Почему инспекторы отказываются признавать электронные СТС
Полезная информация

Почему инспекторы отказываются признавать электронные СТС

1417
Читать: 9 минут

Внедрение в жизнь электронного свидетельства о регистрации транспортного средства (СТС) отчаянно буксует. В ходе реальной проверки на дороге сотрудники ГИБДД упорно отказываются признавать электронный СТС в качестве полноценного документа.

Новый функционал совершенно не впечатляет инспекторов — они по-прежнему требуют предъявить бумажный вариант (точнее, заламинированную карточку), ссылаясь на то, что не оснащены необходимым оборудованием и соответствующим программным обеспечением для проверки СТС в электронном виде.

Минцифры: проблем нет

Подобные заявления опровергаются в федеральном Министерстве цифрового развития, специалисты которого утверждают, что электронную проверку может сегодня провести любой инспектор, вне зависимости от региона.

Однако в реальности всё иначе. По словам самих инспекторов, опрошенных на днях в Москве и Подмосковье, никаких устройств, которые считывают QR-коды, им не выдают. И в этой ситуации нереально проверить в электронном виде не только СТС, но ПТС и ОСАГО. Поэтому сотрудники ГИБДД заявили, что, во избежание проблем с проверкой, лучше всего распечатать на бумаге копии этих электронных документов и предъявлять их инспектору.

В такой ситуации интересно мнение автоэкспертов. Они утверждают, что причина массового отказа сотрудников ГИБДД от электронной проверки кроется в другом — в настоящее время просто нет нормативного документа, который бы наделял цифровой СТС «званием» официального документа. И как только это произойдет, проблема легитимности отпадет сама собой, поскольку инспектор уже не сможет игнорировать такой документ.

А пока дела вовсе не радужные. Напомним, электронный формат СТС внедрен Министерством цифрового развития в начале осени нынешнего года. Проект, реализуемый в мобильном приложении «Госуслуги Авто», официально именуется экспериментом. Впрочем, нововведение уже завоевало популярность среди автомобилистов, что подтверждается высокими рейтингами (4,5 балла в Google Plaу и 4,3 балла в App Store), а также почти миллионом скачанных копий программы. Однако сформированные электронные документы в большинстве своем абсолютно не пользуются доверием у сотрудников ГИБДД.

Так, один водитель оставил отзыв о приложении в Google Play и сообщил, что инспектор не только отказался принять цифровой документ, но составил административный протокол об отсутствии СТС, по которому автомобилисту грозит штраф 500 рублей согласно части 1 статьи 12.3 Административного кодекса. Более того, машину чуть не отправили на штрафстоянку (на основании части 1 статьи 27.13 КоАП), но выручила жена — подвезла бумажный документ до начала эвакуации транспортного средства.

Подобные проблемы подтверждаются и другими свидетельствами автомобилистов, один из которых написал, что при попытке показать QR-код вместо бумажного СТС услышал от инспектора массу нелицеприятных оценок своих умственных способностей, которые венчались требованием показать «нормальный документ». На все возражения сотрудник ГИБДД громогласно заявлял о том, что «нет такого закона», который бы уравнивал в правах QR-код и традиционный бумажный вариант СТС.

Почему инспекторы отказываются признавать электронный СТС

К слову, есть и жалобы другого рода. Некоторые пользователи приложения «Госуслуги Авто» отмечают нестабильность отображения QR-кода в программе, а также появление в аккаунте чужих транспортных средств.

Однако подобные проблемы в Минцифре также опровергают: специалисты ведомства ничего похожего не замечали. Там заявляют, что, установив приложение, любой пользователь без проблем может показать инспектору QR-код прямо на экране гаджета. И, опять же, никаких проблем эксперты министерства не зафиксировали, хотя, по их словам, тестируют качество приложения по всей стране.

Несмотря на столь бодрые реляции, региональные подразделения ГИБДД по-прежнему советуют автомобилистам возить с собой именно бумажные оригиналы документов, ссылаясь на экспериментальный характер нововведения и отсутствие четкого статуса электронного СТС. Что касается МВД в целом, то пресс-служба ведомства хранит молчание по этому поводу, вопреки всем просьбам разъяснить ситуацию с легитимностью предъявления цифрового аналога свидетельства о регистрации транспортного средства.

Всё это прямо и косвенно подтверждает проблемы с QR-кодом и слова экспертов о том, что без официального закрепления электронного статуса в нормативных актах — прежде всего, в ПДД —инспекторы и дальше будут игнорировать цифровую проверку СТС.

Есть и те, кто не склонен драматизировать события. По словам координатора движения «Синие ведерки» Петра Шкуматова, он тоже не знает случаев, когда бы приложение «Госуслуги Авто» применялось успешно. В то же время инспекторы, как правило, в подобных ситуациях проявляют понимание, ограничиваясь устным предупреждением (без письменного оформления).

Можно сказать, что подобные действия сотрудников ГИБДД являются не просто справедливыми, но поистине благородными, поскольку действующими сегодня Правилами дорожного движения предусматривается проверка именно оригиналов водительского удостоверения, СТС и полиса ОСАГО. И если электронный вариант «автогражданки» прописан пунктом 2.1.1(1) ПДД, то никакого цифрового аналога СТС там не предусмотрено.

Вот потому-то инспекторы, что называется, идут в отказ, не признавая QR-код свидетельства о регистрации транспортного средства.

Преждевременное решение

Впрочем, инспекторы наверняка знают, что сегодня проводится эксперимент с электронным СТС и потому зачастую выбирают «золотую середину» — не признают QR-код, но и не штрафуют, ограниваясь устным предупреждением. 

Как отмечается Петром Шкуматовым, такая ситуация действительно рождает требование нормативного закрепления статуса электронного СТС. Правда, тут появляется еще одна проблема: нужно обязательно предусмотреть порядок действий (как водителя, так и сотрудника ГИБДД) на тот случай, если смартфон автомобилиста в момент предъявления цифрового документа банально разрядится или выйдет из строя. От подобных ситуаций не застрахован никто, и потому они должны быть прописаны в нормативных документах.

Эта позиция полностью соответствует мнению вице-президента Национального автомобильного союза Антона Шапарина, который уверен, что решение Минцифры о публикации отдельного приложения «Госуслуги Авто» является поспешным. Как минимум, его функционал должен являться составной частью приложения «Госуслуги» — главного цифрового инструмента взаимодействия государства и гражданина. 

Кроме того, любой сотрудник обязан соблюдать действующее законодательство, где ни слова нет об электронном СТС и приложении «Госуслуги Авто», которое с точки зрения инспектора не имеет никакой юридической силы.

По словам Антона Шапарина, в разрабатываемом сейчас проекте нового Административного кодекса электронная проверка СТС также не предусмотрена. Очевидно, речь идет о преждевременных инициативах. Но главное — налицо недоработка между различными ведомствами, которая закладывает новые противоречия и проблемы. А виноватыми, как это зачастую бывает, снова окажутся автомобилисты.

Новые статьи
Все статьи