Полезная информация

Правильная буксировка: что нужно знать водителю

2233
Читать: 10 минут

Здравствуйте, дорогие друзья! В этой статье мы подробно рассмотрим буксировку транспортных средств, включая виды сцепки, максимальную скорость, и конечно же, штрафы.

Требования к буксировке

Прежде всего, обратимся к ПДД и выясним, какие ограничения предъявляются к буксировке автомобиля.

Вот они:

  • на основании пункта 20.2.1 Правил, водитель буксирующего транспортного средства должен иметь стаж вождения минимум 2 года;
  • согласно пункту 20.1 ПДД, водитель может отсутствовать за рулем буксируемого автомобиля, но лишь в том случае, если используется жесткая сцепка с машиной-буксировщиком и обеспечивается прямолинейное движение обоих транспортных средств;
  • в соответствии с пунктом 20.2 Правил, легковой автомобиль может буксироваться вместе с пассажирами. Эта норма исключает частичную погрузку (когда буксируемое авто передней осью ставится в кузов машины-буксировщика);
  • в случае гибкой сцепки буксировочный трос должен быть длиной 4-6 метров, а на нем — минимум два флажка с чередующимися красными и белыми полосами;
  • жесткая сцепка допускается сцепным устройством длиной до 4 метров;
  • буксировка машины, имеющей неисправную рулевую или тормозную систему, допускается только в случае, если применяется частичная погрузка; при этом масса буксировщика должна быть минимум вдвое больше буксируемого авто;
  • запрещается применять трос (то есть использовать гибкую сцепку) в гололедицу;
  • буксировка одновременно двух и более машин также запрещена.

А теперь детально рассмотрим нюансы буксировки в формате вопросов и ответов.

Аварийная сигнализация: обязательно ли ее включать?

Обязательно. Однако, согласно пункту 7.1 ПДД, требование это распространяется лишь на буксируемый автомобиль. Если аварийная сигнализация отсутствует или неисправна, то, в соответствии с пунктом 7.3 Правил, задняя часть транспортного средства оснащается знаком аварийной остановки. В данном случае совершенно неважно, как он закреплен — главное, чтобы виден был водителям, которые едут позади.

С какой максимальной скоростью можно буксировать?

В соответствии с пунктом 10.4 ПДД, максимальная скорость буксировки составляет 50 км/ч. При этом, согласно пункту 10.2 Правил, в жилой зоне и на дворовой территории всем транспортным средствам разрешается ехать с максимальной скоростью 20 км/ч. Безусловно, указанное требование распространяется и на правила буксировки.

Есть ли различия в правилах буксировки авто, грузовиков и мотоциклов?

Грузовые автомобили выделяются двумя нюансами. Так, запрещено находиться в кузове грузовика, который взят на буксир ― вне зависимости от того, жесткая или гибкая сцепка применяется. Если же используется частичная погрузка, то в кузове буксировщика также не должно быть людей. К слову, и буксируемый автобус должен иметь пустой салон.

Что касается мотоциклов, то Правилами запрещена их буксировка, если отсутствует боковая коляска. Более того, мотоцикл-буксировщик тоже должен быть с коляской, иначе он не имеет права буксировать.

А вот велосипед или мопед нельзя буксировать или использовать в качестве буксировщика в соответствии с пунктом 24.9 Правил. Исключения составляют прицепы, специально предназначенные для эксплуатации в связке с мопедом или велосипедом, — их буксировать можно.

А теперь — о штрафах

Нарушение правил буксировки наказывается штрафом 500 рублей в соответствии со статьей 12.21. Административного кодекса.

Как уже отмечали выше, буксировка предписывает четкий скоростной режим. За его нарушение предусмотрена ответственность по статье 12.9 Административного кодекса: от 500 рублей (в соответствии с частью 1) до лишения прав на 12 месяцев (согласно пункту 7) — в зависимости от того, на сколько именно превышена скорость.

Кроме того, отсутствие габаритных огней вечером и ночью у обоих транспортных средств, равно как и аварийной сигнализации у буксируемого автомобиля, карается штрафом 500 рублей на основании статьи 12.20 Административного кодекса.

