая аналогичное наказание в виде предупреждения либо штрафа 500 рублей. Но в данном случае проблемы только начинаются.

Следом за постановлением собственнику наверняка придет письмо из ГИБДД с просьбой представить машину на осмотр, дабы удостовериться, что конструкция транспортного средства не подверглась изменению. И если этого не сделать, то следующим шагом становится прекращение регистрации авто.

Установка непредусмотренных ксеноновых или светодиодных ламп. В такой ситуации наступает ответственность, также предусмотренная частью 1 статьи 12.5 Административного кодекса и чреватая штрафом 500 рублей.

Ранее мы отмечали, что инспектор может усмотреть здесь основание для применения части 3 статьи 12.5 КоАП, которая грозит совсем иными последствиями, а именно лишением прав на 6 — 12 месяцев. Однако дела́ по такому основанию, как правило, закрываются уже после первого рассмотрения.

Всё дело в Постановлении Верховного Суда № 20 от 25 июня 2019 года, в соответствии с которым лишение прав грозит при одновременном несоответствии цвета огней и режима их работы.

Таким образом, установка ксеноновых или светодиодных ламп, которые не предусмотрены для использования в конкретных противотуманных фарах, наказывается исключительно по части 1 статьи 12.5 Административного кодекса. В то же время, по этой статье инспектор выносит требование об устранении выявленного нарушения. А неисполнение требования чревато уже прекращением регистрации транспортного средства.