К слову, если «буксировочное нарушение» выявлено впервые (причем не в течение последнего года, а за весь период водительского стажа) и не повлекло за собой ДТП, то, согласно статье 3.4 Административного кодекса, штраф заменяется предупреждением. Однако в жизни подобная норма применяется крайне редко и штрафа нарушителю практически не избежать.

Еще относительно недавно ПДД не содержали требования к стажу вождения лица, которое осуществляет буксировку автомобиля. Однако правительственным Постановлением № 333 от 24 марта 2017 года Правила дополнены пунктом 20.2.1, где установлена такая норма. Теперь минимальный стаж водителя, буксирующего транспортное средство, составляет 2 года. В то же время отдельное наказание за такое нарушение не предусмотрено, поэтому виновник карается штрафом 500 рублей в соответствии со статьей 12.21 Административного кодекса, которая в равной степени справедлива для буксировки любого транспортного средства.

Если буксировка осуществляется автомобилем, принадлежащим организации, то в случае нарушения правил санкции юрлицу не грозят. Другими словами, ответственность понесет конкретный водитель.

Разговор о штрафах неминуемо рождает вопрос о том, могут ли забрать авто на штрафстоянку в случае нарушения правил буксировки. Наш ответ: нет. Статьей 27.13 КоАП, содержащей основания и регламентирующей порядок эвакуации транспортного средства, не предусматривается подобная мера.

Отметим, что при буксировке автомобиля, имеющего нерабочие тормоза или неисправное рулевое управление, вы одновременно допускаете два нарушения. Во-первых, речь идет о несоблюдении правил буксировки; во-вторых, налицо неисправность, при которой запрещается эксплуатировать транспортное средство. В то же время причиной двух указанных нарушений является одно и то же незаконное действие, которое не может караться дважды. В данном случае нарушение правил буксировки — это частный случай невыполнения требования о запрете эксплуатации неисправного автомобиля. Следовательно, к ответственности следует привлекать именно за неправильную буксировку, а такое нарушение не предусматривает эвакуацию автомобиля.

Тогда возникает новый вопрос: правомерно ли поступает инспектор, штрафуя «головного» водителя за неправильную буксировку, а «буксируемого» — за неисправное транспортное средство? В такой ситуации всё логично и законно, поскольку здесь имеют место уже два отдельных нарушения и, соответственно, два наказания.
Безусловно, штрафы — вещь неприятная и обременительная. В то же время есть и плюс: любой штраф, выписанный в случае неправильной буксировки, можно оплатить со скидкой 50% в первые 20 дней с момента, когда вынесено постановление. Пожалуй, самый быстрый и удобный способ это сделать — воспользоваться приложением «РосШтрафы», которое за пару секунд ставится на смартфон или браузер ноутбука. Уведомление о любом нарушении вы получаете уже через 1-2 часа и в два клика погашаете штраф; а квитанция сразу поступает на электронную почту.

И в заключение: кто виновник?

Давайте напоследок рассмотрим ситуацию, когда «буксировочный поезд» стал причиной ДТП. Кто в этой ситуации является виновником: тот, кто буксировал, или тот, кого буксировали?

По закону зачинщик аварии тот, чьи действия причинили имущественный вред или ущерб здоровью. Таким образом, в случае с буксировкой виновники заранее не известны.

К примеру, если водитель автомобиля, который буксируется тросом, вдруг выворачивает вправо руль и задевает соседнюю машину, то именно он является виновником. Равным образом ответственность на нем будет и в том случае, если резкий маневр спровоцирует занос автомобиля-буксировщика.

Если же причиной ДТП является превышение скорости, то здесь виновным однозначно является водитель буксировщика. Очевидно, что буксируемая машина не может воздействовать на авто, которое его тянет, из-за риска новой аварии. Аналогичным образом жесткая сцепка и частичная погрузка избавляют водителя буксируемого авто от любой ответственности за маневры, которые предпринимает водитель буксировщика.